Учебник по системной терапии и консультированию.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Учебник по системной терапии и консультированию.

Это учебник по системной терапии и консультированию. В нем впервые систематизировано развитие системного подхода в течение последних десятилетий: наглядно представлены теоретические модели, разнообразие надежных и испытанных системно-теоретических практик, спектр применения системных концепций и даже критика системного подхода. Здесь изложены не только основы метода, но и примеры работы с индивидуальными клиентами, группами, коллективами и организациями. А также особенности применения системного подхода в таких областях, как медицина, психотерапия, социальная работа, менеджмент, предпринимательство, политика и т. п.
Книга адресована широкой читательской аудитории: студенты получат общее представление о системном подходе, а практикующие специалисты найдут в ней немало ценных сведений об использовании системных концепций в терапевтической и консультативной практике. В то же время книгу можно рассматривать и как справочник: отдельные ее разделы и части читаются независимо друг от друга.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие Хельма Штирлина
Предисловие авторов
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

От семейной терапии — к системной терапии и консультированию
1.1. Наброски к истории системной терапии
1.2. Краткий обзор моделей
1.3. Миланская модель и ее значение
Наброски к истории Миланской модели
Исходные границы Миланской модели
Основные направления и принципы; циркулярные вопросы
Инвариантные интервенции
Путь Босколо и Чеккина
1.4. Вместо проблем — решение: краткосрочная терапия, ориентированная на решение
1.5. Сотрудничество вместо интервенции: рефлексирующая команда
1.6. Интеракция как общение: нарративный тип мышления
1.7. Изначальный порядок и смирение: концепция Берта Хеллингера
Изначальный порядок
Равновесие между «брать» и «давать»
Прерванное движение любви к родителям
В поисках силы
Понимание истины
II. ТЕОРИЯ
2. О поисках, находках и пользе теоретических положений …
2.1. Не является ли словечко «системный» проективным тестом?
2.2. Краткая история системно-теоретического движения
2.3. Что есть система?
2.4. Кибернетика первого порядка: часть и целое, границы, правила
Соотношение части и целого: подсистема и внешний мир
Границы
Правила
2.5. От гомеостаза к флюктуации, хаосу и синергетике …
Концепция гомеостаза
«По ту сторону от гомеостаза»: флюктуация
Синергетика: от хаоса к структуре
2.6. Как жизнь творит себя сама: теория аутопоэтических систем
2:7. Не более чем коммуникация: теория социальных систем
2.8. Возвращение к личности: теория систем, центрированная на личности
2.9. Мир, созданный общими усилиями: социальный конструкционизм
2.10. Конец больших проектов: философия постмодернизма
3. Основные вопросы системной терапии
3.1. Реальность: что такое действительность?
3.2. Каузальность: что является причиной чего?
3.3. Язык и рекурсивность: как создаются социальные действительности?
«Империя языка»
Язык как средство упорядочивания, язык как тривиализатор
Рекурсивность языка
Язык и системы
4. Системное понимание проблем
4.1. Системы, определяемые проблемами
4.2. Что такое проблема?
4.3. Как создаются проблемы?
4.4. Могут ли проблемы оказаться полезными?
4.5. Как хронифицировать проблему: инструкция
4.6. Формы клинических систем
III ПРАКТИКА: МЕЖДУ НАУКОЙ, РЕМЕСЛОМ И ИСКУССТВОМ
Основные позиции, положения, определение цели
5.1. Расширение пространства для реализации
5.2. Конструирование гипотез
5.3. Циркулярность
5.4. От «разнопартийности» к нейтральности
5.5. От нейтральности к заинтересованности
5.6. Ирреферентность: неуважение к идеям, уважение к человеку
5.7. Терапия как провокация и стимулирование
5.8. Нацеленность на ресурсы — ориентация на решение
5.9. Ориентированность на клиента
Первые подходы: гипотезы
6.1. Формирование начальных гипотез
6.2. Источники информации: регистрационные листы, телефонные сообщения, истории болезни
6.3. Заочные формы системной информации: генограмма, системный рисунок, органиграмма
Генограмма
Системные рисунки (схемы)
Время, пространство, энергия
Органиграммы
6.4. Гипотезы о контексте, в рамках которого происходит направление клиента 153
