Подготовка профессиональных тренеров

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Профессия — психолог

Галина Сартан

alt

Сартан Галина Николаевна — практикующий психолог, кандидат психологических наук, директор Учебного Центра практической психологии «Катарсис», зав. кафедрой практической психологии и менеджмента Государственной академии инноваций (ГАИ). Работает в техниках нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, экзистенциальной психологии. Тренер НЛП международной категории. Автор более 50 научных статей и монографий, среди которых: «Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников»; «Тренинг самостоятельности у детей»; «Новые технологии управления персоналом».

У психологов часто складывается ложное понимание сущности работы тренера с группой. Считается, что для ведения тренинговых занятий достаточно лишь получить знания о содержании преподавания, а также набор игр или моделированных ситуаций. Этот миф поддерживают и ряд организаций, которые занимаются подготовкой тренеров по подобным программам.

В этом случае содержание «тренинга тренеров» включает в себя, в основном, передачу модели проведения тренинговых занятий: начало групповой работы, групповые правила, содержание (в зависимости от темы тренинга), сведения о том, как завершить работу в группе, требования к личности тренера. Подобные программы практически не отличаются от подготовки преподавателей, которые выступают перед аудиторией с лекциями или проводят семинары.

В чем же состоит принципиальное отличие подготовки тренеров от подготовки преподавателей в области психологии?

Прежде всего оно заключается в обучении руководству группой.

Цель любого тренинга — формирование не навыков и умений, а группового пространства, в котором участники способны консолидировать групповой опыт для решения поставленных задач.

В процессе тренинга, который длится относительно малое время, можно лишь дать участникам модель отработки навыков и мотивировать на их дальнейшее развитие. Но сами навыки формируются в реальной послетренинговой деятельности участников тренингового процесса.

Как стать успешным?

Психолог, который хочет стать тренером, должен иметь базовое психологическое образование, практические навыки в рамках одной из психологических или психотерапевтических школ, глубокие знания динамики групповых процессов. Необходимо также пройти курс формирования необходимых личностных качеств и навыков для ведения групп.

Прежде чем начать тренерскую работу, самим психологам нужно пройти группу личностного развития в качестве участников и супервизоров, а также наработать опыт группового ведения в качестве тренера-ассистента. Только тогда можно говорить о становлении тренера, имеющего свой стиль ведения группы и свое представление о целях и содержании предложенных им программ.

Если проанализировать работу психологов, ведущих тренерские группы, то можно выделить две полярные группы ошибок. Первые заключаются в том, что тренеры в своей работе опираются на собственные чувства и эмоции. Они более включены в групповые процессы, чем это необходимо для достижения целей тренинга. Им недостает внешнего анализа процессов, происходящих в группе. Вторая группа ошибок: тренер отстраняется от участия, старается не показывать своих чувств и эмоций. У него сформирован анализ групповых процессов, но ему недостает интуиции и чувства группы.

Сочетание этих двух важных составляющих формируется в процессе работы будущего тренера над собой. Ниже мы перечислим основные направления подобной работы.

Формирование системы ценностей

Позиция тренера по отношению к группе во многом зависит от целей, которые он ставит перед началом тренинга. А они, в свою очередь, тесно связаны с ценностями, которые тренер несет в группу. Ценности отражают отношение психолога к себе как к тренеру. Поэтому, прежде чем начинать групповую работу, важно, чтобы будущий тренер ответил для себя на следующие вопросы:

«Почему я решил стать тренером? Почему я хочу вести грумы?»

Есть ведущие, которые получают удовольствие от процесса взаимодействия с группой, так как считают, что она является источником основных знаний и навыков, необходимых каждому отдельно взятому члену группы, и тренеру в том числе. Но есть и те, кто в своей профессии видят лишь возможности для повышения своей самооценки и решения своих личных проблем.

