X

Развитие психики в филогенезе

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  1. Антропопсихизм (Р. Декарт): психика свойственна только человеку.
  2. Панпсихизм (французские материалисты): всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе).
  3. Биопсихизм: психика — это свойство живой природы (имеется и у растений).
  4. Нейропсихизм (Ч. Дарвин): она характеризует только организмы, у которых есть нервная система.
  5. Мозгопсихизм (К. К. Платонов): психика присутствует только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (соответственно у насекомых ее нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, — наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев). Это способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), являющиеся сигналами жизненно важных (пища, опасность), что возможно благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием же самой чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Это — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя с той или иной деятельностью, осуществляемая посредством нервной системы.

Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Усложнение форм поведения как раз и обусловлено ее развитием.

Самые простые из них появились вместе с первыми одноклеточными существами. Это — таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого вида; структура же и цели всякой его формы закреплены генетически.

Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей того или иного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. Инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

Импринтинг — особое явление, присущее некоторым видам животных. Оно состоит в том, что первая информация, с которой особь сталкивается после рождения, запечатлевается неизгладимым образом. В результате у детенышей (птенцов) с самых начальных мгновений жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который они встречают. С развитием способности к научению животные получают возможность менять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменчивой среде.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности они (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагируют только

на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их действия определяются врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Это специфично для каждого из упомянутых видов; структура и цели любой формы поведения закреплены генетически. Инстинкт, как уже говорилось, — врожденные, неизменяемые поведенческие формы, одинаковые у особей определенного вида; это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов; животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

Третья стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животных особей отражать межпредметные связи, ситуацию в целом. В результате они могут обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий. Интеллектуальными оказываются действия многих животных, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Такое поведение не выходит за рамки биологической потребности, реализуется только в пределах наглядной ситуации.

Таблица 1.1

Особенности деятельности человека и животных
Животные Человек
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности

Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того значения, которое оно приобретает в их совместной деятельности

Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Приспосабливаются к внешней среде Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями

Психика же человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo Sapiens — человек разумный) (табл. 1.2, 1.3).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает из-за необходимости осуществлять совместные действия, чтобы добывать пищу при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы на протяжении тысячелетий, его психика складывалась в процессе труда. Труд носит продуктивный характер; воплощая процесс производства, он запечатлевается в продукте, т. е. духовные силы и способности людей воплощаются, опредмечиваются в таких продуктах человеческой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического его развития.

Таблица 1.2

Сознание человека — высший этап развития психики
Различие психики
человек животные
Подчинение законам общественно-исторического развития Подчинение законам биологической эволюции
Отражение предметной действительности Отражение обусловлено удовлетворением биологических потребностей
Сознательная деятельность не обязательно связана с биологическими мотивами (героизм), не обязательно определяется наглядными впечатлениями, вызванными средой, может осуществляться опосредованно; знания и умения формируются путем усвоения общечеловеческого опыта в процессе обучения Активность, не выходящая за пределы инстинктивной деятельности

Труд связывает человека с природой, это процесс воздействия на нее. Для трудовой деятельности характерно:

  1. употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
  2. подчиненность труда представлению о продукте — трудовой цели, которая, как закон, определяет характер и способ трудовых действий;
  3. общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
  4. направленность труда на преобразование внешнего мира.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка и общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические» — специфически человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Но психика человека это не только сознание, но и бессознательное (табл. 1.3). Человек включен в мир, является его частью. Нельзя понять индивида, не рассматривая окружающую среду. Человек не наблюдатель, он в мире живет. Природа, общество, культура — вот три сферы его обитания.

Таблица 1.3. Сущностные качества психики и деятельности человека
Сознание — особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека.

Высшая форма психики — результат общественно-исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми посредством языка.

Труд требует:
  • изготовления и использования орудий в совместной деятельности;
  •  возникновения языка.
Сознание отличает:
  • детерминированность социальными условиями;
  • творческое преобразование действительности;
  • прогнозирующий характер деятельности;
  • отражение мира в его существенных связях и отношениях;
  • наличие самосознания.
Язык — система знаков/символов.

Язык изменяет сознательную деятельность:

  • «удваивает» мир, создавая внутренние образы предметов (и их качеств) и действий (и отношений между ними);
  • абстрагирует свойства, будучи орудием мышления;
  • передает информацию всего человечества.
Сознание и бессознательное функционируют в единстве: в зоне первого находится лишь часть поступающих сигналов, которые используются для осознанного управления поведением — при выборе стратегии поведения, поиске новых способов решения; остальные же сигналы служат регуляции процессов, но на подсознательном уровне — для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания. Бессознательное проявляется в:
  • психических явлениях во сне;
  • автоматизированных движениях;
  • некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;
  • реакциях на неосознанные раздражители.
admin:
Еще статьи