Для чего человеку семья? Каждый ответит по-своему на этот вопрос, хотя наверняка прозвучит одна простая, но верная мысль — для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Статистика выявила интересные закономерности: в браке человек живет дольше, меньше болеет. Социологи, опрашивая как-то супругов, выявили, что 70% опрошенных посчитали, что основа их человеческого счастья — единая, дружная, любящая семья и дети. Если это так, то счастье человека в семье — это большая ценность, как нравственная, так и социальная.
Действительно, счастливый человек — это еще и достояние общества, которому он способен отдать больше сил, творчества, вдохновения. Ни самая увлекательная работа, ни друзья, как бы широк ни был их круг, не в состоянии дать человеку того, что может дать семья.
Чем же таким особенным одаривает человека семья? Ведь семейная жизнь требует знаний, определенных душевных качеств, специфических умений и навыков, определенных усилий и деятельности. Неужели все эти трудности и сложности могут принести счастье? Но позволительно спросить: кто сказал, что счастье — это нечто, данное изначально? Разве счастье — не в самой борьбе за него? И где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят и где без тебя нет полной чаши… Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил физических и духовных, без которых он не может нормально работать. Где, как не в семье, получает утешение в самые черные дни своей жизни. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар — счастье материнства и отцовства, а спустя годы — счастье быть дедушкой и бабушкой. В разговоре о счастье уместно вспомнить высказывание Платона: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
На изучение темы «Нравственные основы семьи» программой отводится два часа. Второй час учитель по своему усмотрению использует для активных форм работы с классом. Так, можно предварительно провести анкетирование и на втором занятии обобщить и обсудить с ребятами его результаты.
Примерные вопросы анкеты
- Доводилось ли вам встречать счастливых людей?
- Считаете ли вы счастливым себя? Если нет, то чего вам не хватает для «полноты счастья»? Что вы делаете для того, чтобы быть счастливым?
- Задумывались ли вы раньше над тем, что такое счастье? Дайте определение счастья: «Счастье — это…
- одним словом;
- одним предложением;
- не ограничивая себя размером высказывания).
- Что включает в себя, на ваш взгляд, это понятие? Поставьте на 1, 2, 3-е и т. д. места (обозначьте цифрами с левой стороны в зависимости от важности для вас лично):
- — интересная, увлекательная работа,
- — взаимопонимание с близкими людьми,
- — хорошая, дружная семья,
- — достаток,
- — чувство нужности людям,
- — осознание исполняемого долга,
- — интересная общественная работа.
Согласны ли вы с этими слагаемыми понятия? Что вы могли бы добавить?
- Могли бы вы быть счастливы, живя с любимым человеком на необитаемом острове? (Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.)
- Задумывались ли вы о цели своей жизни?
- Каков, по-вашему, идеал счастливой женской (мужской) судьбы?
Анкетирование рекомендуется проводить анонимно, с указанием пола отвечающего. Желательно провести анкету до проведения занятия по теме «Нравственные основы семьи», с тем чтобы не влиять на мнения ребят.
Содержанием второго занятия может быть диспут «Мое представление о счастье».
При подготовке диспута о счастье учитель может использовать следующие изречения: «Где нет стремления к счастью, там нет стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений» (Л. Фейербах).
«Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному» (А. С. Пушкин).
«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д. Дидро).
«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя» (Л. Н. Толстой).
«Счастье дается тому, кто много трудится» (Леонардо да Винчи).
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно» (А. С. Макаренко).