На наш взгляд, настоящий тренер — это тот, кто пришел создавать чудо, формируя из разрозненных участников с разными целями, интересами, потребностями единое целое, называемое групповым пространством, в котором решаются проблемы всех участников тренинга. От того, с какой ценностью тренер вышел к группе, будет напрямую зависеть результат групповой работы. Поэтому первое, что необходимо сделать при работе с будущими специалистами, — дать им возможность осознать личные ценности и установить взаимосвязь этих ценностей с достижением групповых целей. На этом этапе у психолога возникает понимание того, для чего ему необходимо быть тренером, и что эта деятельность может дать ему в личностном развитии.

Построение целей и умение удерживать их

Наиболее частая ошибка тренера — это потеря цели. Например, тренер проводит упражнение только потому, что оно записано в плане, и его надо провести. Как правило, после завершения задания не проводится его анализ. И даже задавая продуманные заранее вопросы, ведущий не слушает ответов, так как в это время думает о чем-то своем, а не о целях тренинга. Бывает, что ведущий начинают спорить с одним из членов группы, забывая через некоторое время о содержании спора. Это свидетельствует о том, что в процессе работы происходит подмена целей. Тренер не обучает, а занимается выяснением, кто умнее или сильнее: он или группа.

Для того чтобы тренер постоянно концентрировался на цели тренинга, его необходимо учить целенаправленной концентрации внимания. Умение концентрировать внимание необходимо и для того, чтобы отслеживать процессы в группе и собственные чувства и переживания.

Отношение к себе

Важно создавать у будущих тренеров потребность в постоянном личностном росте и работе над собой. Но при этом необходимо четко сформулировать цель, которая будет достигаться в этой работе. Если тренер стремится к пониманию себя как личности, одновременно стараясь понять других людей и жизнь в целом, то можно сказать, что этот путь ведет к совершенствованию взаимодействия тренера с членами группы. Если цель ведущего — стать идеалом, эталоном для подражания, то этот путь к «секте», а не к развитию участников в процессе тренинга.

Формирование личностных черт тренера тесно связана с принятием им себя как личности и выделением того, что ему нравится и не нравится в себе.

Как правило, легко принять в себе те качества, которые помогают в профессиональном становлении. Но не менее важно осознать и принять те качества, которые тормозят процессы личностного развития.

Значимым является и отношение к собственным ошибкам. Невозможно стать тренером, не совершая при этом ошибок. Ошибки — это необходимый путь развития и обучения. Важно формировать у будущих тренеров верное отношение к собственным ошибкам как к ресурсу дальнейшего профессионального становления.

При этом надо установить ту грань, где ошибки уже не являются показателем обучения, а становятся показателем недостаточной подготовки и стимулом к обучению тренера. Поэтому не надо впадать в крайность и избегать ошибок. Но это не означает, что их надо делать как можно чаще. Как раз наоборот. Но если это не удается, тогда надо уметь учиться на них.

Понять и принять

Экзистенциальное направление психологии выделило у человека четыре вида ограничений: физические, социальные, психологические, духовные. Ограничения есть и в самой работе тренера, и в использовании им тех или иных техник, и в его личностных качествах. Для тренера важно понять и принять собственные ограничения. Нередко они становятся толчком к творчеству, к поискам новых путей.

Важно сформировать у будущих тренеров убеждение, что человек начинает обнаруживать пределы своих возможностей только тогда, когда начитает работать над собой, а следовательно, и развиваться. Есть ограничения, которые преодолимы. Например, тренер может быть не очень общительным в жизни. Зная, что ему придется уделять много внимания общению в группе, он может развить у себя качества, необходимые для полноценного общения. Важно осознавать это и принимать себя таким, каков ты есть.

Но есть ограничения непреодолимые, и осознание их болезненно.

Есть тренеры, у которых присутствует очень многое из необходимых для успеха личностных качеств, но у них нет главного согласия с самим собой и принятия себя. У других может быть намного меньший потенциал, но они знают свои ограничения и развиваются в соответствии с этим знанием. И в результате целенаправленной работы над собой через некоторое время могут стать более успешными. У них есть главное — целеустремленность, желание и принятие себя в своих ограничениях.

Это не является призывом принять свои ограничения и успокоиться. Мы учим тренеров осознавать свои сильные стороны и развивать их.

Профессиональное общение

Работа тренера предполагает постоянное сотрудничество с коллегами. Для этого необходимо посещать другие тренинги. Нужно понять то, что происходит в группе, с точки зрения простых участников. Это дает возможность лучше понять их состояние.

Важно присутствовать на других тренингах и в качестве супервизоров. Обучаясь в этой роли, тренер развивает в себе способности аналитика и наблюдателя.

Эти две роли — включенного в процессы группы (тренер как участник группы), а также наблюдателя и аналитика (тренер как супервизор) необходимы для формирования двух позиций: эмоциональной (включенной) и одновременно отстраненной) аналитической).

Поэтому обязательной частью обучения должна стать работа в тренинговых группах, в том числе нахождение «за кругом» в качестве супервизоров.

Приветствуется обучение слушателей на тренингах других школ и направлений. При этом надо учить их уходить от оценки происходящего, так как любая оценка убивает непосредственное восприятие. Тренинг может не нравиться или не соответствовать ожиданиям, но это тоже обучение. Оно помогает приобрести необходимый опыт, а также упрочить собственную позицию.

Во время посещения тренингов будущие специалисты должны обращать внимание на личные цели других тренеров. Как уже говорилось, есть ведущие, которые посредством своей работы тешат свое самолюбие, возвышают себя в глазах других. Они пытаются привязать к себе членов группы, вызвать у них чувство восхищения. Как правило, за этим скрывается посредственность и глубинная неуверенность в себе. Такие ведущие более озабочены личным продвижением, чем делом. Для них тренинги являются всего лишь средством достижения собственных целей: приобретения денег, положения в обществе, поклонников. Для таких тренеров сам процесс обучения и развития теряет свое значение, так как тренинг для них является продаваемым продуктом, а следовательно, становится формализованным и повторяемым.

Конечно, есть выдающиеся мастера, которые одновременно и богаты, и знамениты. Но здесь важны приоритеты. Путь тренера — это путь поиска духовных, а не материальных богатств. В конечном счете власть и деньги подобны отпечаткам наших ступней на прибрежном песке: мгновение — и их смывает вода.

У будущего тренера важно выработать верное отношение к похвалам, благодарности слушателей. Иногда похвала приносит такой же вред, как и чрезмерная критика. Тренер должен понимать, что даже если он чего-то добился, ему предстоит еще большая работа.

Поэтому хочется особо остановиться на выработке у тренера отношения к таким последствиям тренинговой работы, как материальное благополучие, слава. Если тренер ведет группы только ради этого, то через некоторое время тренинги становятся для него обременительной работой. В этом случае тренеру следует поискать другое место для самореализации.

Будущих тренеров надо ориентировать на то, что для работы важен сам тренинг и группа, а личные проблемы являются материалом для личностного развития, но вне группы. Находясь на такой позиции, тренеры с удовольствием проходят группы личностного роста, участвуют в тренингах как слушатели, постоянно совершенствуются. Дня них группа это возможность расширения жизненного опыта слушателей для дальнейшей жизни вне ее.

Отношение к критике

Есть тренеры, которые остро переживают критику в свой адрес от членов группы или своих коллег. Это сигнализирует о том, что они не до конца осознают цели, которых хотят достичь в своей работе. Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития. Если критикующие не понимают или не хотят понять целей тренера, то критика принимает деструктивный характер, и на нее не следует обращать внимания. Тренеру не надо стараться угодить всем, особенно участникам тренинговой группы. Часто критика с их стороны бывает деструктивной и выражает не отношение к работе тренера, а защиту своих собственных амбиций и ожиданий.

