Конфликтные ситуации, возникающие в общении

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


«Возможно ли бесконфликтное общение?» — обсуждение в классе этого, казалось бы, простого вопроса покажет, что у учеников существуют различные мнения и на «конфликтность — неконфликтность» общения, и на причины появления конфликтов, и на способы их разрешения. Можно предложить учащимся при обсуждении этого раздела выполнить следующие практические задания.

Задание 3. Вам необходимо максимально полно (как вы это понимаете) описать смысл понятия «конфликт» в известных вам синонимах данного термина.

Задание 4. Перед вами список слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Распределите все слова на шкале так, чтобы расстояние между каждым словом и термином «конфликт» отражало их смысловую близость, т. е. слово, наиболее близкое по смыслу к слову «конфликт» должно быть и ближе к нему расположено. На одном месте можно располагать несколько слов.

Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, разлад, скандал, неполадки, разногласие, драка, ссора, битва, нелады, схватка, перепалка, рукопашная, свалка, спор, потасовка.

Конфликтные ситуации, возникающие в общении

При обработке слово, находящееся на 1-м месте, получает 10 баллов, а соответственно на 10-м месте—1 балл, а на 11-м — 0 баллов. Затем подсчитывается, сколько баллов получил каждый синоним в классе (или по отдельным группам, например юноши — девушки).

По данным ряда исследований, толкование термина «конфликт» оказывается часто связанным с характером взаимоотношений в группе. Так, в группах сплоченных, с низкой конфликтностью он ассоциирует прежде всего со столкновением точек зрения, мнений, суждений, а в группах недружных, конфликтных— с такими синонимами, как «раздор», «схватка» и т. п.

Каковы же причины возникновения в процессе межличностных отношений конфликтных ситуаций и каковы возможные способы их разрешения? Таких причин очень много. Одни из них более объективные, т. е. обусловлены обстоятельствами, разными точками зрения на существующие вопросы. Другие — более субъективные, обусловленные нежеланием или неумением вести спор, стремиться к согласию. Рассмотрим некоторые общие закономерности взаимодействия в конфликтной ситуации на примере ссоры двух друзей.

Исследования показывают, что целесообразно (и возможно) выделение трех фаз, этапов, определяющих развитие отношений в конфликтной ситуации.

I фаза. Определение, осознание участниками ситуации как конфликтной.

Один из друзей не мог пойти гулять в тот момент, когда его приглашал другой. Эта ситуация (по той информации, которая имеется) еще сама по себе не является конфликтной, таковой ее воспринял (по каким-то неизвестным нам причинам) один из участников общения. Следовательно, одна и та же ситуация может стать конфликтной, а может и не стать — все зависит от отношений к ней. Эта фаза является очень важной во взаимоотношениях между людьми — ведь сколько ссор, споров, обид можно было бы избежать, если в самом начале «не идти на конфликт».

II фаза. Выбор «стратегии» взаимодействия в конфликтной ситуации.

Осознав ситуацию как конфликтную, один из участников повесил трубку, т. е. прекратил всякие отношения. В данном случае проявилась первая из трех форм стратегии поведения — уход от ситуации. В результате конфликт снимается за счет распада дружеской пары,— по-видимому, это не лучший выход из положения. Такая стратегия оправдывает себя, наверное, только в исключительных случаях.

Вторая форма — отношение «переговоров» или «торга», в результате каждая из сторон может получить если не все, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая способна ее удовлетворить.

Этот тип поведения ярко проявляется в мальчишеских компаниях, где перед дракой почти обязателен этап «выяснения отношений». В результате таких «переговоров» конфликтная ситуация довольно часто снималась, а не доходила до применения «непсихологических» методов его разрешения. У взрослых людей эта форма стратегии поведения, по-видимому, оптимальная, она должна быть использована при решении большинства конфликтов. Третья форма — собственно конфликтные отношения, связанные с борьбой, конфронтацией сторон, со стремлением непременно получить максимум желаемого.

