Елена Метелькова
Год первый
Сегодня нас — психологов образования — уже более шестидесяти тысяч по всей России. Мы разными путями пришли в профессию, и каждый день помогаем взрослым и детям разбираться в себе, находить общий язык с окружающими. Мы делаем это профессионально и со всей ответственностью подходам, к своей работе. Считается, что у нас самих нети не может быть проблем: мы все знаем и умеем. Ведь мы — психологи.
И у нас действительно нет проблем. Но не потому, что мы такие «счастливчики». Просто наша профессия научила нас любую проблему переводить в задачу. А задача, как известно, это уже не тупик, а поиск решения.
Мы хотим, чтобы наши знания и умения были востребованы обществом. Мы постоянно совершенствуем свой профессионализм, общаемся с коллегами на форумах, конференциях и просто в рабочей обстановке, мы обсуждаем вопросы и принимаем решения. Мы работаем в системе образования и хотим, чтобы образование в нашей стране было доступным и качественным — а образовательная среда комфортной и безопасной. Нам небезразлично будущее наших детей. Мы готовы к сотрудничеству и рады отдать свой труд на пользу обществу.
В мае 2003 года на съезде, проведенном по инициативе Министерства образования РФ, были подняты вопросы, связанные с профессиональным статусом и ролью психолога в модернизации российского образования. Многие федеральные программы предусматривают непосредственное участие психологов в их реализации, но не все руководители пока признают нас как специалистов, присутствие которых в педагогическом коллективе не просто желательно, а необходимо. Мы имеем дело с людьми на самых замечательных, но и трудных этапах развития: детство-отрочество-юность. Образование сегодня становится непрерывным процессом, в который вовлекаются представители всех возрастов. Мы учимся постоянно, а значит, роль психолога еще более возрастает.
В декабре 2003 года во исполнение решений майского съезда психологи образования из 60 регионов России съехались на другой съезд — учредительный. 18 декабря 2003 года основана Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России». Подготовка этого съезда шла в очень интенсивном режиме. В течение полутора месяцев психологи провели учредительные собрания на местах, решили массу организационных вопросов и передали документы в Москву в инициативную группу.
Основной целью федерации объявлена консолидация всех психологов в гуманизации образовательного пространства. Психологи выступают за то, чтобы всем участникам учебного процесса было комфортно и безопасно в образовательном пространстве. Только тогда максимально раскроется интеллектуальный, творческий и личностный потенциал ученика и учителя: первым будет радостно учиться, а вторым — интересно учить.
Психологи выразили готовность приложить все свои знания и опыт достижения современной психологической науки к решению задач современного образования. Мы готовы искать новые подходы к обучению, участвовать в разработке современных педагогических технологий. Модернизация российского образования будет эффективной и решит поставленные задачи, если объединятся педагоги, психолога, руководители, родительская общественность.
Важнейшей составляющей работы федерации является содействие повышению образовательного уровня и профессионального статуса психолога в образовании. Особое внимание уделяется формированию единого информационного пространства. В нашем распоряжении множество каналов распространения информации: вступил в строй, продолжает совершенствоваться и наполняться содержанием сайт Службы практической психологии образования; вы держите в руках первый номер «Вестника практической психологии образования»; всегда на связи исполнительная дирекция федерации.
Мы растем и развиваемся. В 2004 году отделения Федерации учреждены еще в 8 регионах, в Федерацию вступают новые члены. Активно работают отделения в Набережных Челнах, Кургане, Ставрополе, Челябинске, Самаре, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.
В июне 2004 года федерация вступила в Международную ассоциацию школьных психологов -ISPA.
Ко дню рождения федерации приурочено проведение ежегодной конференции «Психология образования», которая в этом году имеет расширенное название «Психология образования: проблемы и перспективы». В сборнике материалов конференции представлены труды психологов из 82 городов России. О решении принять участие в конференции заявили психологи из всех регионов нашей страны. Научная программа конференции позволяет с уверенностью говорить о тесной связи науки и практики, о высоком уровне подготовки, профессионализме и огромном потенциале российских психологов. Мы готовы решать задачи, стоящие перед обществом. Наша заинтересованность продиктована заботой о будущем нашей родины.
В президиуме федерации — ведущие ученые и практики. Их активная позиция и неутомимая деятельность даст основания для твердой уверенности в том, что федерации решит поставленные перед ней задачи. Психологи важная и неотъемлемая часть образовательной системы, построенной на гуманистических принципах.