Важно научиться распознавать различные виды критики. Неконструктивно критиковать:

  • то, что невозможно изменить в сложившихся условиях (как правило, в этой ситуации критикующие плохо осведомлены об обстоятельствах происходящего):
  • для того, чтобы показать свою компетентность (отличающиеся этим люди, как правило, внутренне неуверенны; подавляя других, они, как им кажется, выглядят сильнее);
  • то, что расходится с собственными вкусами.

Важно знать все эти моменты и относиться к подобной критике как к деструктивной и не требующей большого внимания.

Самая верная критика исходит от нас самих. Поэтому надо учиться конструктивно критиковать себя. Тогда окружающим будет сложно сказать что-то новое. чего бы тренер уже не сказал себе.

Но не все. что не нравится в себе, стоит предъявлять окружающим. Многое стоит просто зафиксировать и заняться самосовершенствованием.

Состояния покоя и азарта

Прежде чем начать работу в качестве тренера, необходимо настроиться, войти в состояние покоя и одновременно азарта в предвкушении предстоящей работы с группой. Покой плюс азарт это то состояние, которое дает тренеру возможность сделать первый шаг к взаимодействию с участниками.

Для создания у себя подобного ощущения важно выработать внутреннее убеждение в том, что эти два состояния у вас присутствуют. Для этого нами разработаны специальные техники по формированию нужных эмоциональных состояний. Приведем пример применения одной из них на занятиях по подготовке тренеров.

Участников просят актуализировать свой опыт и ответить на следующий вопрос: «По каким признакам вы можете узнать, что находитесь в состоянии азарта или покоя? Вспомните самые яркие моменты из своей жизни, когда вы были в состоянии покоя. Их должно быть несколько, в разное время, в компании других людей или когда вы одни. Выберите одно наиболее яркое состояние или сложите все воспоминания вместе. Вы получите необходимое вам состояние покоя. Его достаточно вынуть из вашей копилки воспоминаний и сосредоточить на нем свое внимание».

То же самое необходимо сделать с состоянием азарта. Попросите участников тренинга вспомнить события из их жизни, связанные с этим состоянием. Это могут быть спортивные состязания, компьютерные игры, общение с другими людьми. А затем, предложите провести работу, аналогичную той, что вы делали с состоянием покоя: «Выберите одно, наиболее сильное воспоминание, связанное с состоянием азарта, и привнесите его в свое настоящее. А затем — сосредоточьте на нем свое внимание».

Следующий шаг — попытка соединения двух состояний (покоя и азарта). Нужно отследить это ощущение в своем теле.

Теперь остается научиться быстро вызывать эти ощущения в нужное время. Для этого можно предложить участникам придумать себе талисман, отражающий эти состояния: это может быть реальная вещь (брелок, маленькая игрушка, украшение и т.п.). а может быть воображаемая (любимое место, вещь, явление природы и т.п.). Попросите их зажать в руке выбранную ими вещь (или представить какое-то явление или событие). И в этот момент постарайтесь совместить ощущение покоя и азарта одновременно. Проделайте это несколько раз.

Совмещение происходит на бессознательном уровне, и каждый раз, когда вы будете зажимать в руке талисман (или представлять что-то), у вас будет возникать состояние покоя и азарта. Если после нескольких упражнений вы научитесь сознательно вызывать у себя эти состояния, значит, вы уже можете начать общаться с группой, находясь в нужном тонусе.

Чтобы быть успешным тренером, нельзя ограничивать себя только азартом и покоем. Нужно уметь активизировать другие эмоциональные состояния, облегчающие ваше взаимодействие с группой.

Настройка на группу

Если первым этапом подготовки к самостоятельной работе с группой является создание рабочего настроя, то следующий этап обучения это настройка тренера на группу. Каждая группа неповторима. Необходимо научить будущих специалистов понимать не одного человека, а группу как единый сложный организм. Разные группы будут вызывать разные эмоциональные состояния.

