Безусловно, во многом счастье самой семьи и ее нравственный климат зависят от того, царит ли в семье доверительная, полная любви атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Некоторым может показаться странным, но для воспитания нравственной личности совершенно небезразлично: растет ли ребенок у любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей или же он растет в семье, где родителей держит под семейной крышей лишь «родительский долг». Как бы тщательно ни скрывалось от детей отсутствие любви и взаимного уважения, оно непременно сказывается, привнося в микроклимат семьи дух лжи, неестественности в отношениях, что обязательно отражается на формировании подрастающей личности. Педагоги отмечают, что любовь родителей друг к другу зачастую становится главным воспитательным фактором.
Учитель должен обратить внимание учащихся на то, как все тесно связано в семейной жизни: с одной стороны, дети цементируют чувства своих родителей, способствуют укреплению семейного коллектива, нравственно развивают своих родителей, с другой—благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия, понимания.
Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.
В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений родителей и детей разных возрастов? Наверное, старшеклассникам, стоящим на пороге взрослой самостоятельной жизни, самое время задуматься над этим.
Известный советский психолог А. В. Петровский выделяет пять типов отношений: диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество. Даже неискушенный в вопросах педагогики, казалось бы, «проголосует» за сотрудничество, а не за конфронтацию. Но в реальной жизни сотрудничество удается далеко не всем. В самом деле, ведь приказать, заставить ребенка что-то сделать проще, чем убедить в необходимости поступить именно так, как считают необходимым родители. И если с подростками родителям не всегда удается прибегнуть к прямому нажиму, то с малышами они зачастую не церемонятся. Между тем система отношений родителей и детей складывается постепенно, от нее зависят черты личности растущего ребенка. Если в детстве он был лишен возможности свободного выбора линии своего поведения, если с ним постоянно общались с позиции силы, вряд ли в отрочестве можно будет ожидать от него самостоятельных решений, волевых усилий. Подобные отношения нередко способствуют воспитанию в человеке качеств лицемера, агрессора.
Вместе с тем, разумеется, есть ситуации, когда не в чем убеждать, когда родительская правота очевидна всем, кроме маленького упрямца. Неужели и тогда нельзя прибегнуть к «волевому решению»? Все родители знают, что воспитать ребенка, не произнося слова «нельзя», невозможно. Но истинно мудрые родители умеют каждое «нельзя» уравновешивать «можно». «Трогать чайник нельзя, горячий, обожжешься, будет больно, вот попробуй, горячо? Посмотри, а вот ложки, давай-ка накроем стол к чаю».
Умелое соблюдение равновесия между «нельзя» и «можно» зачастую позволяет избежать конфликта.
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинаются же такие отношения… с общения, с задушевных бесед, рождающихся в совместной деятельности. Именно в эти минуты, часы общения рождается взаимопонимание, дети «раскрываются» перед родителями, а те —перед детьми.
Каждой семье присущ свой ритм, свой стиль жизни. Традиция совместных семейных обедов может оказаться совершенно не приемлемой для работающих посменно, для тех, кто учится по вечерам или занят общественной работой. И тем не менее час семейного общения, время неторопливого разговора, когда ты знаешь, что все настроены тебя выслушать и тебе самому интересно послушать других, должен быть в любой семье.
Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды. Это не значит, что они избавлены от конфликтов, периодов взаимного недовольства и отчуждения, но здесь непреходящей нравственной ценностью считаются добрые отношения. И при выяснении недоразумений, при выяснении конфликтов всегда помнят о том, что не так уж важно доказать неправому его неправоту, куда важнее сохранить добрые чувства друг к другу. А уверенность в том, что мир и лад в доме — высшая ценность, помогает сдержать гнев и готовый сорваться с губ упрек.
В продолжение беседы учитель просит ребят рассказать о семейных традициях. В развернувшемся разговоре важно подвести старшеклассников к выводу, что семейные традиции — понятие широкое, оно не ограничивается лишь совместным празднованием юбилеев, дней рождений и проведением досуга. В традициях находит свое выражение культура семьи, ее нравственные устои.
Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте. Супруги привносят в нее свои представления о том, какой должна быть семья.
Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Но умеет ли семья сделать праздник праздничным? Или он ограничивается только лишь застольем с обильным возлиянием спиртного?
Ведь принять и угостить друзей, посидеть с ними можно и за чашкой чая с традиционными пирогами. Конечно, это возможно только тогда, когда люди стремятся именно к полноценному общению друг с другом, а не к эмоциональной возбудимости, достигнутой с помощью алкоголя.
Углубляя разговор о традициях, которые существуют в семьях учеников, учитель может попросить их подумать над вопросом: какие традиции хотели бы они «взять» в свои семьи без изменений, а какие — скорректировать, и наконец, какие хотели бы создать?
Количество комментариев (1)
статья нужна для проведения факультатива