Методологический семинар. Психодиагностика в России

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Николай Батурин

Николай Батурин

Батурин Николай Алексеевич — доктор психологических наук, зав. кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Южно-Уральского государственного университета. Научные интересы связаны с изучением проблем психологической беспомощности, стилей оценивания, глобального отношения к себе и к миру. Прикладные интересы — доработка и внедрение групповых тестов для диагностики уровня и структуры интеллекта: Универсального интеллектуального теста (УИТ СПЧ) и Подросткового интеллектуального теста (ПИТ СПЧ). Из методических работ наиболее значительным является учебное пособие «Психология успеха и неудачи» (1999 г.).

Жизненное кредо. «Если цель поставлена, то она должна быть достигнута».

Психологическая диагностика в России за свою вековую историю прошла несколько этапов развития и преодолела несколько кризисов. Если отказаться от излишней детализации, в развитии психодиагностики можно выделить три крупных этапа.

Первый этап — это время зарождения российской психодиагностики (Г.И. Россолимо-1909, Ф.Е. Рыбаков -1910 и др.) из экспериментальной и клинической психологии (Н.Н. Ланге, А. А. Токарский). Под влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке она прошла свой путь развития (Т.П. Соколов, А.П. Болтунов, М.Ю. Сыркин, И.Н. Шпильрейн и др.) до середины 30-х годов. За это время идеи стандартизованного измерения психических явлений нашли широкое применение в педагогике (педология) и профессиональном отборе(психотехника).

Слабая еще в то время научная база психодиагностики, методическое несовершенство и количественная ограниченность диагностического инструментария, недопустимо широкое распространение тестов среди непрофессионалов привели, с одной стороны, к неоправданно большому стремлению практиков (педагогов, руководителей предприятий) получить «объективные данные» и извлечь из них практическую выгоду, а с другой стороны, вызвало негативную реакцию общества.

Не оправданы категоричным и жестоким следствием всего этого стало печально известное постановление ВКП(б) 1936 года, которое и вызвало глубочайший кризис психодиагностики. Было фактически запрещено не только практическое использование тестов, но под идеологическим нажимом были разработаны теории о ненужности и буржуазности тестов.

Второй этап — это медленное возрождение психодиагностики после почти 40-летнего перерыва под влиянием общего идеологического потепления 60-х годов. Выдающуюся роль в этот период сыграли:

  • широкое использование тестов в комплексном лонгитюдном исследовании студентов ЛГУ под руководством Б.Г. Ананьева, перевод и адаптация некоторых зарубежных тестов сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева-в Ленинграде;
  • деятельность К.М. Гуревича и сотрудников Психодиагностического института психологии РАО — в Москве;
  • работы В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука — в Киеве;
  • проведение первых Всероссийских конференций по психодиагностике- в Таллинне.

Разрыв уменьшается

Вслед за этим в 80-е годы начался период интенсивного развития психодиагностики. Постепенно происходило преодоление ее отставания от развивавшейся в более спокойных условиях зарубежной психодиагностики.

Преодоление этого отставания проходило двумя путями. К первому можно отнести создание с начала 1980-х годов большого количества новых отечественных диагностических методик (Личко, 1970; Иванова, 1973; Доскин и др. 1973; Лаской Тонконогий, 1974 и др.). В последующие 10 лет были созданы десятки методик (Столин, 1986; Шмелев, 1982; Мельников и Ямпольский, 1985; Залевский, 1987 Якиманская, 1991; Сенин, 1991; Романова, 1991 и многие другие).

Большая их часть была предназначена только для исследовательских целей. У их создателей не было времени, да и желания, превращать их в стандартизованные, надежные и валидные тесты. Важнейшими событиями развития психодиагностики на этом этапе стали публикации трех книг: «Психодиагностическое тестирование» А. Анастази (1982), «Общая психодианостика» (под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина, (1987), «Словарь-справочник по психодиагностике» Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова (1988). Эти книги не утратили своего значения до сих пор.

Второй путь — это продолжение активного импорта зарубежных тестов. К этому времени из-за рубежа разными путями были получены большинство из базовых тестов: шкалы Векслера (WA1S и WISC), MMPI, CPI, 16-PF, тест Роршаха, ТАТ и др. Большинство из них были только переведены, причем параллельно в нескольких учреждениях и разными авторами.

Средств и времени на полную процедуру адаптации и стандартизации, как всегда, не хватало. До поры до времени эти пробелы остро не ощущались, потому что психодиагностикой занимались считанные специалисты — выпускники факультетов психологии ведущих университетов. Методики передавались из рук в руки. Профессионализм и этика их использования контролировались за счет личного знания диагностами друг друга или через общих знакомых. Кроме того, тесты использовались в основном в научных целях или в прикладных (в хоздоговорных) исследованиях, где, как правило, не требовалось индивидуальной диагностики, а устанавливались групповые закономерности.