Разные взаимоотношения тренера и группы каждый раз будут создавать неповторимый рисунок тренинга. Если тренер настроен на одну волну со своей группой — он открыт ее тревогам, проблемам, творчеству и стремлениям. Ему легко черпать опыт жизни из своей группы. Обогащается не только каждый член группы, но и сам ведущий. Каждый тренинг — это уникальная возможность полного проживания жизни самим тренером. Это возможность пополнить свой тренерский опыт, возможность учиться.

Для нормальной подстройки к группе во время тренинга необходимо формировать у будущих тренеров чувство темпа тренинга. Значимым здесь является отсутствие спешки. Тренинг это не урок и не лекция. Тренеру важно научиться создавать атмосферу совместного творчества для формирования групповых изменений. а не забрасывать новые знания на неподготовленную почву.

При этом нужно учить тренеров контролировать состояния нетерпения и недовольства — как у себя, так и у других. Эти состояния будут возникать у группы и передаваться тренеру.

Почему возникают состояния нетерпения и недовольства? Как правило, вследствие неоправданных ожиданий. И у группы, и у тренера может возникнуть иллюзия, что чем больше они смогут сделать за это ограниченное время, тем эффективнее будет тренинг. При такой установке всякое замедление темпа будет вызывать нетерпение и недовольство. При этом состоянии «загнанные» группа и тренер, возможно, многое успеют, но именно этим результатом тренинг может и закончиться.

Истинное взаимодействие — это состояние гармонии. при которой тренер чувствует необходимый темп продвижения для данной группы. Это состояние, которое помогает тренеру почувствовать свое единение с группой. Через некоторое время оно возникнет и между ее членами. Они начинают воспринимать ведущего как человека, для которого они являются частичкой его жизни. Если это состояние создано -создан и тренинг.

Условия успеха

Какое еще внутреннее состояние тренера способствует созданию общности с группой? В поведении тренера важны сочувствие, смелость и самоотверженность.

Мы учим будущих специалистов культивировать эти качества в себе, поскольку это одно из условий успешного тренинга.

С этой целью можно использовать техники и приемы любых психотерапевтических школ. Важны не сами техники, а то, что ощущает тренер, когда их применяет. Необходимо научить будущих тренеров слушать членов группы и анализировать, как их высказывания влияют на эмоциональное состояние каждого участника тренинга.

Тренер должен уметь управлять своими словами и эмоциональными проявлениями. В качестве примера приведем фрагмент занятия по подготовке тренеров. Ведущий предлагает повести следующую работу: «Учитесь получать обратную связь от группы. Можно начать с ритуала знакомства, отследив влияние ваших слов на участников. Обратите внимание. как ваша самопрезентация повлияет на презентации других членов группы. В следующий раз вы можете изменить что-то, чтобы добиться нужных вам состояний».

Скорость и темп ведения группы

Многие начинающие тренеры слишком много ждут от группы: они хотят быстрых результатов и надеются, что члены группы сразу же начнут меняться к лучшему.

А так как и слушатели ожидают от тренера «чуда», то у них появляется тревога и желание увеличить темп как самого тренинга, так и появляющихся изменений. И чем быстрее группа начинает продвигаться в своем развитии, тем больше появляется поверхностного, незначимого в ее проживании.

При ведении группы необходимы паузы для осмысления и обдумывания. Только в эти минуты рождается что-то новое. Правильная скорость — та, которую тренер отследил у группы и соизмерил со своей. Сложение этих двух величин дает необходимую скорость тренинга. Важно уметь определять, где стоит вести

тренинг быстро, а где медленно. Это зависит от значимости возникающих на тренинге ситуаций и от целей самого тренинга. Важно чувствовать те моменты, когда стоит начинать или заканчивать что-либо делать или говорить. Чувство момента — одно из важнейших для тренера. Анекдот или шутка теряют свою остроту, если произносятся не ко времени. Будущих тренеров необходимо учить «ловить» нужный момент для своих замечаний, пояснений, действий.

