X

ПСИХОЛОГИЯ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПСИХОЛОГА

Теория без практики мертва, а практика без теории слепа.

Философская мудрость

Проблема профессионального самоопределения психолога

  • Личностные качества психолога
  • Критерии эффективности психологической работы
  • Психологические противопоказания к деятельности психолога
  • Профессиональное образование психологов
  • Содержание профессиональной компетентности психолога
  • Формы профессионального совершенствования военного психолога

Факторы, затрудняющие профессиональное становление военного психолога

На пути к профессии военного психолога: проблема профессионального выбора

Профессиональный выбор является частью более общего процесса — профессионального самоопределения, т.е. определения своей позиции в проблемной ситуации. Проблема самоопределения не является предметом изучения одной лишь психологии. Она всегда рассматривалась как серьезная мировоззренческая проблема и в этом отношении представляет междисциплинарную область исследований. Вопросы о смысле существования человека, его места в окружающем мире являются, пожалуй, наиболее древними, составляя одну из ведущих проблем философской антропологии. Размышления на эти темы свойственны и юношескому возрасту, в котором, по сути, определяется «эскиз» собственного профессионального будущего.

Проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной в старшем школьном возрасте, однако не может быть ограничена только им. Первичный выбор профессии, создавая специфический психологический настрой молодого человека на определенную перспективу, подлежит переосмыслению на дальнейших этапах профессионализации, в том числе и в процессе обучения в вузе или по его окончании.

Многообразны по сложности переплетения воздействующих на человека факторов и ситуации профессиональной деятельности, которые требуют ответственного и адекватного выбора того или иного варианта профессиональных действий или поведения. Это могут быть ситуации профессионального общения с коллегами, профессиональной переориентации, профессиональной и межрегиональной мобильности в связи со сменой специальности, совершенствования в профессии и т. п. Неадекватность профессионального самоопределения проявляется в издержках (психологических и материальных) не только для человека, но и для общества в целом.

Таким образом, проблема профессионального самоопределения, имея несколько аспектов рассмотрения (психологический, социальный, экономический и пр.), непосредственно связана с поиском путей гармонизации интересов личности и профессии, общественных отношений в профессиональной сфере, оптимизации финансовых затрат на подготовку и переобучение кадров.

Особенностью сегодняшнего дня является то, что профессиональный выбор совершается молодыми людьми зачастую не вполне осознанно. Это означает, что при выборе профессии преобладают либо внешние факторы (советы друзей, родственников, выбор «за компанию», «модный выбор», «продолжение династии» и т. п.), либо молодой человек или девушка принимает во внимание отдельные (как правило, наиболее выигрышные) аспекты будущей профессии: ее престижность, условия труда, расположение вуза и т.п. В меньшей степени осознается то обстоятельство, что выбранная специальность требует для ее освоения не только личностных предпосылок, но и значительного усердия, а иногда и существенных самоограничений.

Профессия психолога сегодня относится к числу наиболее распространенных, «модных», но одновременно и востребованных в обществе. Видимо, в значительной степени в этом сказывается идущий из древности интерес человека к самопознанию. Вместе с тем иллюзия доступности и сходства житейских рассуждений с комментариями, размышлениями психологов существенно влияет на восприятие психологии как относительно доступной, легкой для освоения сферы деятельности. Это серьезное замечание, однако оно не должно «сбивать» романтический настрой в отношении психологии тех молодых людей и девушек, которые решили (в том числе не без прагматических соображений, и это правильно) посвятить ей свою жизнь. Кроме того, внутреннее убеждение в правильности выбора и интерес к профессии психолога являются мощным фактором ее успешного освоения. Другим, не менее значимым, фактором является наличие необходимых личностных качеств, важных для психолога, и, что еще важнее — отсутствие черт личности, характера, являющихся противопоказаниями для данного специалиста.

Рассуждая на тему о том, какие личностные качества побуждают людей заниматься психологией, В. Н.Дружинин приводит приписываемые В.М.Бехтереву слова: «Психологи — с психинкой, неврологи — с нервинкой». В.Н.Дружинин показывает, что подобных примеров немало: «Близорукие занимаются зрением, социальные психопаты — нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч.Дальтон открыл явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. З.Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф.Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок» [60, с. 31].

По мнению В.Н.Дружинина, выбор конкретной области психологии может быть обусловлен либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А.Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

Обосновывая это положение, В.Н.Дружинин отмечает, что к занятиям психологией людей во многих случаях побуждает «чувство непохожести на других… душеведческая направленность ума — результат его жизни, порожденный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рациональными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Отсюда психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний». Изначальная неадаптированность преодолевается психологом с помощью выработки в себе чрезвычайно адаптивной картины мира, адаптивных критериев оценки других людей, адаптивных способов взаимодействия с ними [60, с. 31—32].

Личностная предрасположенность к профессии, как правило, дополняется типичными представлениями-стереотипами в отношении профессии психолога [22, с. 6—10]:

  • —  психология представляет науку, которая все знает о человеке, а человек, овладевший ею, будет «видеть людей насквозь»;
  • —  психолог — это человек, который от природы наделен особым даром к общению, к пониманию других людей;
  • —  психолог — это человек, умеющий влиять особыми техниками на поведение, мысли, чувства других людей;
  • —  психолог — человек, досконально знающий себя и владеющий собой в любых обстоятельствах;
  • —  психолог — это мудрец, знающий о жизни больше других.

Все это (стереотипы, мотивы, собственные личностные качества) в своей совокупности формирует особое информационно-мотивационное поле, на базе которого человек формирует для себя ту причину выбора профессии, что соотносится с его личностным смыслом именно на этом конкретном этапе его жизненного пути. Эта формулировка, например «хочу научиться разбираться в людях», «хочу понять себя и окружающих» и т.п., со временем становится, может быть, менее романтичной, но более содержательной. В нее «включаются» ориентиры, связанные со специализацией в определенной сфере психологии, временные и содержательные аспекты профессиональных достижений, в том числе научного и карьерного роста.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие факторы влияют на выбор профессии психолога?
  2. Какую роль играет ощущение своей непохожести на других людей при выборе профессии психолога?
  3. Каковы наиболее типичные представления в отношении профессии психолога у молодежи?

Литература

  • Бачков В.В., Гршипун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.
  • Елбаев Ю.А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно-учебных заведениях: дис. … канд. психол. наук. — М., 1991.
  • Климов К А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2004.
  • Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  • Ожерельева И. Г. Психологические особенности профессионального самоопределения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. — М., 2006.
  • Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. — М., 2002.
admin:
Еще статьи