Концепции фило- и онтогенеза психики

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ

Онтогенез — индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

А. Н. Леонтьев выделяет семь этапов (стадий) развития психики ребенка:

  • новорожденный (от рождения до 1-2 месяцев);
  • ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев);
  • поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев);
  • преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
  • младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет);
  • подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить 10 этапов онтогенеза психики человека (табл. 2.2).

Таблица 2.2.

Этапы онтогенеза психики человека.
Название этапа развития психикиВозрастОсновное содержание этапа
Пренатальный периодОт 3 мес.

С момента зачатия до рождения ребенка

Психика человека формируется одновременно с развитием нервной системы, а значит — задолго до рождения. Начиная с возраста 12-16 недель, в коре больших полушарий ребенка уже регистрируются электрические сигналы — ответ на внешние раздражители.

В возрасте нескольких месяцев от зачатия у плода человека уже формируются определенные ощущения — осязательные, температурные, слуховые и некоторые другие

Период новорожденногоОт рождения до 1 мес.Отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Образ жизни новорожденного мало чем отличается от его образа жизни во внутриутробный период (поза, сон). Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций (затихание на звук — шепот матери). В 3-4 недели у ребенка появляется оживление в присутствии человека
Ранний младенческий периодОт 1 до 6 мес.На этом этапе ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. От 2 до 6 месяцев начинаются попытки схватить предмет или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на нем (формирование зрительно-осязательных связей). Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия
Поздний младенческий периодОт 6 до 12 мес.Происходит изменение отношения ребенка с окружающим миром на основе предметного общения. На этом этапе происходит осмысление явлений и предметов внешнего мира и появление первых признаков речи, выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой
Преддошкольный периодОт 1 до 3 летОсновными особенностями являются интенсивное развитие сознания и речи, овладение присущим человеку отношением к окружающим предметам, подражание поведению взрослых и формирование основных функций мышления
Дошкольный периодОт 3 до 7 летГлавное отличие этого периода — наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей.

В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что слышит и видит. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Поэтому последняя способствует овладению социальными взаимоотношениями мира. Другая особенность этой стадии — процесс формирования личности ребенка (закладываются основные черты характера, освоение основных правил и норм поведения)

Младший школьный периодОт 7 до 11-12 летВсе изменения на этой стадии связаны с учебой. Основное — умственное развитие ребенка, его мышления, личности (замена детских интересов учебными). На завершающей стадии данного этапа происходит гендерная специализация — разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Появляется первый опыт адаптации в коллективе
Подростковый периодОт 13-14 до 17-18 летЗавершение ориентации ребенка на определенные виды поведения в зависимости от пола (гендерная специализация). Стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности. Дальнейшее развитие познавательных и психических процессов. Ориентация на взрослую жизнь. Завершается половая идентификация подростка
Акмеологический периодОт 18 до 65-80 летЗавершение соматического развития человека и стабилизация его психических функций, окончательное формирование его личности
Период геронтогенеза (старости)От 65-80 до 120-150 летПостепенное ослабление его памяти, снижение продуктивности мышления, нарушение психомоторики и т. д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: