Информационно-психологическое противоборство с противником

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Столетие назад Г. Е. Шумковым обозначено еще одно направление научного интереса военной психологии. Он отмечал, что бой — это вооруженное столкновение с противником, который воздействует на бойцов не только поражающими факторами оружия, но и различными средствами, несущими в себе элементы психологического характера. И от того, насколько удастся поразить психику противостоящего войска, настолько будет обеспечен успех в сражении. Поэтому нужно «не только истреблять врага, но главным образом устрашать его, действуя на его психику, поддерживая и экономя психическую энергии в своих войсках» [275, с. 11].

Практически с первых дней своего существования отечественная военная психология исходит из того, что «подготовить бой, подготовить наступление — равносильно понятию — подорвать, расшатать, убить психические силы противника» [127, с. 163, 246]. В. Н. Полянский на основе обширного статистического материала пришел к выводу о том, что победа и поражение в бою есть величины психологические и что достаточно физически вывести из строя в среднем 17 — 20% личного состава, чтобы заставить живых бойцов отказаться от продолжения боевых действий. Остальные 80 % терпят, по его мнению, чисто психологическое поражение. Из этого делается вывод: цель боя — не обязательно убить, но обязательно — устрашить [180, с. 53 — 54]. В этой же связи Н. Н. Головин вводит в оборот специальный термин «предел моральной упругости войск», под которым понимается способность частей и подразделений продолжать ведение боевых действий, несмотря на кровавые потери [48].

Отсюда вытекает возможность практически использовать психологические средства для достижения победы над противником в бою. Выработка таких средств является одной из важнейших задач военно-психологической науки.

Военная психология исходит из того, что современная стратегия боевых действий должна обязательно включать информационно-психологическое противоборство, интегрирующее психологическое воздействие на противника (психологические операции) и защиту войск от психологических операций противника. Психологические операции (ПсО) рассматриваются в качестве самостоятельного вида воздействия, эффективного оружия, применение которого может позволить вообще отказаться от использования военной силы.

ПсО должны обеспечить создание на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях такой информационной и психологической среды, которая в максимальной степени способствовала бы достижению высокой эффективности боевых действий, морально-психологического превосходства своих войск над войсками противника, сводила бы до минимума негативное внешнее воздействие на военнослужащих.

Важнейшим направлением военно-психологических исследований является анализ психологических механизмов, закономерностей, факторов эффективности информационно-психологического противоборства с противником, разработка эффективных видов «психологического оружия», поиск путей надежной защиты личного состава от психологического деморализующего воздействия противника.

К основным разновидностям такого оружия можно отнести уже широко известные и апробированные на практике системы информационно-психологического воздействия, а также находящиеся в стадии активных научных и опытно-конструкторских разработок: информационное, психотропное, технопсихологическое и соматопсихологическое, психофизиологическое, виртуальное и рассматривающееся в виде гипотезы психотронное оружие (табл. 2).

Изучение показывает, что по существу не осталось ни одного из возможных на сегодняшний день видов воздействия на людей (даже эзотерических), который не был бы апробирован в качестве психологического оружия. Американские специалисты по спецоперациям разрабатывали технологию введения мощнейшего наркотика ЛСД в водопроводную сеть вражеских городов, чтобы «по городу бродили бы люди в более или менее счастливом состоянии, не особенно интересующиеся самозащитой», создавали зажигалки, содержащие вместе с горючим газом наркотический, сотрудничали с колдунами, шаманами, медиумами, осуществляли дистанционный психоанализ А.Гитлера [153] и С.Хусейна, привлекали экстрасенсов для воздействия на бывшего иракского вождя, проецировали на облака образы христианских и исламских святых и т.д.

Таблица 2

Классификация психологического оружия

№ п/п

Наименование вида оружия

Краткая характеристика оружия

1

Информационно-психо-логическое оружие

Информация (официальная, полуофициальная, слухи) со средствами ее производства, презентации и распространения (СМИ, Интернет, компьютерные игры, видеофильмы и т.д.), структурированная для обеспечения ее некритического восприятия в качестве побудителя и регулятора поведения объектами воздействия

2

Психотропное оружие

Фармакологические препараты, наркотические вещества, химические составы, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни его бодрствования, активности, качества восприятия обстановки, характеристики психического здоровья

3

Технопсихо-

логическое

оружие

Технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и периферической нервной системы и вызывающих сбои в психической деятельности человека.

4

Соматопсихо-

логическое

оружие

Технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и на этой основе стимулирующие развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения

5

Психофизиологическое оружие

Воздействие на органы чувств человека стимулами (нестерпимые запахи, звуки, световые мелькания, вибрации и др.), превышающими возможности человека по адаптации к ним, вызывающими шоковые состояния и психические расстройства

6

Виртуальное оружие

Генераторы (синтезаторы) голографических и видеопроекционных объектов (устрашающих, ложных целей, маскирующих и др.), рассчитанных на запугивание и введение противника в заблуждение

 Даже простое перечисление имеющихся в распоряжении военных специалистов видов психологического оружия и исследуемых перспективных средств показывает, насколько велики их возможности. Нередко его эффективность сравнивают с оружием массового поражения. Некоторым подтверждением тому могут служить данные СМИ о боевых событиях, связанных с войной в Персидском заливе (1990—1991 гг.). Тогда тщательно спланированная и квалифицированно проведенная ПсО в корне изменила американское общественное мнение в пользу проведения военной акции против Ирака. Результатом беспрецедентной информационно-психологической акции стал раскол некогда единого арабского мира. Часть арабских государств заняла нейтральную позицию в конфликте, а некоторые из них выступили даже в качестве военных противников Ирака.

Известно также, что эффективно проведенная ПсО позволила США в 1994 г. практически без потерь осуществить военное вторжение на Гаити.

Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки.

Обосновывая роль психологии в организации и ведении психологической войны, известный американский специалист в этой области П.Лайнбарджер подчеркивает, что психолог способен сказать, каким образом страсти можно превратить в негодование, личную находчивость в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость [138, с. 26]. Установив, как настроен противник, и факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может прогнозировать его поведение в той или иной обстановке. Психолог способен дать необходимые рекомендации оперативным работникам, ведущим психологическую войну, о соблюдении чувства меры, о психологически целесообразном структурировании и оформлении информации. И наконец, психолог рекомендует наиболее целесообразные средства и методы пропаганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов, обратную засылку пленных и т.д. Он может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств психологического воздействия по месту, времени, соотнесенности с военными, экономическими и политическими событиями и планами.

Таким образом, психология в рамках ПсО указывает на те особенности индивидуальной и групповой психики, которые целесообразно подвергнуть воздействию; разрабатывает эффективные методы оценки психологического состояния противника; дает рекомендации специалистам, ведущим психологическую войну, по планированию операций; вырабатывает критерии и методы оценки результативности психологического воздействия на людей.





Комментарий к статье