Лучший способ избежать такой участи — это не надевать на себя негнущуюся маску

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Лучший способ избежать такой участи — это не надевать на себя негнущуюся маску со строго определенным диапазоном стереотипных реакций, а играть роль, то есть жить в ней. Разница здесь примерно такая же, как между дурно поставленным и исполненным спектаклем, где на каждом шагу глаз и слух режет фальшь, и добротной актерской игрой (увы, далеко не все обладают выдающимся талантом, и мы не можем требовать абсолютно от всех гениальности — в первую очередь в реальной жизни).

Лучший способ избежать такой участи — это не надевать на себя негнущуюся маску со строго определенным диапазоном стереотипных реакций, а играть роль, то есть жить в ней. Разница здесь примерно такая же, как между дурно поставленным и исполненным спектаклем, где на каждом шагу глаз и слух режет фальшь, и добротной актерской игрой (увы, далеко не все обладают выдающимся талантом, и мы не можем требовать абсолютно от всех гениальности — в первую очередь в реальной жизни).

Очень часто наша ошибка состоит в том, что, добившись чего-нибудь, мы успокаиваемся на достигнутом и никуда дальше не стремимся, забыв, что жизнь — это процесс и стоять на месте невозможно: если мы не будем двигаться вперед, то обязательно поползем назад. Например, девушка, выйдя замуж, решает, что она достигла своего пика в личной жизни, очень быстро перестает уделять внимание мужу и переключается на что-нибудь другое: карьеру, экстрасенсов, компании. Бытом ей заниматься скучно, духовные интересы она ставит выше материальных, забывая, что мужа надо хоть изредка кормить. Она согласна выполнять только часть того, что подразумевает статус Жены, причем самую приятную исполнять супружеские обязанности в постели, распоряжайся семейным бюджетом, принимать гостей как хозяйка дома, а также смотреть свысока на незамужних подруг и давать им советы. Очевидно, что в ее в взглядах на замужество преобладают чисто формальные признаки, которые она приписывает образу Жены При этом она не осознает, что женой является только по названию и как жена еще не состоялась, что быть женой — это сложная и не всегда приятная работа, что ей еще надо научиться играть эту роль с легкостью, если муж даст ей на это время.

Женщины вообще склонны к образованию стереотипов и с большим трудом признают, что их поведение оставляет место для совершенствования. При этом предложение строить свою жизнь играя иногда выбывает бурю возмущения даже у женщин, потерпевших поражение на семейном фронте: «Вы предлагаете мне лгать на каждом шагу? Какой бы я ни была, я хочу быть такой, какая есть». Нет, я не предлагаю вам жить по лжи, я хочу предложить вам хорошо выполнять те функции, которые предполагает статус Жены, а для этого научиться хорошо играть каждую из ролей, которая входит в это понята, вернее, жить в них, легко и свободно меняя свое поведение при изменении ситуации.

В самом деле, что такое Жена? Это и Любовница, и Мать, и Духовная опора семьи, и Хранительница очага, и Няня, и Домохозяйка. Очень часто у нас она же при этом является, к сожалению, и Добытчицей, и Домработницей — и будет, пока мы не будем жить как в Америке, это объективная реальность, и ничего туг не поделаешь. Однако знаете ли вы женщин, которые хорошо исполняли бы все или почти все перечисленные здесь роли? Таких очень мало. Хуже всего приходится тем, кто все это пытается совместить одновременно, они просто падают от изнеможения и постоянно находятся на грани нервного срыва. А между тем выход есть, он в том, чтобы не пытаться объять необъятное и быть в данный момент чем-нибудь одним, но — в блестящем исполнении.