Спрос и предложение

Ситуация резко изменилась с начала 90-х годов, когда в России начался бум подготовки психологов-практиков вначале для образования, а потом и для всех других сфер деятельности. За последние пятнадцать лет количество психологов возросло многократно, достигнув к настоящему времени нескольких десятков тысяч, а это означает, что психология превратилась в массовую профессию. Естественно, что к такому росту отечественная психология не была готова, поэтому уровень подготовки психологов, а вместе с ней и психологическая культура психодиагностики резко снизились.

Еще одним следствием бурного роста численности психологов стал резко возросший спрос на психодиагностические методики. В этот период, вопреки всем нормам и правилам, в России в открытой печати были опубликованы почти все профессиональные психодиагностические методики. История еще вспомнит и поименно оценит тот урон, который нанесли психологии «авторы» этих книг, сборников тестов, энциклопедий и сайтов в Интернете. Итогом такого распространения тестов (вроде бы для специалистов) стали книжки типа «Загляни внутрь себя» Д.М. Рамендик и М.Г. Рамендик (издво Института психотерапии), где без обиняков предлагаются профессиональные тесты (УСК, 16-PF, ПДО и др.) для самоизучения и самодиагностики. В аннотации авторы пишут, что эта книга «предлагает читателю достаточно простое и ясное изложение нескольких солидных, проверенных временем и несколькими поколениями ученых тестов», не понимая, что это губит титанический труд этих нескольких поколений ученых.

Еще одним следствием запроса на психодиагностические методики стало создание фирмы «Иматон», которая начала массовое производство психодиагностического (достаточно качественного для того периода) инструментария, который, однако, вопреки всемирно признанным требованиям, стал продаваться как любой товар-любому покупателю, распространяться по каталогам, выписываться по почте.

Кризис неизбежен

Массовая подготовка педагогов-психологов и широкое распространение тестов среди слабо подготовленных пользователей, с одной стороны, и запрос администрации учебных заведений и других начальников на объективную информацию, которую можно как-то практически использовать, с другой стороны, а также кажущаяся легкость в проведении тестов и кажущаяся простота интерпретации результатов на основе простейших (обычно трехступенчатых) норм, привели к поголовному увлечению тестированием. Были истрачены тысячи часов времени и школьников, и психологов, испорчены тонны бумаги, прежде чем давно очевидное (для профессиональных психологов) стало понятно многим. Как всегда, неоправданные и необоснованные ожидания привели к скептицизму и неприязненному отношению к тестированию вообще.

Но кризис был неизбежен. Во-первых, как уже отмечалось, большинство переведенных тестов вообще не прошли стандартизации на отечественных выборках, что крайне необходимо для индивидуальной диагностики. Те же несколько тестов, авторы адаптационных вариантов которых провели в свое время стандартизацию (Шмелев — 16-PF, Панасюк-WISC, Тарабрина-взрослый вариант PFS Розецвейга и др.), к тому времени уже нуждались в обновлении нормативов, но ни средств, ни времени, ни энтузиазма у авторов адаптаций уже не было.

Во-вторых, почти все зарубежные методики, которые до сих пор используются в России, давно устарели, поскольку разработаны были в 30-40 годах. Все они за рубежом уже пересмотрены, откорректированы, изменены на основе современных представлений психодиагностики и официально принятых требований. Например, WAIS уже трижды корректировался; WISC — прошел коренную реадаптацию, а вместо классического MMPI используется только MMPI-2 и его подростковая версия и т.д. Огромное количество тестологов в Америке и в Европе десятилетиями проводят работу по усовершенствованию старых тестов и непрерывной разработке новых. И несмотря на это тесты еще далеко не совершенны. Особенно остро видны их недостатки в практике индивидуальной диагностики.

В-третьих, в мире давно разработаны требования к пользователям тестов, принята практика их аттестации, разработаны вопросы для контроля их профессиональной пригодности. Например, в «Словаре-справочнике по психодиагностике» Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова опубликованы требования Британского психологического общества к двум уровням пользователей — «А» и «Б». В США проводится аттестация всех пользователей по крайней мере по трем уровням сложности тестов, дающая право психологу применять только тесты данного уровня. Все это вызвано тем, что психодиагностика — это (вопреки общепринятому в России мнению) очень сложная область психологической практики. И только очень хорошо подготовленный специалист способен извлечь, понять и использовать весь богатый материал, который дает психодиагностика, и при этом не навредить человеку.

Одним из неприятных следствий кризиса психодиагностики стал почти полный отказ от использования тестов в некоторых практических направлениях психологии. Это, в частности, произошло в российском консультировании и психотерапии. В отличие от нас, по утверждению А. Анастази и С. Урбины, основанном на ежегодных опросах специалистов, в Америке «психологи-клиницисты и психологи-консультанты применяют достаточно разнообразные тесты» — это и тесты интеллекта, и комплексные батареи способностей, и многие из личностных тестов, а также множество коротких вопросников и оценочных шкал (2001).

