В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений, а именно:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства.
Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т д).
Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно. Наиболее изучены:
- общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;
- эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности:
Процессы | Состояния | Свойства | |
Познавательные | Ощущения
Восприятие Память Мышление Воображение Речь Внимание |
Устойчивый интерес
Творческий подъем Апатия Угнетенность и др. |
Направленность
Темперамент Характер Способности |
Эмоционально-волевые | Эмоции
Чувства Воля |
||
Поведение |
Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.
Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
- темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
- характер как систему отношений и способов поведения.
Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическим и социальными факторами одновременно. Поэтому он выступает связующим звеном между природой и обществом. Это также означает, что человек, субъект деятельности, может быть понят лишь как личность и индивид (целостный организм одновременно). Невозможно исследовать его отношения с миром, не исследуя сложнейшую структуру человека, а последнюю нельзя понять без его системы отношений к обществу и природе, частью которых он является.
Неразумным было бы противопоставлять изучение психических процессов и личности. Подобно физике, рассматривающей мир от микро- до макроуровня и Вселенной, психология системно изучает человека — от психофизики сенсорных процессов до уровня целостной личности и массовых социально-психологических феноменов, а также общественных, культурных и исторических взаимодействий людей.