III фаза. Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или стратегия борьбы для получения максимума желаемого.

На этой стадии, как ни на какой другой, определенная культура общения, которой обладают участники взаимодействия, оказывает решающее влияние и на поведение людей, и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми.

Можно ли научиться правильному культурному общению? Естественно, да. Обычно такое обучение происходит незаметно для человека, в ходе самой жизни. Но в некоторых случаях требуется специальная работа по формированию навыков общения. В нашей стране получили довольно широкое распространение группы так называемого психологического тренинга, в которых под руководством психолога-психотерапевта с лечебной или с профилактической целью происходит обучение общению.

Одним из основных методов подобной работы является разыгрывание ролевых ситуаций. Все члены группы получают одну и ту же тему и по очереди разыгрывают ее. Эти темы отражают некоторые «трудные» аспекты общения, реально встречающиеся в жизни. Например, «Трудный разговор», «Просьба», «Обида», «Примирение» и т. п. (Содержание, разработка каждой темы определяются самими участниками.) Остальные члены группы имеют право после разыгрывания ситуации корректировать действия партнеров и предлагать более оптимальные, с их точки зрения, способы поведения. Учитель может провести подобную ролевую игру по одной из тем в классе, при условии добровольного желания участников и возможности обеспечения корректного тона обсуждения их действий в классе.

Одним из важнейших условий нормального разрешения конфликтных ситуаций является формирование умения спорить (техника «конструктивного спора»). Приведем принципы, которыми следует руководствоваться при ведении спора такого рода.

1. Спор может проводиться только после предварительного согласия обеих сторон, выяснение отношений должно осуществляться как можно быстрее, после возникновения конфликтной ситуации («здесь и теперь»),

2. Тот, кто начинает спор, должен заранее ясно представлять то, о чем ему предстоит сказать и ту цель, которую он хочет достигнуть.

3. Стиль спора должен быть конкретным, речь должна идти об актуальной для обоих участников проблеме.

4. Оба должны принимать активное участие в споре. Каждый участник должен говорить о себе без «шума», с «хорошей обратной связью».

5. Аргументы должны быть деловыми, участники должны придерживаться правил «честной игры». Нарушения этого положения: использование аргументов, не относящихся к делу или имеющих целью «уязвить» противника; использование обобщений типа «никогда», «всегда», «все они такие».

Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать позицию другого

Человек, овладевший определенными навыками культуры общения и, особенно, культуры ведения спора, не будет злоупотреблять оценками типа: «Как примитивно вы рассуждаете!», «Неправда», «Вздор!» и т. п. В его речи чаще будут слышны другие обороты: «А мне кажется, что…», «Я не совсем понял» и др.

Над чем подумать, что обсудить

1. Подумайте над тем, что говорил Лис, один из персонажей очень поэтичной и глубокой по смыслу сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

2. Можно попытаться письменно проанализировать с точки зрения изучаемой темы какую-либо конфликтную ситуацию. Такова, например, ситуация, описанная в статье А. Добровича2. Утро, семья завтракает. За столом отец, мать и сын — школьник 16 лет. Мать сообщает, что кончилась картошка. Отец выразительно смотрит на сына. Тот, перехватывая взгляд, говорит: «Я не смогу. Сегодня после школы договорился встретиться с ребятами в бассейне». Отец, обращаясь к матери: «Это ты его распустила. В наше время в этом возрасте человек был равноправным членом семьи, брал на себя все заботы. А он все деточка!» Вечером. Первым приходит домой отец. Позже — жена, нагруженная авоськами. К восьми часам, когда сын возвращается из бассейна, картошка уже на столе».

При анализе данной или другой, по усмотрению учителя, ситуации желательно разделить класс на группы: одни пишут с точки зрения отца, другие — матери, третьи — сына. Затем в классе на следующем уроке можно сопоставить мнения этих трех групп.





Комментарий к статье