Без сомнения, интеллект и личность психолога или психотерапевта являются важнейшими инструментами в их работе. Однако полагаться только на наблюдения психолога и самоанализ клиента (как это делают сторонники бездиагностического подхода в России), па наш взгляд, неоправданно. Это напоминает средневековую медицину. Сейчас ни врачам, ни пациентам не придет в голову отказаться от диагностики на компьютерном томографе и электромагнит ном резонаторе, от ЭКГ и ЭЭГ. от ультразвуковых или биохимических исследований.

И хотя современные тесты несовершенны, но даже в таком виде они необходимы хотя бы для фиксации исходного психического статуса клиента, без чего невозможно, например, доказать (в том числе и в суде), что самоубийство клиента произошло не вследствие встречи с психологом-консультантом. Они необходимы хотя бы для объективного определения эффекта консультирования или психотерапии (иначе страховая компания откажется оплачивать консультативную и психотерапевтическую помощь по страховке).

Все только начинается

Третий этап развития психодиагностики начался совсем недавно, 5-7 лет назад. За эти годы многое изменилось.

Во-первых, и это, пожалуй, самое главное, специалисты-профессионалы осознали критическое положение психодиагностики и на последних конференциях (2002.2003) и в их кулуарах неоднократно обсуждали самые острые проблемы, требующие своего обязательного решения.

Во-вторых, за последние годы значительно расширилось знакомство с тестами всего общества и педагогов в частности в связи с внедрением в образование тестов достижений по учебным предметам. Сначала через централизованное тестирование, проводимое Центром тестирования Минобразования РФ, а затем благодаря введению ЕГЭ единого государственного экзамена в форме тестов. Для России — это беспрецедентный случай — тестирование стало государственным актом.

Кроме этих признаков выхода из кризиса существуют и более частные признаки начала нового этапа развития психодиагностики.

  1. За последние годы разработано несколько методик, удовлетворяющих всем психометрическим требованиям и пригодных для массовог о использования практическими психологами, — это Универсальной и Подростковый интеллектуальные тесты -УИТ СПЧ-М и ПИТ СПЧ — (Санкт-Петербург — Челябинск) (2001.2003), Личностный вопросник 16РФ-Б (2002), Тест практического мышления взрослых ТПМВ (2004) и многие другие.
  2. Получены гранты или заключены договоры на право перевода, стандартизации и распространения нескольких зарубежных методик, например, Когито-центром — тесты Равена, FTT (Сказочный проективный тест) и др.; ПИ РАО — WISC-R; Ярославским университетом В5 (Большая пятерка). Тем самым в России созданы прецеденты законного приобретения права на распространение зарубежных методик. Как известно, до сих пор переведенные тесты распространяются без официального права. Единственным оправданием таких действий является то, что тесты, имеющие хождение в России, во-первых, давно устарели и их уже не производят фирмы, обладающие правами на их распространение; во-вторых, большинство тестов были завезены и переведены в то время, когда Россия еще не подписала Конвенцию об охране авторских прав.
  3. Вновь созданы или возобновили активную деятельность предприятия, занимающиеся изготовлением и распространением тестов и компьютерных программ: Когито-центр и Гуманитарные технологии (Москва), ПсиХРОН (Челябинск), Психодиагностика (Ярославль), Региональный социопсихологический центр (Самара) и др.
  4. Уже второй год издается первый в России специализированный журнал «Психологическая диагностика» (главный редактор М.К. Акимова).
  5. Издано и переиздано грамотное и одновременно доступное пособие по психодиагностике для самой большой группы психологов-практиков системы образования — «Основы психодиагностики» (научный редактор А.Г. Шмелев).
  6. Открыты и активно работают несколько профессиональных интернет-сайтов, специализированных по психологической диагностике и оценке.
  7. Создана секция «Практическая психодиагностика» при Федерации психологов образования России.

В будущее — с оптимизмом!

Таким образом, анализ истории российской психодиагностики свидетельствует о том, что она прошла в своем развитии несколько этапов и преодолела несколько кризисов. В настоящее время есть все основания считать, что очередной кризис преодолен и начался новый этап прогрессивного развития. Многое позволяет смотреть на будущее психодиагностики с оптимизмом.

Однако для того чтобы ожидания стали реальностью, необходима согласованная работа всех (очень многочисленных) профессионалов-тестологов, активная работа специализированных диагностических центров и издателей тестов, а также заинтересованность в расширении использования диагностических методик психологов-практиков всех направлений и областей деятельности.

Я верю, что в недалеком будущем будут открыты принципиально новые подходы и способы психологической диагностики, разработаны тесты нового поколения. Возможно, это будут сложнейшие компьютерные комплексы, сочетающие в себе принципиально новые средства психофизиологического измерения работы мозга, тестирования психических проявлений, долгосрочный учет поведения и текущей ситуации, а полученные результаты будут сравниваться с единой общероссийской базой данных, из которой компьютер будет подбирать индивидуально-стратифицированную выборку и вычислять необходимые для данного случая нормативы.





Комментарий к статье