7. Системные вопросы
7.1. Циркулярные вопросы: форма проведения системной беседы
7.2. Формы вопросов для уточнения отличий
Вопросы на классификацию
«Процентные» вопросы
Вопросы на согласование
Вопросы на сравнение подсистем
7.3. Конструирование действительного и возможного: содержание системной беседы
7.4. Вопросы о конструировании действительности
Вопросы о показаниях для консультационной работы
Вопросы к контексту проблемы
7.5. Вопросы о формировании возможностей
Общие замечания
Вопросы, ориентированные на решения («коррекционные вопросы»)
Вопросы «обухудшении»
7.6. Вопросы, ориентированные и на решение, и на проблему
7.7. Вопросы в начале и в конце терапии
Вопросы в начале терапии
Заключительные вопросы
7.8. Стилистические аспекты
8. Семейная скульптура и другие метафорические
техники 183
8.1. Работа с семейной скульптурой
8.2. Семейный подиум и другие символические образы …
8.3. Видеоконсультирование
8.4. Экстернализация проблемы
8.5. Метафоры, притчи, остроты, карикатуры
9. Комментирование как техника
9.1. Признание, комплимент, позитивная коннотация …
9.2. Реинтерпретация — рефрейминг
9.3. «Расщепление» терапевтической команды или терапевта
10. Заключительные интервенции
10.1. Базовые положения заключительных интервенций …
10.2. Типичные варианты содержания заключительных интервенций
10.3. Поведенческие рекомендации
10.4. Ритуалы
Специальные ритуальные действия
10.5. Тяжелые испытания
11. Работа с рефлексирующей командой
11.1. Формирование контекста изменений
11.2. Обыгрывание рефлексирующей позиции
12. Внешние рамки: контраст, цель, ход терапии
12.1. Как часто, как долго? Интервалы между занятиями, общая длительность
12.2. Один раз не считается? Терапия одной сессии
12.3. Кого и когда приглашать. Состав участников
12.4. Для чего спрашивать «зачем?» Уточнение цели
12.5. Несколько «типичных» вариантов терапии
12.6. Как и когда остановиться? Завершение
IV. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Сеттинг
13.1. Семейная терапия без семьи: индивидуальная системная терапия
13.2. Взгляд в обратном направлении: реконструкция семьи в группе
13.3. Лучше «на живо»: системная супервизия
Предпосылки внешней супервизии
Два типичных примера живой супервизии в рамках учебной программы по системной терапии
Супервизия случая без супервизора
13.4. Опиум для народа? Супервизия команды и консультирование организации
Результаты супервизии: структурирование сверху вниз
Определение цели вместо направленности на проблему …
Планирование времени: гибкое завершение
Начальная фаза супервизии: оценка реального состояния команды (коллектива)
Как помешать работе
13.5. Шеф в поисках совета: коучинг руководящего персонала
Коучинг с помощью внешнего консультанта
Коучинг с участием собственных консультантов фирмы
Коучинг с участием руководства
Коучинг-беседа
13.6. Сделай сам: «карусель заказов» как средство самосупервизии
Явные и скрытые заказы
Техника проведения
13.7. Сотрудничество с большими системами: конференция семейных помощников
Без внешнего консультанта: конференция семьи с помощниками
14. Прикладные аспекты
14.1. Семейная медицина
14.2. Психиатрия
14.3. Служба социальных работников
14.4. Школа
14.5. Менеджмент
14.6. Политика
V. КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
15. Больше недругов — больше чести? Дискуссии вокруг системной терапии
15.1. Полоролевая «чувствительность»: насколько враждебна системная терапия к женщинам?
15.2. Системная семейная терапия как консервативная социальная технология?
15.3. Все выдумка, все путем?
Произвольность определений
Произвольность реальности
Человек, которого можно изменить любым способом …
15.4. Десолидаризация и недостающая этика
15.5. «Бистро-терапия»: должна ли хорошая терапия быть краткосрочной?
16. Что использует системная терапия? О состоянии экспертной оценки эффективности
16.1. Общий обзор
16.2. Результаты секундарного анализа
16.3. Экспертные исследования эффективности «по ту и по эту сторону» навязанной необходимости контрольных групп
16.4. Об эффективности других системных форм сеттинга
16.5. О будущем экспертных исследований
16.6. Что еще можно исследовать: неэвалюативные системные исследования
ИТОГ: НЕ ВЕРЬТЕ УЧЕБНИКАМ (ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НАШЕМУ)
Литература