К сожалению, очень часто женщины бессознательно возводят в абсолют одну сторону своего существования в качестве Жены, напрочь забывая об остальных и всегда это приводит к печальным результатам. Только что я рассказывала о девушке чье представление о роли женщины в семье свелось практически к роли Любовницы все радости жизни — и никакой ответственности, к тому же штамп в паспорте. Кстати, у олень красивой девушки по имени Елена, послужившей мне прототипом этого образа, дело закончилось плохо: муж ушел, Елена вышла замуж снова. Посмотрим, сделала ли она для себя какие-нибудь выводы…

Но гораздо чаще женщины после замужества надевают на себя маски Домохозяйки, Няни — то есть именно те, в которых они напрочь забывают о том, что они женщины, и заставляют забыть об этом и окружающих, в первую очередь мужа. Посмотрите вокруг, когда идете по улице: сколько вокруг почти бесполых существ в неопределенного цвета и фасона одежде, с тяжелой поступью и привычно сгорбленными плечами Так и кажется, что в обеих руках у них тяжеленные сумки, даже когда они идут налегке Кряжистые, с расплывшейся талией и грубым мазком помады на потерявшем всякую миловидность лице, эти изуродованные нашей «совковой» жизнью жертвы Кажется, именно про них написал Е. Евтушенко, хотя он писал якобы от имени жительницы Рима:

«— Синьор доктор, какое я животное?

…Встаю и сразу начинаю штопать, гладить, готовить завтрак мужу и детям — словом, верчусь как белка в колесе. Сама поесть не успеваю — остаюсь голодная как волк. Иду на фабрику и целый день ишачу. Возвращаюсь в автобусе и шиплю на всех от злости как гусыня. Захожу в магазин и тащусь оттуда, нагруженная как верблюд. Прихожу домой и снова стираю, подметаю, готовлю — в общем, работаю как лошадь. Падаю в кровать усталая как собак? Муж приходит пьяный, плюхается рядом и говорит: «Подвинься, корова»…»

Но все ли сделали эти женщины, чтобы не попасться в ловушку и избежать той печальной участи, когда жена теряет для мужа всякую привлекательность, так что у мужа, извините, на нее просто «не встает» и его трудно винить за поиски чего-то более мягкого и округлого на стороне? Слишком рано эти женщины поставили на себе крест — чаще всего сразу после рождения первого ребенка, когда они не предприняли ровным счетом ничего, чтобы привести в порядок фигуру после родов. Исполняя, как им кажется, главную свою семейную функцию: ведя хозяйство, воспитывая детей,— они абсолютно махнули рукой на свое женское естество, и сама природа им мстит за это, а вовсе не недостойные мужья…

Или вот еще нередко встречающаяся житейская коллизия. У мужа завелась любовница, и он рассказывает обо всем жене, во всех интимных подробностях, а когда в отношениях с возлюбленной случаются неприятности, жалуется на нее жене и ищет сочувствия… «Как он смеет со мной даже говорить об этом?» — спрашивает меня оскорбленная до глубины души жена. Да, конечно, красоты облику ее мужа такое поведение не прибавляет, но чего же она могла от него ожидать, если в течение двадцати с лишним лет вынянчивала сначала дочек, потом внучек, а заодно, конечно, еще зятьев и, разумеется, мужа? У этой женщины на первом плане всегда был материнский инстинкт, она всех убаюкивала, утешал? успокаивала, гладила по головке. Стоит ли так уж винить мужа, что он и с радостями и с горестями на своем любовном фронте приходит к жене, которую он воспринимает как всеобщую Няню, тем более что она давно сама позабыла, что она все-таки женщина, и вспомнила, когда уже стало поздно…

Нет, не годятся маски для жизни, как только жизнь меняется И особенно в браке. Пока женщина не поймет, что именно от ее гибкого поведения, от того, как она будет себя чувствовать в роли Привлекательной девушки, Возлюбленной, наконец, Жены, в огромной мере зависит то, как будут развиваться ее отношения с мужчинами, она может рассчитывать на счастье в личной жизни только как на случайный выигрыш в лотерее.

