X

Задачи и особенности профессиональной деятельности военного психолога

В настоящее время должности психологов введены во всех воинских частях, а также в батальонах, имеющих определенную численность личного состава. Обладая соответствующим уровнем профессиональной подготовки, психолог является главным специалистом в воинской части в области психологической рационализации жизни и деятельности военнослужащих. Его деятельность имеет существенные отличия от деятельности других офицеров, а также психологов, работающих в гражданской сфере. Специфика проявляется в решаемых психологом задачах, применяемых методах и средствах, а также в условиях его деятельности.

Основные задачи профессиональной деятельности психолога:

  • — изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
  • — психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям, должностям и подразделениям;
  • — психологический анализ боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;
  • — психологическое обеспечение боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, несения боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
  • — психологическая профилактика девиантного поведения военнослужащих, содействие формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
  • — оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих;
  • — участие в работе по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.

Как мы видим, налицо чрезвычайное функциональное разнообразие и сложность задач. Их решение предполагает наличие у психолога широкого научного кругозора, ориентации во многих отраслях психологии, применения методов и средств как исследовательско-диагностического, так и управляющего характера.

Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и проведения психологической работы позволяют выделить и другие особенности профессиональной деятельности психолога, к которым следует отнести:

  • — опору на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую и эмпирическую основу, необходимую для решения практических проблем;
  • — обязательность неукоснительного соблюдения психологом этических норм, отношение к другому человеку как к самоценности, предполагающее адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей и меры воздействия на другого человека;
  • — жесткую регламентацию деятельности психолога различными нормативными актами, сочетающуюся с насыщенностью ситуациями деятельности, требующими личностного и профессионального самоопределения ввиду чрезвычайной сложности самого предмета деятельности психолога — психики человека;
  • — одновременный учет и ориентацию как на интересы и личностные ценности военнослужащего, сохранение его психического здоровья, так и на необходимость качественного решения задач воинской деятельности, зачастую экстремальных по характеру воздействия на психику и личность военнослужащего;
  • — ограниченность возможностей у психолога для профессионального общения и самосовершенствования, обусловленная значительной удаленностью, обособленностью мест расположения воинских частей;
  • — необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственно профессиональной деятельности) и других служебных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (например, дежурство по воинской части, контроль выполнения распорядка дня, проведение служебных расследований и т.д.);
  • — коллективный характер психологической работы, необходимость тесного взаимодействия в интересах дела ее субъектов, что предполагает обмен между ними психологической информацией, полученной в откровенном диалоге с военнослужащими, трудности использования этой информации в практической деятельности с учетом соблюдения требования ее конфиденциальности;
  • — зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — командиров, штабов, офицеров воспитательных структур.

И еще, военный психолог, в отличие от его гражданских коллег, всегда на виду у военнослужащих, которые потенциально могут обратиться к нему за решением самых разных проблем. Поэтому своим поведением и деятельностью психолог должен служить примером отношения к служебным обязанностям, образцом соблюдения этических норм.

admin:
Еще статьи