Сексуально-экономическая психосоциология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Среди заметных и самобытных последователей 3. Фрейда, стремившихся разработать собственную концепцию человека и общества, был австро-американский психиатр и социолог Вильгельм Райх (1897—1957), теоретическая и практическая деятельность которого оказала немалое влияние на развитие и популяризацию социологического психологизма.

Разделяя и развивая пансексуалистские воззрения 3. Фрейда, Райх стремился к достижению существенных преобразований в сфере представлений о сексуальной деятельности человека и радикальной перестройке сексуальной жизни людей на всех уровнях ее организации, поскольку, но его мнению, проблема сексуальности является одной из базисных проблем современного общества.

Вместе с тем, сознавая недостаточность и ограниченность социологических идей Фрейда для решения актуальных теоретических и практических задач. В. Райх обратился к социологии К. Маркса как эффективному средству, позволяющему обеспечить позитивный сдвиг проблемы. В общем теоретические и методологические устремления Райха были одновременно направлены на использование идей 3. Френда и К. Маркса в контексте его собственных противоречивых концептуальных представлений. При этом в зависимости от эволюции воззрений и особенностей жизненной судьбы Райха в теоретической и практической деятельности его попеременно доминировали то фрейдистские, то марксистские, то главным образом собственнарайховские мотивы.

Тем не менее основной программной установкой В. Райха можно считать его стремление к созданию науки о «сексуальной экономии», которая, как он полагал, должна одновременно основываться на «социологическом фундаменте Маркса и на психологическом фундаменте Фрейда», являясь «по существу одновременно и массово-психологической и сексуально-социологической».

По мысли Райха, новая фрейдомарксистская «сексуально-экономическая» социология должна была объяснить современную сексуальную ситуацию и создать практические предпосылки для осуществления сексуальной революции как естественной основы «подлинно человеческой революции», направленной на всемерное освобождение человека от экономических, социальных и псевдоморальных оков буржуазного общества.

Согласно установившейся традиции, В. Райха относят к фрейдо-марксистам, т. е. к той группе теоретиков и идеологов, которые считают необходимым синтезировать фрейдизм и марксизм в целях повышения эффективности современной социальной теории и создания мощных предпосылок ее дальнейшего развития. При таком понимании фрейдомарксизма Райх может быть отнесен к нему лишь с известными оговорками, поскольку задача синтеза этих учении им даже не ставилась. Он просто время от времени пытался (главным образом чисто механически) дополнять то теорию Маркса идеями Фрейда, то метапсихологию Фрейда различными фрагментами марксисткой философии, социологии и политэкономии. Причем ни одна из этих попыток не носила целостного характера и не реализовалась одновременно на уровне теории, методологии и категориально-понятийного аппарата. В этой связи следует отметить, что для Райха вообще характерны неадекватное представление о марксизме в его целостности и всесторонности, а также довольно специфическое понимание фрейдистской психологии.

По Райху, дополнение психоанализа и фрейдизма марксизмом возможно и желательно в силу наличия у них ряда основополагающих сходных моментов. Согласно представлениям Райха, психоанализ и марксизм являются продуктами капиталистической эпохи, реакцией против буржуазной идеологической надстройки, против господствующей религиозной и буржуазной социальной морали.

Трактуя марксизм как социологическое выражение осознанных законов экономической жизни общества и эксплуатации большинства людей меньшинством, Райх вместе с тем истолковывал психоанализ как форму выражения осознания и протеста против общественного сексуального вытеснения, которое применительно к психоаналитической традиции ошибочно уподоблялось им политико-идеологической репрессии.





Комментарий к статье