Сбой лоб нахмуренный поскорей разгладь,
И не бросай на мужа гневных взглядов… Гнев портит красоту…
У. Шекспир. «Укрощение строптивой» (пер. М. Кузмина)
Говорят, лицо — зеркало души. Боже мой, какие же тогда черные души должны быть у москвичей: стоит пройти сейчас по московским улицам или постоять в очереди, чтобы насмотреться на нахмуренные лбы, зло скривившиеся губы, колючие взгляды… Нет, я все-таки не верю, что эти лица отражают душу моего родного города, — скорее, на них написаны все стрессы, которые мы сейчас переживаем, и неумение справиться с напряжением.А между тем знаменитое американское «Smile!» («Улыбайся!»), которое в Нью-Йорке попадается на каждом шагу,— это не просто лозунг типа «Народ и партия едины», нет, это призыв, который действительно помогает чувствовать себя лучше и обществу в целом, и каждому индивиду в отдельности. Потому что человек улыбающийся не агрессивен, с ним приятно иметь дело и общаться, а главное, когда человек улыбается, ему действительно легче и жить, и работать.
Как ни странно, улыбаться тоже надо уметь Детей этому учить не надо, зато нас с вами, взрослых людей, пожалуй, не помешает. Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. А теперь подумайте, что у вас получилось: истинная ли улыбка, язвительная усмешка или грустная полуулыбка, когда рот улыбается, а глаза плачут?
Когда человек улыбается естественно и от всей души, у него расслаблены все мышцы лица и свободно, без всякого напряжения включаются в работу только те мимические мышцы, которые участвуют в улыбке, — в основном это мышцы смеха, расположенные под
кожей щек, тогда улыбается все лицо, расслабленные, как бы распущенные губы, глаза, так что возле глаз собираются морщинки — единственные морщинки, которые имеют право на существование. Если же внутреннее напряжение слишком велико и мы находимся в состоянии постоянного стресса, то это в первую очередь отражается на лице. Мимически,, мышцы заковываются, иногда мы при этом ощущаем лицо как почти неподвижную маску.
Немного теории, вернее — психофизиологии. В двигательно-чувствительной коре больших полушарий мозга различные мышцы нашего тела представлены пропорционально не их массе и поверхности, а физиологической роли. В нашем внутреннем зеркале мы видим себя как довольно страшных «гомункулюсов» с огромными головами, выдающимися лицевыми частями и гигантскими кистями на очень хилом и маленьком теле. Именно поэтому скованность лица дает такой же «мышечный шум», как и зажатые мышцы всего остального тела Стрессы заковывают наши мышцы, и расслабить их — значит во многом улучшить свое самочувствие и состояние, при этом умение раскрепостить мышцы лица столь же важно, как и освободить остальные мышцы тела
При неврозе обязательно появляется излишнее напряжение в лице, а при глубокой депрессии лицо превращается в неподвижную, чаще всего страдальческую маску, на которой уже не могут отражаться никакие чувства (спазмированные мимические мышцы не в состоянии выполнять свою работу, хотя человек это не всегда ощущает). Такая маска еще больше отгораживает человека от окружающих, затрудняет общение и усугубляет ситуацию. Обучение расслаблению мышц лица облетает состояние человека и способствует выздоровлению.
У разных людей при напряжении и переживаний различных отрицательных эмоций неравномерно заковываются отдельные части лица. Если сильное напряжение концентрируется в губах в их круговых мышцах, то губы кажутся чрезмерно тонкими, а лицо часто производит впечатление злого. Вспомним, баба-яга на помеле или просто ведьма, так же как и соседка на недоброй памяти коммунальной кухне, вceгда нам представляются с тонкими, в ниточку, иногда даже слегка закушенными губами. Злость, агрессивность действительно откладываются, отражаются в нижней части лица, а постоянно испытываемая злоба обязательно уродует женщину. Но, к сожалению, такой же эффект может оказывать и постоянное нервное напряжение, и сколько женщин безвинно страдают, не понимая, что именно отталкивает от них поклонников!
Улыбаться такими напряженными губами трудно, улыбка часто производит впечатление неискренней, фальшивой, а если губы к тому же несимметрично искривляются — то и просто язвительной.
Люди бессознательно оценивают другого человека по выражению лица. Если любого из нас попросить выбрать самые симпатичные лица из набора фотопортретов то обычно выбираются отнюдь не самые красивые лица, а те, где губы расслаблены и их уголки чуть приподняты, так что через мгновение человек может улыбнуться, но это еще не видно невооруженным взглядом, а воспринимается только на неосознанном уровне… А самые отталкивающие лица — это те, на которых написаны высокомерие и презрение.
Итак, нас воспринимают по выражению лица, при этом, если мышцы его не напряжены и губы готовы к улыбке, нас потенциально зачисляют в симпатичные и доброжелательные партнеры. Если у человека постоянно такое доброжелательное выражение лица, то у него очень много преимуществ, причем необязательно прагматического характера. Конечно, от этого выигрывают деловые люди, которым легче установить контакты, молодые и не очень молодые женщины, с которыми гораздо легче познакомиться и установить доверительные отношения, чем с замкнутыми и «злыми». Но в первую очередь выигрывает сам по себе владелец такого свободного, раскованного лица: расслабление мышц лица снимает нервное напряжение, а улыбка по механизмам обратной связи с центральной нервной системой улучшает настроение. Вы со мной не согласны? Вы улыбнулись, а у вас не то что настроение не улучшилось, а, наоборот, еще противнее стало на душе? Что ж, всему надо учиться, и этому тоже.
В наш рациональный век довольно трудно понять, для чего же нужны эмоции. Мы не будем углубляться в теоретические дебри, вспомним только один факт: возникшая на заре XX столетия теория эмоций Джеймса—Ланге утверждала, что нам плохо, потому что мы плачем, и хорошо, потому что смеемся. Все наоборот? Причина поменялась местами со следствием? Что ж, давайте попробуем поменять их в себе, если хотим чаще быть в хорошем настроении. Тем более у нас есть хороший пример перед глазами — это актеры.
В основе актерского мастерства лежит умение в любой заданный момент времени представить нам то или иное переживание. Давайте вспомним великолепную актрису Маргариту Терехову в старом научно-популярном фильме «Семь шагов за горизонт»: по просьбе ведущего артистка на наших глазах начинает заразительно смеяться и тут же, буквально через несколько секунд, переходит к горьким слезам… Может быть, актеры только копируют внешние признаки эмоций, внутри оставаясь спокойно холодными? Есть и такие, с блеском овладевшие техникой, как очень искусные ремесленники, но не они определяют общую картину. В то время как ученики театральных вузов еще только внешне копируют выражение лица, соответствующее той или иной эмоции, актеры лучших московских театров не только представляют радость или печаль, но и действительно испытывают эти чувства, как бы живут ими, и об этом свидетельствуют объективные показатели их организма (эти исследования были проведены в лаборатории П.В. Симонова, ныне академика).
Итак, займемся нашей мимикой. Сначала давайте разберемся, каковы мимические особенности именно вашего лица. Подвижна ли ваша мимика? Быстро ли на вашем лице эмоции сменяют одна другую или, наоборот, эмоции «застревают» и лицо долго сохраняет одно и то же выражение? Выдаст ли ваше лицо ваши чувства или успешно помогает скрывать их? Помните, что ключ к обаянию человека и очарованию женщины очень часто скрывается в мимике. Классически правильная физиономия, застывшая как лик античной статуи, бывает откровенно скучной, в то время как мгновенные смены выражения, живой блеск глаз и нюансы переживаний, отражающиеся в мимике, придают даже самому некрасивому лицу что-то завораживающее. А кроме того, живая мимика очень облегчает общение — мы невольно испытываем доверие к собеседнику, если по выражению его лица видно, что наши слова находят отклик и что наши эмоции вызывают у него ответные всплески чувств.
Подойдите к зеркалу и внимательно рассмотрите свое лицо. Проверьте, какие мышцы у вас зажаты У некоторых людей при стрессе напрягается лоб, кожа на нем натягивается как пергамент, у других как бы «заковываются» челюсти, у третьих от напряжения больше всего страдают мышцы губ. Помассируйте зажатые мышцы и постарайтесь их расслабить. Мимические мышцы прочувствовать труднее, чем мышцы тела, из-за их строения, поэтому придется немного потрудиться.
Если у вас зажат лоб, то нахмурьтесь посильнее, чтобы поперечная морщинка между бровей была еще отчетливее, а потом — расслабьте лоб так, чтобы на нем не осталось ни морщинки, брови как бы сами расходятся в стороны, а над ними появляется приятное чувство мягкости и тепла. Напрягайте мышцы на вдохе, задержите дыхание на мгновение на высоте вдоха, чтобы прочувствовать напряжение, а расслабление идет на выдохе (связь напряжения и расслабления с дыханием — общее правило). Точно так же можно проработать расслабление всех мимических мышц, особенно тех, которые у вас зажаты. Эти упражнения для лица называются масками, а та маска, которую я только что описала, — маской гнева. Вот еще одно упражнение для лба — маска удивления. На вдохе мы сильно-сильно удивляемся, брони при этом поднимаются вверх, на лбу появляются морщинки, глаза слегка закатываются;
на мгновение фиксируем эту маску, а на выдохе — лоб полностью разглаживается.
Бели хотите можете позаниматься со своим лицом, только помните, что ваша основная цель — расслабление, а не напряжение и именно на нем надо фиксировать внимание. И не бойтесь, что от этих «гримас» могут оставаться лишние морщинки: в старом польском руководстве по косметике одна из моих учениц начала такие же упражнения. Это как бы гимнастика для мышц лица: восстанавливается упругость подкожной мускулатуры, возрастает эластичность самой кожи, разглаживаются морщинки. Особенно если делать эти маски, предварительно нанеся на лицо питательный крем.
