Индивидуальная и аналитическая психосоциология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Значительное влияние на дальнейшее развитие психологизма в социологии оказали примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А. Адлера и К. Юнга.

Онователем «индивидуальной психологии» явился крупный участник психоаналитического движения, австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937), длительное время работавший в Европе, а затем переселившийся в США.

Примыкая вначале к сторонникам Фрейда, Адлер впоследствии усомнился в правильности фрейдистской интерпретации сексуальности и ее роли в жизнедеятельности человека и общества. Отвергнув пансексуализм Фрейда, он выдвинул ряд идей, которые послужили толчком к пересмотру и других концепций психоанализа.

Зародившись в рамках психоаналитической теории, «индивидуальная психология» Адлера вскоре развилась в самостоятельное учение. В 1924 г. им даже была создана Международная ассоциация индивидуальной психологии, которая, однако, тесно примыкала к Международной психоаналитической ассоциации, основанной в 1908 г.

Социологизируя психоанализ, Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я» и «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида — как изначально социальное существо. Принимая точку зрения Фрейда, что формирование характера происходит в первое пятилетие жизни человека, он вместе с тем подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. В этой связи Адлер сделал позитивный вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений.

Сам Фрейд, оценивая разрыв с Адлером, произошедший в 1911 —1913 гг., так охарактеризовал ведущие теоретические установки последнего: «Адлер, видимо, еще больше удалился от психоанализа, он полностью отрицал значение сексуальности, объяснял формирование характера, как и невроза, лишь волей к власти и потребностью индивида компенсировать свою конституциональную неполноценность. Он выбросил за борт все психологические достижения психоанализа».

В качестве духовных характеристик человека Адлер рассматривал, с одной стороны, его биологическую неполноценность, с другой — его соотнесенность как существа социального со всем человечеством. Индивидуальная психосоциология, по Адлеру, ориентирована на то, чтобы расшифровать связь бессознательного начала в человеке и его атрибутивной солидарности с прочими людьми. Основным критерием, эффективным индикатором «феноменов психической жизни», по Адлеру, выступает «социальное чувство» (или «социальный интерес»), выражающее связь между людьми в человеческой общности в целом. Именно социальность, коллективность являют собой смысл жизни.

В то же время Адлер не смог преодолеть ограниченности психоаналитической методологии, поскольку в его трактовке социальное не отделено от бессознательных влечений человека, а присущие личности социальные чувства и интересы трактуются как биологически-врожденные. Социальный интерес, по Адлеру, врожден точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности.

Важнейшими категориями индивидуальной психосо циологии Адлера являются «комплекс неполноценности» и «принцип компенсации и сверхкомпенсации». Адлер считал, что в силу различного рода неблагоприятных условии для развития личности у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется «комплекс неполноценности» («чувство неполноценности»), который оказывает исключительное влияние на их дальнейшую жизнедеятельность.

Чувство неполноценности вызывает у индивида неосознанное стремление к его преодолению. Данное стремление порождается «социальным чувством», в свою очередь обусловленным неспособностью человека жить вне общества. От «социального чувства», по Адлеру, зависит и чувство превосходства, и единство личности, и ее душевное здоровье. «Во всех человеческих неудачах, в непослушании детей, в неврозах и невропсихозах, в преступности, самоубийстве, алкоголизме, морфинизме, кокаинизме, в половых извращениях, фактически во всех нервных проявлениях мы можем обнаружить недостаточность необходимого уровня социального чувства».

По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других, индивид пытается преодолеть («компенсировать») свою реальную или мнимую «неполноценность» путем стимуляции собственных способностей.

Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие нм «стили жизни»:

1) успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом;

2) сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность; 3) уход в болезнь.

В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации «нормальными способами», он «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.





Комментарий к статье