Когда молодых людей спрашивают, каковы их планы на будущее, все, как правило, говорят об интересной работе и удачной, гармоничной личной жизни. Если попросить их рассказать об этом подробнее, ответы складываются в определенную схему: хорошая квартира (иногда дом), полное взаимопонимание с супругом, радость от того, что дети здоровы и хорошо развиваются, дружеские взаимоотношения с окружающими.
Вряд ли стоит давать оценку жизненных планов отдельного человека, каждый имеет право строить свою личную жизнь как это ему нравится, ограничение может быть одно — осуществление планов не должно быть направлено против другого человека, не должно ему вредить. Но если все-таки мы попытались бы дать такую оценку, перед нами встала бы непреодолимая преграда — расплывчатость ожиданий. Одинаковые, казалось бы, мечты могут содержать в себе весьма различные модели личного счастья; да и способы его достижения для каждого будут индивидуальными. И даже сходные жизненные программы, в зависимости от личности, в одном пробудят творческое горение и глубокие чувства, а другого погрузят в скучную, монотонную будничность и банальные стереотипы.
Можно также усомниться, что ответы на вопросы анкет, посвященных различным жизненным проблемам, действительно отражают реальные ожидания и потребности опрашиваемых. Читая их, трудно отделаться от ощущения, что прежде всего они содержат одобряемые обществом ответы.
Та же закономерность наблюдается в отношениях между людьми. Вспомните содержание разговоров с друзьями, коллегами, знакомыми и даже близкими нам людьми. Оставив в стороне так называемые разговоры ни о чем — о погоде, зубной боли и водопроводчике, — ведь и более серьезные беседы крайне редко касаются истинных наших потребностей. Но кое-что из этих тщательно скрытых желаний, ожиданий, несбывшихся мечтаний, да и депрессий различного рода, все-таки доходит до окружающих. То, как мы выглядим, как говорим и о чем говорим, откроет внимательному человеку, что собеседник переживает нелегкий период, что он пытается как-то справиться с возникшими трудностями. Упорное уклонение от определенной темы или наоборот, постоянное, навязчивое возвращение к ней тоже свидетельствует, что именно это мучает и беспокоит нашего собеседника.
Однако мы, как правило, не задумываемся над состоянием окружающих. Мы склонны оценивать их поверхностно, схематично и односторонне, да и сами не стремимся дать другим возможность проникнуть в нашу внутреннюю жизнь.
Если нас, например, просят охарактеризовать наших знакомых, дать оценку друзьям или нашим близким, мы стремимся найти такую их черту, которая, как нам кажется, наиболее полно передает их личность. О знакомой супружеской паре мы часто говорим, что муж — человек терпеливый, а жену представляем как женщину неуравновешенную. О своем начальнике говорим, что он человек настроения, о приятельнице — что она постоянно «несчастная», о случайном знакомом — что он, как всегда, «неотразим», и так далее.
Формулируя то или иное мнение, мы, как правило, останавливаемся на чисто внешних, бросающихся в глаза чертах характера. И редко когда задумываемся над причинами поведения человека, над тем, что скрывается под маской терпения, неуравновешенности, частой смены настроений, постоянной неотразимости.
Более того, провозглашая свое мнение о другом человеке, мы убеждены, что, во-первых, наше мнение безошибочно и, во-вторых, что черты, приписанные нами человеку, точно определяют его сущность.
Но всегда ли это мнение справедливо? Ведь наши оценки строится на субъективных предпосылках. И не удивительно, например, что мнение двух человек об одном и том же лице может оказаться диаметрально противоположным. Ведь они могли столкнуться с ним в разных обстоятельствах.
Впрочем, с годами мы становимся мудрее и опытнее. Учимся, как следует себя вести, как устанавливать контакты с окружающими, учимся управлять этими отношениями. Однако следует помнить, что нельзя определить свойства личности раз и навсегда: оценки такого рода всегда подводят, могут оказаться ошибочными и несправедливыми.
Следует также подчеркнуть, что мы смотрим на любого человека через призму собственных ожиданий. Все — и жесты, и слова, и поведение другого человека — мы воспринимаем через код собственной впечатлительности. Случается также, что мнение о человеке складывается у нас под влиянием конкретных обстоятельств, случайного разговора., плохого настроения. Нельзя забывать, что образ другого человека в значительной мере зависит от тех потребностей, которые сознательно или не очень мы стремимся удовлетворить в общении с другими людьми.
Понять, почему мы так, а не иначе, оцениваем наших близких, поможет мысль, что мы стремимся внести порядок в отношения с окружающими, определить значение и роль каждого. К сожалению, наши наблюдения совсем не однозначно соответствуют действительности. И эта невеселая истина обычно открывается в период угасания чувств, когда радость в прошлом, и все чаще появляется грустная мысль: то, что считали любовью, к сожалению, оказалось ошибкой. И претензии, и даже оскорбления, которые в таких случаях часто высказываются, как правило, не имеют под собой никаких оснований.
Ведь если хорошо подумать, окажется, что взаимная увлеченность в начале знакомства родилась из острой потребности найти кого-то близкого, что и привело к тому, что случайный знакомый был поднят до ранга идеала, о котором мечтали всю жизнь.
Весьма сомнительной оказывается и вторая посылка: вера в то, что черты, приписываемые нами другому человеку, отражают его истинную сущность. Многим свойственно стремление скрывать свое истинное лицо, прятаться за стереотипы, демонстрирующие приятность, порядочность, интеллигентность.
Происходит это потому, что наше поведение в значительной степени коррегируется общественным мнением. Мы охотно прячемся за общепринятую схему, стараясь «не отставать», но и особенно не «высовываться». Именно поэтому необычные, наиболее личные мечты, стремления и намерения чаще всего остаются в сфере мечтаний, а то и вообще вытесняются из сознания.
Именно в этом состоит конфликт личности, переросшей свое окружение или воспринявшей отличную от принятой в данном обществе систему ценностей. Опасаясь, что его стремления будут отвергнуты или осуждены, человек пытается подогнать свою индивидуальность под уровень окружения, ведь чтобы отказаться от общепринятых норм, нужно проявить незаурядную твердость. Напомним, с какими трудностями, а иногда и унижениями приходится сталкиваться тем, кто в личной жизни или в профессиональной деятельности решился повести себя не так, как все.
Значит, принимая решение вступить в брак, очень важно понимать, что наше мнение о другом человеке может оказаться весьма поверхностным, как и то, что человек не раскрывает себя до конца.