Ну что ж, если это вас увлекло, пойдем дальше, сверху вниз. Расслабленные веки… Это очень просто: на вдохе зажмурьте веки (только не перестарайтесь, чтобы не потекла слезы), на выдохе — мягкие веки мягко и приятно лежат на глазах. Если вы хотите побыстрее заснуть, то в веках к приятной мягкости присоединяются еще тепло и тяжесть. Если вы действительно научитесь расслаблять веки, то навсегда избавитесь от тиков и подергиваний. К тому же кроме век при этом упражнении отдыхают круговые мышцы глаз, так что оно рекомендуется и тем, кто носит очки.
Теперь упражнение для мышц щек и губ: на вдохе надуть щеки и вытянуть губы в трубочку, как это делают трубачи; на выдохе (через рот) — щеки мягкие, расслабленные (представьте себе забавного бульдожку с отвисшими щеками, но не бойтесь, слишком на него походить вы не будете), а губы как бы раскрываются, как бутон (маска поцелуя — ну в самом деле, какой поцелуй с напряженными губами?).
Язык не относится к мимическим мышцам, но на нем так много вкусовых сосочков, что у нашего «гомункулюса» из чувствительно-двигательного отдела коры он не помещается во рту. Поэтому давайте расслабим его тоже. Для этого кончик языка прижимается к задней стенке верхних зубов в положении «Т» или «Д», напряжение фиксируется, а при расслаблении язык свободно опускается, кончик может даже слегка вибрировать Постарайтесь совместить эту маску с дыханием, причем выдох — через рот.
Жевательные мышцы составляют немалую часть мускулатуры лица, хотя они и уменьшались в объеме в процессе эволюции. Давайте представим себе супермена из американского боевика — зубы крепко сжаты, нижняя челюсть выставлена чуть вперед на скулах играют желваки (маска решительности, не правда ли?) А на выдохе — жевательные мышцы расслаблены, рот полуоткрыт, как будто мы произносим фонему «Ы» (супермен превратится в обычного человека, ковбой упал с лошади).
А теперь — упражнение для всех мышц лица сразу. Маска брюзги: представьте, что в вашей чистой кухне на стене появился таракан или вам в супе попался разваренный лук который вы терпеть не можете. Ваш нос немедленно сморщивается, все лицо ползет в морщинах к носу: «Фи!» А теперь таракан пробежал, лук съеден или выплюнут, и по лицу разливается спокойное и гладкое блаженство.
Или еще одно упражнение. Вспомните детскую игру в коробок — возьмите пустой спичечный коробок и наденьте его на нос. А теперь попытайтесь снять его, не тряся головой и не пуская в ход руки, а только при помощи мышц лица!
Когда лицо свободно, мы ощущаем абсолютно гладкий лоб без единой морщинки, мягкие веки стремятся опуститься на глаза, несфокусированный взор чуть опущен, мягкие щеки как бы чуть отвисают, губы распущены и полураскрыты, рот слегка приоткрыт, чувствуется легкая приятная тяжесть подбородка. Такое расслабленное лицо помогает успокоиться при волнении и быстрее заснуть, если вы делаете маски перед сном. И, главное, на это раскованное лицо мы можем «надевать» любое выражение, какое нам нужно в данный момент, должно ли оно отражать истинные наши чувства или скрывать их, и оно будет сидеть на нем как хорошо подогнанное платье. Поэтому перед важной встречей имеет смысл взглянуть в зеркало не только для того, чтобы подновить макияж или поправить прическу, но и чтобы разгладить лицо и «надеть» на него нужное нам выражение: например восхищение или радость перед свиданием с возлюбленным или деловую сосредоточенность перед тем, как предстать пред светлые очи шефа.
И никогда не забывайте о выражении вашего лица, когда на вас никто не смотрит, — оно должно отражать добрую половину вашего существа, а это дается только постоянной тренировкой. Если уж нам суждено время от времени надевать маску, то пусть она будет привлекать людей, а не отталкивать их. Изучите свое лицо хорошенько — не бывает ли оно высокомерным, не излучает ли презрение ко всему миру? Иди просто злым? Не говорили ли вам что-нибудь в этом роде родственники или знакомые? Прислушайтесь к ним и к тому, что вам скажет зеркало. И отработайте те выражения лица, которые вам помогут в жизни: доброжелательное внимание, ласковую улыбку, искреннюю радость Особенно тщательно следите за выражением глаз — оно не должно противоречить тому, что говорит нижняя часть лица. Кстати, какое же выражение больше всего соответствует вашей внутренней сути и какое вам идет больше всего? Почаще смотритесь в зеркало!