Один мудрец говорил: «Не знать и все же думать, что знаешь, — болезнь. Знать и все же думать, что не знаешь, -величайшая заслуга». Знать о чем-то, но вести себя так, как будто еще не знаешь — сомневаться, стараться понять по-новому, не прекращать сбор и проверку информации, — это не только величайшая нравственная и интеллектуальная заслуга человечества, но и очень эффективная стратегия выживания.
Чтобы выжить, все живые существа нуждаются в правильной, достоверной, полной и неискаженной информации о внешнем и внутреннем мире. Мы собираем необходимую информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкусовых ощущений. Мы ощущаем силу гравитации, электромагнитных колебаний. Наше тело — биологическая система. Она реагирует на множество невидимых воздействий внешней среды, космоса. И по внутренним ощущениям мы можем судить или догадываться об этих невидимых воздействиях. Всю эту информацию мы обрабатываем, сверяем с тем, что есть в нашей памяти, обобщаем накопленный опыт. И тем самым — добываем знания, необходимые нам, чтобы действовать и понимать мир. Абу-аль-Фарадж (1226 — 1286 г.) говорил: «Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва. Но если обогатить ее учением — она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь». Вся наша жизнь — ни на миг непрекращающееся учение, образование, поиски своего места в жизни. Человек не может жить, не познавая Мир, хотя путь познания — путь бесконечный.
Человек никогда не довольствуется достигнутыми знаниями. Из охотника за пищей и материальными благами человек превратился в охотника за знаниями. Ему как воздух необходимо понимание того, в каком он мире живет, и какие еще существуют миры. Более того, человек хочет создавать новые миры — и создает их с помощью своего воображения. Вооруженный знаниями человек становится могучим и одновременно ослабляет себя: ведь ради знаний он может пожертвовать многим, в том числе приносит в жертву свою природную чувствительность. Доверившись знаниям, перестает доверять чувствам; создавая новый мир в воображении, теряет реальный мир. В этом заключается великий парадокс человека.
Понятие психологической установки в обыденной жизни
Психологическая установка может преобразовывать информацию, как в кривом зеркале, или действовать как кварцевое устройство, пропускающее только те сведения, которые соответствуют его параметрам. Действие установки в эмоционально-значимой ситуации (особенно при эмоциональном стрессе) резко возрастает. Решения принимаются явно ошибочные, но человеку в его эмоциональном состоянии кажется, что он прав.
Есть такая старая байка о том, как в глухое село приехали артист и лектор, первый должен был выступать с юмористическими фельетонами, а второму необходимо было просветить народ на предмет достижений народного хозяйства. Вышло так, что афиши случайно перепутали: к артисту пришли изголодавшиеся по столичным новостям агрономы и зоотехники, а к докладчику — желающие приятно провести вечер трудового дня. Вот тут уже было не до смеха приезжим: артист недоумевал, почему его фельетончики звучат в обстановке полной тишины и напряженного внимания, тогда как в другом зале клуба лектор готов был рвать на себе волосы оттого, что все его рапорты о приросте скота и валового сельхозпродукта встречают громовым хохотом. (Кстати, тут актуален пример бессмертной лекции про « Пять звездочек» из классического фильма «Карнавальная ночь»). Все дело тут в том, что каждый получил то, чего он ожидал, реализовав тем самым надуманную самим же программу поведения — установку. Как говаривал кто-то из восточных мудрецов: «Все, что тебе нужно, ты уже имеешь!»
Человек скорее согласится пожертвовать реалистическим взглядом на действительность, чем расстаться с иллюзиями и заблуждениями. Почему и как это происходит? Альберт Эйнштейн говорил: «Именно теория решает, что мы можем наблюдать». Каждый человек имеет свою теорию или достигнутое понимание каких-то явлений. Теория создает «установку», или готовность видеть мир определенным образом. Если, например, показать людям фотографию порядочного человека, скажем, профессора филологии, и объяснить, что на снимке изображен главарь местной мафии, то тем самым создается ложная установка видеть перед собой преступника. Мысль: «Так вот кто главарь мафии!» — отсылает людей к знанию о преступном мире. Это знание добыто большой ценой: переживания, опасения, страх, опыт контакта с этим миром. Поэтому человеку очень трудно отказаться от их влияния и посмотреть на лицо человека непредвзято.
Правильное само по себе знание о происках мафии, примененное неправильно, заставляет людей видеть то, чего нет. В благородном лице филолога отыскиваются признаки преступных наклонностей, особой жестокости, алчности, хитрости, злобы и коварства. Даже если сказать после этого, что на снимке не преступник, а замечательный человек, достойный гражданин и выдающийся ученый, неприятный осадок еще остается: лицо по-прежнему не нравится. Да и мысли соответствующие еще гуляют по закоулкам сознания: «Профессор тоже может быть главарем банды. Днем порядочный человек, а по вечерам организует налеты рэкетиров» и т.д.
И только полностью избавив сознание от ненужной мысли о мафии, можно, наконец, реалистично увидеть лицо человека, какое оно есть, доверившись собственным глазам и своей интуитивной способности читать лица, видеть в лице отражение действительной жизни изображенного человека, его действительных качеств. Похожие процессы происходят у того, кто ревнует. Мысль о неверности жены не отравляет сознание жуткими картинами разврата, но создает ложные установки видеть то, чего на самом деле нет. Ревнивый муж смотрит на уставшее от повседневных забот (и его собственной дурости) лицо жены, размышляет о развратных действиях и видит то, что хочет увидеть. Якобы иссыхающее от ежедневных любовных связей женское личико, выражение неуемного сексуального желания и стремления вступить в связь с первым попавшимся мужчиной. Ревнивец словно пытается совместить два несовместимых мира: воображаемый мир публичного дома и реальный мир его собственного дома — зачастую стандартной, не очень уютной квартиры.
«Жена-развратница» — это его теория, его установка. Именно эта психологическая установка предопределяет то, что должен видеть, замечать человек с помощью своих органов чувств. Чтобы увидеть все так на самом деле, надо выйти из собственной теории, выйти из воображаемого публичного дома, хотя там и веселее, чем в своей обычной квартире. Подобные проявления явно ошибочных мыслей и решений, по наблюдениям В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова, могут иметь место даже без чрезмерных эмоций при наличии стойких установок у чрезмерно упрямых людей, либо лиц, страдающих манией преследования или сверхценных идей.
Установку очень часто встречаешь в сфере образования. Вот такая ситуация: учительница младших классов передает своей преемнице в семилетнее пользование ставший пятым класс. Классный руководитель-предметник из гуманнейших (!) педагогических (!) соображений спрашивает: «Марья Ивановна, расскажи-ка мне про них, кто есть кто?» Та, конечно же, из благих побуждений сообщает: « Вот есть у меня Саша, Маша и Наташа — солнышки, а не дети: глазки горят, руки тянут отвечать; а есть Петя, Катя и Даша — головная боль и двоечники!» И вот первого сентября новый классный руководитель заходит в класс и начинает знакомство: «Здравствуйте, дети! А кто у нас тут Саша, Маша и Наташа? Ути-пути! Ну, сидите, солнышки вы мои. А кто такие Петя, Катя и Даша? Ну, смотрите. Знаю я вас!!!» И вот так — до окончания школы. Вы, наверное, неоднократно замечали, что отличники, хорошисты, троечники и двоечники рождаются в первом классе? Можно, конечно, перевести ребенка в другую школу, но там установку формирует свой «Табель о рангах».
Установки являются нашими извечными спутниками. Вспомните, как в понедельник утром за завтраком или в транспорте вы торопливо перелистываете свежую газету на последнюю страницу — там обычно печатают гороскоп! Как ни странно, но многое сбывается! И отнюдь не потому, что гороскоп составлен крупным специалистом (для этого есть десятки компьютерных программ). Просто, мы порой устаем принимать решения! Как хочется переложить ответственность за вынужденное собственное бездействие в «неблагоприятный день» на влияние ну хотя бы космических сил, «магнитных бурь» и т.п. Для успешного выживания каждому человеку, помимо сложившихся у него десятков установок по разным вопросам, важно всегда иметь еще одну постоянную (или резервную) установку-предупреждение, которую можно сформулировать следующим образом: «Не спешить с категорическим заключением, опасным решением в условиях сильных эмоций!»