Концепции фило- и онтогенеза психики

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ

Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:

  • безусловные рефлексы;
  • инстинкты;
  • условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»);
  • условные рефлексы 2 рода (инструментальные);
  • рассудочная деятельность (интеллектуальные действия);
  • разум, сознание, мышление.

Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая — в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта (рис. 2.1).

Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1).

Рис. 2.1. Формы отражения

Рис. 2.1. Формы отражения

Таблица 2.1. 

Этапы развития психики
Название этапа развития психики У каких организмов впервые отмечается Основное содержание этапа
1 Развитие сенсорных процессов животных Начиная с кишечнополостных животных и червей
  • Развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения;
  • формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них;
  • возникновение простейших психических явлений — ощущений;
  • возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса
2 Развитие перцептивных процессов животных Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные
  • У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов;
  • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
  • большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения;
  • возникают условные рефлексы;
  • появляется предметно-образное отражение действительности
3 Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность) У млекопитающих и ряда птиц
  • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
  • изобретенные способы действий не передаются от одного животного
  • к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития
 4 Развитие сознания человека  Начиная с древнейших людей — Homo habilis — «Человека умелого»
  • Руки становятся органом труда — преобразования предметов по сознательно намеченному плану;
  • появляется способность к мышлению;
  • появляется потребность к общению с другими людьми;
  • появление речи содействует развитию абстрактного мышления;
  • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности
Развитие самосознания человека  Начиная с современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного»
  • Развивается познание себя путем познания других;
  • возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;
  • появляется возможность самоконтроля и самовоспитания




Комментарий к статье