X

Формы профессионального взаимодействия психологов

Профессиональное взаимодействие как фактор профессионального развития психолога

Успешное профессиональное развитие психолога во многом зависит от профессионально-деятельностных связей и отношений, в которые он включен. В иерархии этих взаимоотношений можно выделить как минимум четыре типа связей:

  • отношения с клиентами и их окружением;
  • отношения с другими психологами;
  • отношения с администрацией (должностными лицами);
  • отношения с другими (смежными) специалистами (социальными работниками, медиками, педагогами и т.д.).

Таким образом, профессиональное пространство для практического психолога может быть представлено как своеобразная социотехническая система, объединяющая специалистов различного профиля, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы. Каждый из них, реализуя тот или иной тип присущей ему деятельности, является выразителем определенной профессиональной позиции по отношению к решаемой проблеме.

Основой для определения «своей» позиции выступают профессиональные возможности данного специалиста и характер задачи, предполагающей перевод объекта в новое качество функционирования. Таким объектом может быть, например, человек, нуждающийся в психологической помощи. Допустим, в результате проведенной предварительной работы психолог выявил те условия, которые могут способствовать разрешению имеющейся у человека проблемы. Но создание этих условий во многом зависит и от других (кроме самого психолога и клиента) людей. Круг лиц, способных помочь в этом вопросе, может быть расширен за счет привлечения других специалистов, родственников и знакомых, администрации и представителей коллектива того учреждения, где трудится этот человек. Каждый из людей, привлекаемых для решения этой общей задачи, обладая навыками решения аналогичных проблем, полномочиями и компетенцией, является, таким образом, выразителем своей особой профессиональной позиции, а следовательно, и реализатором специфических функций по отношению к основному, общему для всех процессу.

Возникающая в данном случае (по поводу помощи конкретному человеку) профессиональная кооперация заинтересованных участников рассматривается как единый процесс преобразования «исходного материала» в новое качество, в котором один участник кооперации заинтересован в определенном продукте деятельности другого. Например, для более плодотворной работы с клиентом необходимо понимание особенностей ситуации со стороны представителей администрации учреждения, в котором он работает, и принятие соответствующих мер (неразглашение информации, создание щадящего графика работы, перевод на другой участок и т.п.).

Развитию профессиональной кооперации будут способствовать и те случаи, когда психолог, не встречавший прежде аналогичных случаев в собственной практике, вынужден обращаться за помощью к более опытным специалистам либо к специалисту другого профиля. Профессиональное общение по поводу решения конкретной проблемы способствует более объективному видению психологом всевозможных граней данной проблемы, ее нюансов, определению на этой основе наиболее адекватных методов и приемов деятельности, а в конечном итоге — накоплению собственного опыта и развитию профессионального мышления.

Таким образом, важнейшим условием профессионального развития практического психолога становится его профессиональное взаимодействие и общение с другими специалистами. Данную возможность предоставляет психологическое сообщество. Осуществляемые в рамках психологического сообщества основные формы сотрудничества реализуют функции не только обмена опытом и повышения квалификации, но и квалифицированной оценки профессиональной компетентности психолога.

Научные организации и профессиональные сообщества психологов в России и за рубежом

Возможности реализации профессиональных связей между психологами достаточно многообразны, основными формами которой являются психологические ассоциации, общества, учреждения и психологические журналы.

Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science — IUPsyS). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна». IUPsyS был основан в 1951 г. и на сегодняшний день объединяет 54 национальные психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных союзов (ICSU). Кроме того, за IUPsyS закреплен консультативный статус при ЮНЕСКО.

Крупнейшим психологическим национальным союзом сегодня является Американская психологическая ассоциация (АРА), объединяющая в своих рядах более 200 тысяч психологов. Ассоциация разрабатывает стандарты профессиональной подготовки и компетентности практических психологов и контролирует их соблюдение. По данным стандартам к психологам относятся специалисты с докторской степенью. Работников со степенью магистра называют ассистентами психологов или специалистами, например по школьной психологии. Для того чтобы поддерживать высокое качество профессиональной компетентности психологов, в стране действует система лицензирования. Впервые в США экзамен на получение лицензий был введен в 1965 г. Для получения лицензии необходимо иметь докторскую степень, определенный рабочий стаж, сдать письменный и устный экзамен и набрать соответствующий проходной балл.

Россия также представлена в составе IUPsyS национальной организацией — Российским психологическим обществом (РПО) при Президиуме Российской академии наук, которое основано в 1994 г. в Москве на Учредительном съезде, став правопреемником Общества психологов СССР. В состав общества входит 56 региональных отделений, и руководит им Координационный совет (КС), избираемый съездом, а в промежутках между съездами и заседаниями КС РПО — президент и Президиум КС. В своей деятельности общество руководствуется уставом и программой. В структуре РПО образованы секции: психологии образования, военной психологии, психологии творчества, психологии рекламы и другие. РПО издает серию сборников «Психология сегодня», журнал «Психологическое обозрение».

