Социально-психологическая совместимость.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Причинами возникновения социально-психологической несовместимости часто являются различия в образовании, возрасте, кругах знакомых, общем культурном уровне супругов, их воспитании в родительской семье. Следует отметить, что различие в образовательном цензе само по себе существенно не влияет на совместимость, а имеет значение уровень общей культуры, уровень развития личности.

К социально-психологической совместимости в семье относится согласованность взглядов на рождение и воспитание детей, организацию быта. Очень часто совместимость супругов, полнота и благополучие их семейной жизни зависят от согласованного понимания того, для чего существует семья и что она должна давать каждому ее члену. Несоответствие взглядов супругов проявляется в критике за излишнее внимание к одним ценностям и пренебрежение к другим (излишняя домовитость, излишнее внимание к детям—«мы теперь должны жить только ради детей»).

Психологическая и психофизиологическая совместимость.

Эти виды совместимости (или несовместимости) зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

Жизнь семьи главным образом определяется особенностями характера и качествами личности родителей, их отношениями друг к другу, к детям, их чувством ответственности за всю семью. Только в нормальной семейной атмосфере, при полном взаимопонимании и искренности возможно правильное развитие ребенка. Постоянство чувств, эмоциональность являются одним из важных условий, необходимых для благополучной семейной жизни.

Учитель может спросить учащихся, какие именно личностные особенности, черты характера будут иметь особенное значение для появления совместимости. Для этой части урока необходимо привлечь материал соответствующих предыдущих тем.

Наиболее сильно несовместимость будет проявляться при сходстве некоторых отрицательных черт характера: эгоизма, безответственности, лени и т. п. А если у обоих супругов этих отрицательных черт нет? Всегда ли может быть достигнута совместимость?

Например, у мужа и жены разная степень общительности — одному хочется быть дома, только в кругу семьи, а другому встречаться с друзьями, приглашать гостей. В каких случаях возможно наличие совместимости, а в каких — нет? В качестве примеров для обсуждения можно использовать не только анализ взаимоотношений супружеских пар (например, «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя; Наташа Ростова и Пьер Безухов), но и других групп людей (экипажи космических кораблей, находящиеся длительное время в полете, участники зимовок, экспедиций и т. п.).

Положительный климат в семье, как в любой другой группе, может быть создан не только при сходстве, но и при различии темпераментов и характеров супругов.

В заключение учителю следует подчеркнуть следующее: сейчас слишком много говорят о совместимости супругов, супружеских пар, часто придают совместимости фатальное значение. Учитывать это явление, конечно, необходимо. Но в повседневной жизни нереально настраиваться на поиски абсолютно совместимого с тобой человека. Конечно, удачный выбор спутника жизни очень важен. Но ведь идеального и тут не существует. К тому же люди меняются, не остаются прежними.И поэтому несравненно важнее научиться понимать друг друга, проникнуться стремлением к преодолению трудностей совместной жизни, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека. А главное, надо понять: совместимость не дается извне, совместимость вырабатывается обоюдными усилиями супругов.

Семейное счастье — не подарок судьбы, не результат слепого везения, это дело собственных рук супругов, их ума, доброты, человечности и, конечно, любви. Можно напомнить учащимся слова М. М. Пришвина: «Да, конечно, счастье необходимо, но какое? Есть счастье — случай,— это бог с ним. Хотелось бы, чтобы счастье пришло как заслуга».

Над чем подумать, что обсудить

В качестве задания можно предложить учащимся описать идеально (с их точки зрения) совместимые пары:

1) дружеские: юноша — юноша, девушка—девушка, юноша — девушка;

2) молодые супруги;

3) пожилые супруги.





Комментарий к статье