ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Воля является той стороной психической деятельности людей, под которую нелегко подвести материалистическую базу. С первого взгляда кажется, что человек совершенно свободен в своих поступках, что его поступки никак объективно не детерминированы (не определены), что они — результат чисто субъективных переживаний, проявление сугубо личных намерений. В самом деле, ведь то, что слушатель какой-нибудь академии избрал тот, а не другой факультет— его личное дело, и если бы мы спросили его, почему он избрал именно этот факультет, он нам сказал бы, что данная специальность ему нравится, что он давно уже мечтал о ней и т. д., то есть объяснил бы это чисто психологически.

Кажущаяся невозможность объяснить волевые поступки объективными причинами толкала и до сих пор еще толкает некоторых людей в объятия идеализма. Идеалисты понимают волю как чисто духовный акт, не поддающийся материалистическому объяснению. Воля, по их мнению, изначальна; она определяет действия и поступки человека, но сама не подчиняется никаким законам. Воля в понимании идеалистов превращается в произвол.

Такая точка зрения является абсолютно ложной, не имеющей ничего общего с наукой. Как бы ни казались произвольными поступки людей, они всегда объективно детерминированы (определены) и сводятся в конечном счете к системам временных связей, сформировавшимся в процессе обучения и воспитания. С этой точки зрения ни один поступок человека не может быть назван, произвольным в собственном смысле этого слова. Если мы обратимся к нашему примеру с выбором слушателем академии своей специальности, то увидим, что этот выбор не случаен. Слушатель прав, отвечая, что его выбор факультета обусловлен интересом к данной специальности. Дело, однако, в том, что этот самый интерес обусловлен системой связей, возникшей в процессе обучения и воспитания. Известно, что выпускники некоторых средних школ устремляются преимущественно на гуманитарные факультеты вузов, другие же школы поставляют математиков или биологов и т. д. Изучение этого вопроса показало, что преимущественный. интерес учащихся к той или иной научной дисциплине обусловливается весьма часто методическим мастерством соответствующих преподавателей, сочетающимся с положительными их личными качествами. Под влиянием хорошего преподавателя у учащихся зарождался интерес к той или иной области знаний, который закреплялся затем через чтение. В результате у них возникает стремление расширить эти знания, что и обусловливает собой выбор факультета.

Само собой понятно, что в момент поступления в вуз человеку кажется, что он совершенно свободен в выборе факультета и что он руководствуется только своим интересом, так как процесс формирования этого интереса скрыт от него. В действительности  же выбор прямо вытекает из той системы знаний и умений, которые накоплены им в процессе обучения и воспитания и которые определили его интерес и стремление к более глубокому изучению данной специальности. Аналогичными рассуждениями можно показать, что любой волевой поступок человека является абсолютно свободным с точки зрения совершающего его, но что он строго детерминирован обучением и воспитанием человека и условиями дальнейшей его жизни, то есть возникшими в процессе работы человека над собой системами временных связей.





Комментарий к статье