Конечно, сама по себе игра тоже еще ничего не гарантирует, надо научиться не просто жить в роли, но чувствовать себя в ней легко и свободно, постараться играть не свои представления о поведении, например доброй и ласковой дочери, а через внешние повадки Примерной дочери прочувствовать ту нежность к родителям, которая делает заботы о них делом легким и приносящим удовлетворении При этом не стоит переигрывать. Когда люди слишком демонстративно выставляют напоказ свои чувства, не надо им слишком верить. Например, молодые супруги, прожившие вместе несколько лет, вряд ли прилюдно будут нежничать друг с другом, для этого у них найдется время наедине. Зато я хорошо знаю одну даму, которая ласково гладила руку своего мужа, не стесняясь врача, именно тогда, когда собралась с ним разводиться.

Когда человек устал и чем-то измучен, например если он находится в больнице. то маска у него часто спадает и видишь его истинное, лицо. Как-то по дороге на работу в вестибюле своей больницы я увидела трогательную сцену: двое прощались, она уводила, бородатый молодой человек в больничной пижаме оставался, но никак не хотел ее отпускать, несколько раз догонял и снова обнимал и целовал. Я не очень удивилась когда вечером меня попросили проконсультировать этого парня: здоровый как бык, он надеялся отсидеться в больнице и не явиться на суд в качестве ответчика по делу о признании брака недействительным, которое возбудил отец увиденной мной девушки, попавшей под влияние недобросовестного соблазнителя. Честно говоря, мне и утром поведение «больного» показалось преувеличенно выразительным как в кино, хотя единственная кроме меня свидетельница сцены прощания, гардеробщица, даже прослезилась.

Плохо, когда люди пытаются играть не жизнь, а свои представления о ней, например, пытаются строить семейные отношения не естественным образом, а соответственно своим понятиям о них. В этом плане очень интересен роман М. Алданова «Пещера», в котором каждый из супругов Клер пытается строить свой брак, старательно выполняя то, что в каждом конкретном случае предписывает супружеский долг. При этом еще и представления о семейных ролях у них разные, и не только в силу различий между мужчиной и женщиной, но и потому, что они принадлежат к различным культурам: Муся — русская, ее муж — типичный англичанин. Внешне они производят впечатление счастливой пары, у них никогда не бывает ссор, муж очень внимателен к ж :не, тем не менее они оба не удовлетворены браком, Кажется, они механически стараются вместить себя в рамки избранной каждым из них даже не роли, а маски, но у обоих получается только внешняя сторона, внутренне они разъединены даже в самые интимные моменты, их внутренний диалог никак не связан с тем, что они говорят вслух В конце концов оказывается, что вместе живут абсолютно чужие люди, и их брак обречен на провал.

Зато когда человек играет хорошо, ему многое дано. Недаром не так давно на одном из конкурсов на лучшую молодую супружескую пару случился конфуз, главный приз выиграли вовсе не супруги, а, как выяснилось, любовники. По мнению жюри, они вели себя как идеальная семейная пара, но жюри не учло такого нюанса, что вообще-то муж и жена играют не на публику на сцене, а друг для друга То, что на сцене выглядит совершенно естественно, в жизни, с близкого расстояния, может казаться чересчур утрированным и вычурным.

Есть и еще одна сторона такой игры в жизни Входя в роль как бы понарошку, ради любопытства или каких то своих целей, человек не замечает, как заигрывается и полностью влезает в шкуру своего персонажа, начинает чувствовать и мыслить как он. Помните как это у Г. Гейне:

Довольно! Пора мне забыть этот вздор,

Пора мне вернуться к рассудку!

Довольно с тобой, как искусный актер

Я драму разыгрывал в шутку!

Расписаны были кулисы пестро,

Ятак декламировал страстно,

И мантии блеск, и на шляпе перо,

И чувства — все было прекрасно.

Но вот, хоть уж сбросил я это тряпье,

Хоть нет театрального хламу,

Доселе болит еще сердце мое.

Как будто играю я драму!

И что я поддельною болью считал,

То боль оказалась живая,— О боже!

Я, раненный насмерть, играл Гладиатора смерть представляя.

(Пер. А. К Толстого) Б жизни это может быть совсем не так печально, надо только верно выбрать роль. Подробнее о том, как использовать элементы актерской игры в жизни, рассказали в последнем разделе книги.





Комментарий к статье