Иллюзия изменений

Как правило, члены группы больше говорят об изменениях, чем на самом деле переживают их. Тренеру нужно приучить себя верить не словам, а реальной ситуации в группе. Вера в слова — это иллюзия изменений и иллюзия оценки работы тренера. Если и группа и тренер впадают в подобные иллюзии, то настоящих изменений и развития на уровне поведения не происходит. Группа перестает жить. Она начинает галлюцинировать. Истинные изменения -это тяжкий труд. Они не происходят, как правило, на фоне всеобщей эйфории и развлекающих упражнений.

Часто бывает так, что тренер уже знает решение и знает, как его достичь, а группа еще находится в состоянии поиска. В этих случаях важно не само решение, а то состояние, с помощью которого оно достигается. Опыт, который группа обрела самостоятельно, для нее становится более ценным, нежели те знания, которые дал ей ведущий. Возможно, решения группы будут более незрелыми, чем решения тренера. Но эти решения помогут тренеру определить, на каком этапе своего развития находится группа. И они могут быть необходимыми для группы на этом этапе. Для тренера это должно означать, что группа должна дорасти до его решений, или что его решения не совсем верны для этой команды. Не надо спешить показывать свое мастерство, заниматься бравадой и демонстрацией своих умений. Мастерство тренера измеряется не тем, что он демонстрирует, а тем, что держит в запасе. Тренеру важно уметь контролировать себя и постоянно держать в голове вопросы: «Зачем я сейчас это делаю? Какой цели достигаю?»

Основные критерии оценки работы тренеров

Чтобы выяснить, насколько тренер подготовлен к работе с группой, необходимо иметь определенные критерии для подобной оценки. Нами были выделены следующие критерии, согласно которым начинающий тренер отличается от опытного, готового вести продуктивные группы:

Наличие истинной уверенности

Что в поведении тренера вызывает доверие группы?

На этот вопрос можно ответить одним словом -уверенность. Начинающий тренер не уверен и тревожен и до и во время тренинга. Он может скрывать свою тревогу излишней бравадой, агрессией, директивностью. Но группа, как правило, мудрее и проницательнее. И внутреннее состояние тренера через некоторое время будет «прочитано» группой и отдано ему в виде обратной связи.

Если тренер скрывает свою тревогу за излишней самоуверенностью, то через некоторое время у него может начаться конфликт с группой, и она постарается сделать все, чтобы показать ошибочность его мнения. Если тренер скрывает свою тревогу излишней агрессией, то через некоторое время группа так же агрессивно отреагирует на его поведение. Если же тренер выражает свою тревогу как неуверенность и слабость. то через некоторое время группа перестает воспринимать его как тренера.

Для формирования у тренера уверенности необходимы опыт ведения групп, глубокое знание основ психологии, одного или нескольких психотерапевтических направлений и динамики групповых процессов.

Умение использовать групповой опыт

Как научиться делать это? Очень просто. Надо обучить тренера слушать и слышать группу. А также приучить постоянно задавать себе вопрос: «Что я сделал такого, что группа повела себя определенным образом? Повторю ли я это? Учту ли я это в будущем?» Тренер должен каждый раз искренне благодарить группу за полученный разнообразный опыт проживания. Надо обращать внимание участников группы на то, что их внутренний групповой опыт намного шире и многообразнее, чем опыт тренера. Когда во время тренинга возникает подобное понимание, и члены группы начинают ценить опыт каждого, тренер начинает обогащаться бесценным опытом группы в целом.

Решение проблем группы, а не своих

Для тренера важно прочувствовать возникновение значимых для группы проблем и поддержать их решение в ходе тренинга. Подобное состояние не возникает сразу. Группа должна прожить определенные этапы своей жизни, чтобы выйти на то общее, что ее может связывать и характеризовать. Тренер выступает здесь своеобразным камертоном, который чувствует, в каком «диапазоне» наиболее интересно проживать группе, и поддерживает его. Иногда интересующие группу вопросы могут совпадать с тем, что волнует тренера, но это происходит не всегда. Для тренера это неважно. Он должен каждую минуту отдавать себе отчет в том, что группа пришла решать свои проблемы, а не его.