Предисловие

Хотя количество, посвященных семейной системной терапии и терапии пар, постоянно увеличивается, среди них, насколько мне извеcтно, все еще нет ни одной — ни немецкоязычной, ни иностранной работы, которую можно было бы сравнить с этой. Чтобы стало понятнее, на какое многообещающее, но некое предприятие замахнулись авторы, мне хочется провести аналогию развития системной терапии с ранними этапами более чем столетней истории психоанализа. В свое время психоанализ представлялся в качестве новой науки о душевной жизни, хотя на самом деле опирался на понятия и модели тогдашней парадигмы естественных наук — прежде всего физики и химии. Вспомним такие выражения, как «сопротивление», «катексис» («заряд»), «реактивное образование» или «сублимация». Теоретические переплетения, созданные с помощью этих понятий, открыли доступ к новым сферам познания и практики, а впоследствии — к их конструированию. Вместе открылся новый путь к пониманию душевных процессов и психотерапии, к новым перспективам, и даже больше — в контексте общественных изменений наметился всеобщий переворот коллективного сознания. Как отметил поэт У. X. Оден, произошли изменения духовного климата во всем западном мире. Психоаналитики ранней эпохи, стоявшие у истоков этого развития, были творческими маргиналами: им никто не предлагал университетских должностей. Не раз они преступали границы, установленные официальными научными дисциплинами. Многое из сказанного относится к системной теории и консультативной помощи, особенно к их развитию на протяжении последних десятилетий. Они также процветают вне рамок признанных академических структур; они чаще всего являются творениями креативных маргиналов; они также создают себя в разных сфер науки, практического опыта и непосредственной деятельности; они, наконец, также открывают новые перспективы, проявляя себя как в качестве двигателей, так и носителей перемен духовного климата. Однако нельзя не видеть и некоторых отличий: своим появлением системный подход совсем не обязан какой-то одной выдающейся личности, основавшей и развивавшей направление. Этот подход возник в разных местах и многих умах почти одновременно. Его определяют разнообразные процессы взаимного обогащения, проникновения и разграничения — процессы, которые будущим историкам психотерапии еще предстоит с огромными сложностями распутывать и описывать. Кроме того, системная теория и практика подпитываются моделями и способами мышления, навеянными духом времени постмодернистской (Zeitgeist) науки и философии. Это модели таких популярных после Второй мировой войны системных наук, как кибернетика, теории информации, коммуникации и игр, общая теория систем, теория хаоса и т. п., а также такие способы мышления, как радикальный конструктивизм. Системная терапия пытается завоевать мир в то время, когда население нашей планеты все больше сплетается с последствиями электронной революции и мы стоим перед угрозой нарастающего информационного потопа.
Сказанного, возможно, достаточно для того, чтобы очертить круг задач, которые поставили перед собой в этой книге Арист фон Шлиппе и Йохан Швайтцер: выбрать из потока существующих теорий и разнообразных литературных источников именно ту информацию, которая наиболее соответствовала бы дню сегодняшнему, отделить зерна от плевел, то есть высветить самое существенное и представить его доступным языком. Авторам пришлось, с одной стороны, показать общую панораму во всех ее аспектах, обеспечить достойное изложение материала; с другой же стороны — не скрывать разногласия и конфликты между различными теоретическими направлениями. И мне остается лишь выразить свое восхищение и принести самые искренние поздравления авторам: настолько элегантно им удалось осуществить свой замысел (даже притом, что лично я расставил бы в отдельных местах несколько другие акценты). Результат их работы — потрясающий результат, — несомненно, получился не только благодаря их всесторонней образованности, умению видеть суть вещей и способностям доступно излагать сложнейшие материи, но и потому, что оба автора являются «полнокровными» клиницистами, пристальный и критический взгляд которых направлен прежде всего на то, что имеет непосредственное отношение к практике.





Комментарий к статье