Помимо РПО в России действует немало независимых психологических ассоциаций: Ассоциация психологов-практиков, Коллегия семейных психологов, Психофизиологическое общество, Ассоциация гуманистической психологии, Российская психоаналитическая ассоциация и др. Имеются также более специализированные общества и организации, в сфере интересов которых — прикладные проблемы практической психологии в различных отраслях и сферах жизнедеятельности людей, например Психологическое общество травматического стресса, Всероссийская федерация спортивной психологии и др.

Психологические учреждения — это научно-исследовательские институты или их структурные подразделения, факультеты психологии вузов, отраслевые лаборатории, психологические кафедры вузов, в которых ведется исследовательская работа в области психологии и производится подготовка кадров психологов.

К психологическим учреждениям относятся научно-исследовательские институты, центры и их подразделения, факультеты психологии вузов, центры подготовки и повышения квалификации практических психологов. В России имеется несколько ведущих психологических учреждений, к которым прежде всего следует отнести Психологический институт РАО и Институт психологии РАН.

Психологический институт РАО (ПИ РАО) был основан в 1912 г. при кафедре философии на историко-филологическом факультете Московского университета под названием Институт психологии. Московский институт, созданный Г. И.Челпановым при материальной поддержке известного мецената С. И. Щукина, воплотил в себе все лучшее, что было накоплено к тому времени мировой практикой организации экспериментально-психологических исследований. Первым директором Института был Г. И.Челпанов.

На протяжении 90 лет институт неоднократно менял свое название, но всегда оставался центром фундаментальных исследований. Сейчас в нем работают более 240 сотрудников.

Долгие годы Психологический институт был практически единственным специализированным научно-исследовательским учреждением в нашей стране. Понадобилось почти 70 лет для того чтобы в стране был организован еще один исследовательский центр — Институт психологии РАН (ИП РАН). Большую роль в создании института сыграл видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов. В этом ему оказывали помощь такие выдающиеся ученые, как П. К.Анохин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицын, Е.В.Шорохова, В.А.Пономаренко, А.И.Берг, В.В.Паренс, Б.Н.Петров и многие другие. В состав Института психологии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С. Л. Рубинштейном.

Сегодня в ИП РАН работают более 200 сотрудников, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в области общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии, социальной психологи, когнитивной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действуют Консультационный центр, Высший психологический колледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психология».

Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимущественно психологическими исследованиями: психологией реабилитации личности, психологией жизненного самоопределения, психологией развития и др.

Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге.

Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Военном университете МО РФ, Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в 178-м Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений.

Мощнейшим научным психологическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших университетов: Московского государственного университета (МГУ), Московского государственного педагогического университета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Военного университета МО РФ, Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню.

В научно-исследовательских учреждениях основным рабочим органом выступают исследовательские лаборатории. Например, в Институте психологии РАН в разное время функционировали следующие лаборатории: теории и истории психологии, социальной психологии, когнитивных процессов, психологии речи и психолингвистики, невербальной коммуникации, психофизиологии, психологии труда и др.

Деятельность лаборатории направляется темой научного исследования, которая предопределяет перспективу исследовательской работы ее сотрудников на несколько лет вперед. В качестве основных результатов научной работы выступают:

  • на уровне лаборатории — отчет об итогах исследовательской работы;
  • на индивидуальном уровне — диссертационные исследования, выполненные научными сотрудниками в рамках общей тематики исследовательской работы и являющиеся предметом коллективного обсуждения представителей научного сообщества, входящих в специализированные ученые советы.

Для того чтобы с этими результатами мог ознакомиться широкий круг специалистов, данные результаты публикуются на страницах психологических журналов. Психологические журналы — это периодические издания, освещающие развитие психологической науки и ее проблемы. В нашей стране такими журналами являются «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Вестник Московского университета», «Психологическая наука и образование», «Школьный психолог», «Прикладная психология и психоанализ» и др. Такое заочное общение психологов в обсуждении результатов экспериментальных исследований, психологических методик и технологий на страницах научных журналов служит важным источником их профессионального совершенствования.

Основными формами обсуждения ключевых вопросов развития академической и практической психологии, психологической службы в нашей стране являются съезды и конференции психологов — членов Российского психологического общества.

Профессиональное взаимодействие психологов осуществляется также в форме непосредственного участия в различных специализированных практических семинарах, на которых обсуждаются вопросы теории и практики организации психологической работы в учреждениях и организациях, оказания психологической помощи и т. п.

К важной форме взаимодействия, обеспечивающей совместное решение проблемы, можно отнести участие психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Обмен опытом происходит также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой квалифицированных специалистов. По мнению многих практических психологов, каждый начинающий специалист до начала профессиональной деятельности должен лично пройти курс индивидуального консультирования и групповой психотерапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности, т.е. проработать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Это нужно для понимания механизмов достижения психотерапевтического эффекта, а также динамики происходящих с клиентом изменений во время работы с психологом.

Многообразие связей между психологами, обеспечивающее их профессиональный и личностный рост, осуществляется и во многих других формах.

admin:
Еще статьи