Он может отслеживать, какие чувства у него возникают по отношению к той или иной теме, поднятой в группе. Важными для тренера остаются проблемы участников группы, а не его личные. Этот очень важный момент отличает профессиональную работу тренера от непрофессиональной. И группа чувствует это. Если тренер начинает решать свои проблемы, то группе через некоторое время становится скучно или она раздражается. Возникает ощущение, что тренер перестает слушать и слышать группу, а слушает и слышит только себя.

Если тренер ориентирован на группу, то она через некоторое время отражает действия тренера, благодаря за то внимание, которое она получила. В это время группа учится также внимательно относиться к каждому своему члену, начинает учиться быть самостоятельной и решать возникающие проблемы с минимальной помощью тренера. Этот момент является наиболее обучающим для тренера, так как приемы группового решения проблем намного шире, чем арсенал самого опытного специалиста. Важно их улавливать и присоединять к своему тренерскому багажу.

Энергетическая взаимосвязь с группой

Обучение у группы наделяем тренера неоценимым качеством — обладанием энергией влияния и наполнения. Тренер не истощается, отдавая себя целиком группе. а наоборот, принимает потенциал группы, наполняя себя ею. Энергия группы намного сильнее энергии одного человека. И если тренер пытается воздействовать на группу своей энергией, считая, что он сильнее, то итогом будет его истощение. Важно изначально признать силу группы и дать ей возможность понять и принять свою силу. Тогда тренер может, сохраняя свою энергию, добавлять потенциал группы для своего дальнейшего развития. Группа, которая осознает свою силу, становится щедрой. Она начинает одаривать своей энергетикой не только собственных членов, но и «передавать» положительные импульсы энергии в окружающий мир. Группа начинает созидать, а тренер получает дополнительную возможность созидания вместе с ней.

Развитая интуиция

Опытный тренер обладает еще одним бесценным качеством — развитой интуицией. Можно прочитать бесчисленное количество книг, пройти множество обучающих тренингов, но никогда не стать хорошим специалистом, если не начать самостоятельно проводить тренинги. Интуиция тренера формируется только во время работы.

Можно знать, что группа проходит четыре стадии развития. Можно знать, что в группе обязательно начнется конфликт и он через некоторое время закончится. Можно даже выучить критерии, по которым определять, когда конфликт начался и когда он должен закончиться. Но выбрать верное время для упражнения, связанного с началом конфликта, и верно определить, когда стоит прервать затянувшиеся пререкания в группе, поможет только интуиция, сформированная многими часами отслеживания собственного поведения на подобных тренингах.

Иногда на тренинге возникает ситуация, о которой тренер нигде не сможет прочитать. И любая логика в подобных случаях может быть пагубной. Интуиция, умение прислушиваться к себе, дадут тренеру силы сделать что-либо, возможно, противоречащее логике и правилам, что будет уникально и единственно верно в сложившейся ситуации.

Наличие нескольких позиций восприятия

Как научиться отслеживать собственное состояние, доверять интуиции, слушать и слышать группу и одновременно со всем этим постоянно помнить о цели и материале, который тренер должен донести до группы?

На первый взгляд, это невозможно. Но на самом деле это необходимо, и через некоторое время оказывается достаточно простым делом. Важно отрабатывать у тренеров так называемые три позиции восприятия и приучать находиться в каждой из них практически одновременно в любой момент тренинга.

Первая позиция — отслеживание себя как тренера, своих чувств, своей интуиции, своего отношения к тому, что происходит в группе. Вторая — отслеживание группы, ее состояния, ее проявлений. Эта позиция, в которой тренер слушает и слышит группу. Третья позиция — это постоянный поиск ответов на вопросы: «А что сейчас происходит? Следую ли я поставленным целям? Для чего я это делаю и что при этом делает группа?»

