Профессионально важные качества личности военного психолога. Квалификационные требования к психологам в России и за рубежом

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Квалификационные требования определяют уровень профессиональной подготовки выпускников вуза по специальности «Психология», который позволяет им успешно выполнять соответствующие функциональные обязанности.

Вместе с тем, учитывая многообразие видов деятельности психолога, ее многоаспектность, сложность, следует признать, что на сегодняшний день не существует системы универсальных критериев ее успешности. Это затрудняет решение проблемы выработки «оптимальной модели» личности самого психолога. Несмотря на то что понятие «психолог» свидетельствует о некоей обобщенной сфере профессиональной деятельности человека, нельзя быть психологом «вообще». На это, в частности, указывает внутренняя дифференциация психологии, чего не наблюдается ни в какой другой сфере теории и практики профессиональной деятельности.

Результаты исследований в области профессионализма психолога, проведенных рядом ученых (Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, В.Н. Дружинин, В.Н.Карандашев и др.), доказывают, что сообщество психологов можно вполне обоснованно разделить на группы «психолог-практик» и «психолог-исследователь».

Этот подход максимально конкретно, математически выражен Р. Кеттелом и его научными соратниками, исследовавшими психологические факторы эффективности деятельности психологов-исследователей и психологов-практиков [60, с. 32].

Р.Кеттелу удалось вывести своеобразные формулы факторов эффективности деятельности:

а)    для психолога-исследователя:

Эи = 0,31А + 0,78В + 0,47N;

б)    для психолога-практика:

Эп = 0,72А + 0,29В + 0,29Н + 0,29N,

где А — готовность к контактам; В — общая интеллектуальность; Н — ненасыщаемость контактами с другими людьми; N — умение поддерживать контакт [60, с. 32].

Из представленных формул видно, что психолога-практика отличают высокая готовность к общению с другими людьми, отсутствие утомления от контактов с окружающими, в то время как для психолога-исследователя эти качества являются второстепенными, а на первый план выходит общая интеллектуальность.

Однако само по себе разделение психологических профессий на «теоретические» и «практические», по сути, достаточно условно, так как, в какой бы сфере деятельности ни работал психолог, его работа всегда связана с людьми. Душа человека, его внутренний мир — это то общее, что, собственно, и объединяет всех специалистов психологического профиля. Тем не менее «теоретики» и «практики» — два разных типа деятельности психолога, которые соответственно предъявляют и разные требования к профессиональной подготовке специалиста, даже в том случае, когда их обучение осуществляется в едином образовательном пространстве.

При определении квалификационных требований к уровню профессионализма и эффективности труда психолога, наряду с выработкой обобщенных норм, необходимо учитывать и специфику конкретного вида деятельности. При этом критерии, определяющие возможность исполнения функций психолога, являются разноплановыми, более или менее детализированными.

Так, например, в большинстве развитых стран предполагается наличие у психолога определенного опыта практической деятельности. Чтобы допустить специалиста к самостоятельному исполнению обязанностей психолога-консультанта или психотерапевта, в нормативных документах предусмотрено обязательное прохождение им практики (500 — 600 ч) под руководством опытных психологов, а также достижение определенного возраста (27 — 29 лет).

Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент в общей системе государственного регулирования их деятельности. Так, во многих странах лицензирование и сертификация психолога являются необходимыми условиями для начала самостоятельной деятельности и расширения ее сферы. Правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психологов пользуются, как правило, специальные комиссии, или экспертные советы, в которые входят представители университетских кафедр, клиник, реабилитационных центров и др. Для комплексной проверки кандидата на получение лицензии проводится экзамен, в ходе которого оцениваются знания и умения специалиста.

Следует отметить, что для каждого из осуществляемых военным психологом видов профессиональной деятельности по тому или иному направлению психологической работы существуют свои критерии и показатели, лежащие в основе оценки как профессиональной компетентности, так и успешности самой деятельности.

Профессиональная компетентность — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям.

К числу основных показателей профессиональной компетентности военного психолога могут быть отнесены следующие:

  • психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;
  • знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части;
  • знание и соблюдение этических норм деятельности;
  • самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие затруднений, ошибок и т.п.);
  • владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;
  • умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;
  • полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.

Показателями эффективности психологической работы в воинской части являются:

  • удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;
  • способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;
  • учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми;
  • удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;
  • объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;
  • систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.

В работе военного психолога приобретенные им знания, умения и навыки являются, безусловно, существенными, ведь они представляют важнейший инструмент реализации профессиональной деятельности. Но не менее важно, в какие руки попадает этот инструмент, как им воспользуется специалист, а это уже зависит от его личности, в частности от уровня развития его моральных, нравственных, этических качеств. По мнению известного психолога Р.Мэя, личность психолога является основным орудием его труда и соответственно ее полнота и цельность приобретают особое значение для достижения профессиональной эффективности.

Система профессионально важных качеств рассматривается в науке как сложная структура, в иерархии которой личностная составляющая занимает одно из приоритетных мест.

Выявление наиболее типичных для деятельности психолога личностных свойств является сложной и пока еще до конца не решенной задачей. Так, Е.А.Климов, относя деятельность психолога к профессиям типа «человек—человек», отмечает, что к ее особенностям можно отнести чрезвычайную сложность, нестандартность, текучесть предметов рассмотрения или воздействия. Зачастую сам предмет труда появляется в результате напряженного творческого поиска.

Одна из важных особенностей личности психолога, по мнению ученого, — это душеведческая направленность к проявлениям чувств, ума и характера другого человека, наблюдательность к проявлениям его душевной деятельности, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, выдержка и умение «не выходить из себя». При этом большую роль играют жизненный опыт человека, коммуникативные качества (общительность, умение слушать собеседника, умение правильно (понятно, ясно, связно) излагать свои мысли, владение устной речью, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания).

На эти и другие характеристики личности психолога указывают многие авторы. Вместе с тем специалисты практически в один голос говорят о том, что разработка «модели личности психолога» является одной из наиболее острых и сложных проблем. В личностном профиле психолога требуются такие качества, которые очень трудно измерить в баллах: добродушие, порядочность, честность, естественность, житейская мудрость и т.п. В результате нередко специалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психолога.

К таким противопоказаниям для работы в качестве психолога, в частности, относятся:

  1. ненависть к людям. Она характерна для людей, часто без причины озлобленных, нуждающихся в психологической помощи, непригодных к психологической работе, но каким-то образом получивших дипломы о высшем психологическом образовании и «пробравшихся» в психологическую практику;
  2. откровенное психическое нездоровье. Психически больной психолог может оказаться опасным для своих клиентов, особенно когда он работает с детьми и подростками;
  3. неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. Это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех»;
  4. лень, безынициативность, пассивность при овладении психологическими знаниями [22, с. 227].

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие личностные качества психологов способствуют их успешности в исследовательской и практической деятельности?
  2. Кто пользуется правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психологов?
  3. Какие показатели лежат в основе оценки профессиональной компетентности военного психолога?
  4. Каковы показатели эффективности психологической работы в воинской части?
  5. Какими личностными качествами должен обладать психолог?
  6. Какие личностные качества являются противопоказанием для профессии психолога?

Литература

  • Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. — М., 1997.
  • Банманова Н.Ф., Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1985. — Вып. 5. — С. 78 — 86.
  • Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.
  • Манухина С.Ю. Психологические детерминанты профессиональной успешности психолога-диагноста кадровой службы (в сфере бизнеса): автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2006.
  • Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  • Молоканов М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия. Ролевая определенность практического психолога // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — С. 51 — 60.
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2004.
  • Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. — М., 1997.




Комментарий к статье