Истинное обучение тренера — это отрабатывание в различных ситуациях этих трех позиций.

Участие в тренингах в качестве члена группы позволяет тренеру отработать первую позицию — понять и принять себя, научиться отслеживать свои мысли и чувства, свое поведение. Вторая позиция отрабатывается, когда тренер учится слышать и слушать других участников тренинга и по их обратной связи понимать, насколько успешно он это делает. Участие в качестве супервизора, наблюдателя на тренингах позволяет отработать третью позицию -«взгляда на происходящее со стороны» научиться не «влипать» в процессы, которые происходят на тренинге, а анализировать их с точки зрения целей тренинга и действий тренера.

Проведение собственных тренингов позволяет объединять все три позиции воедино — одновременно отслеживать себя, чувствовать и анализировать поведение группы и понимать, что происходит на тренинге в целом и насколько в каждый момент- тренинга решаются поставленные цели и задачи.

Это и есть мастерство тренера.

Разделение ответственности с группой

На этом уровне тренер начинает осознанно понимать меру ответственности перед группой и разделять ее с ней. Его тренинг наполняется еще одной необходимой целью-дать возможность группе принять на себя часть ответственности за то, что происходит в каждый момент тренинга.

В этом случае тренер снимает с себя все полноту ответственности за происходящее и тем самым дает группе дополнительный импульс развития и приобретения нового опыта, необходимого для выхода в самостоятельную реальную жизнь. Группа, которая приняла часть ответственности за происходящее на тренинге, начинает работать более плодотворно и креативно. Она начинает понимать, что не все зависит от тренера. Она начинает принимать уникальность опыта каждого члена группы и использовать его в своих целях.

А тренер при этом снимает с себя часть ненужной тревоги за исход тренинга, так как группа работает для достижения поставленных и принятых ею целей вместе с тренером, а следовательно, берет часть ответственности за результаты на себя.

В этом случае тренер приобретает необходимое спокойствие в любых ситуациях и мудрость при принятии решений, передавая эти состояния группе или решая что-либо вместе с ней. Чем больше ответственности передает группе тренер, тем мудрее становится группа и тем быстрее происходит обучение в ней. Тем больше возможностей у членов группы воплотить полученный опыт в реальной жизни самостоятельно, без тренера и других членов группы.

Выводы

В результате многолетнего опыта обучения тренеров нами были выделены необходимые базовые знания и умения для проведения групп:

  • — базовое психологическое образование и дополнительное обучение в одной из психотерапевтических школ;
  • — знание динамики групповых процессов и умение управлять ими;
  • — необходимые личностные качества и навыки в ведении групп.

Среди основных направлений в подготовке тренеров по формированию личностных качеств и навыков мы выделили следующие:

  • Формирование системы ценностей тренера
  • Построение целей и адекватное умение придерживаться их в ходе тренинга
  • Отношение тренера к себе, своим возможностям
  • Осознание своих ограничений
  • Профессиональное общение тренера
  • Отношение тренера к критике
  • Состояние покоя и азарта тренера
  • Настройка тренера на группу
  • Сочувствие, смелость и самоотверженность \’тренера
  • Скорость и темп работы тренера в группе
  • Влияние тренера на изменения в группе

Для аттестации работы тренеров нами были выделены следующие критерии профессии тренера:

  • Наличие истинной уверенности
  • Умение использовать групповой опыт
  • Решение проблем группы, а не своих
  • Энергетическая взаимосвязь с группой
  • Развитая интуиция
  • Наличие нескольких позиций восприятия
  • Разделение ответственности с группой

Таким образом, нами была создана и апробирована стройная система подготовки тренеров. При планировании их обучения мы изменили фундаментальные взгляды на динамику групповых процессов и вывели новые закономерности развития групп.





Комментарий к статье