М. В. Фрунзе пишет: «Раз мы готовим армию к решающей борьбе с крупными и серьезными противниками, мы должны иметь во главе наших частей людей, обладающих достаточной самостоятельностью, твердостью, инициативностью и ответственностью. Нам нужно иметь такой командный состав, который не растерялся бы ни при какой обстановке, который мог бы быстро принять соответствующее решение, неся ответственность за все его последствия, и твердо провести его в жизнь» (М. В. Фрунзе, Соч., т. III, стр. 316.). Здесь ясно намечены те качества, какими должны обладать волевые люди.
Одним из таких качеств является решительность. Под решительностью командира понимается его способность своевременно принимать твердые и окончательные решения на основе правильной оценки ситуации. Решительность особенно важна в бою, в котором быстро изменяется обстановка.
Не менее существенное значение в деятельности командира имеет и его самостоятельность. Она определяется степенью независимости человека от мнения других людей в принятии решений. Примером самостоятельности является решение Кутузова, принятое им на Совете в Филях после Бородинского сражения. Несмотря на то, что подавляющее большинство членов Совета высказалось против сдачи Москвы, Кутузов решил отступить и оставить Москву.
Самостоятельность нельзя понимать, как игнорирование мнений других при принятии тех или иных решений. Самый решительный военачальник, при учете своеобразия боевой ситуации, обязан прислушаться к мнению компетентных лиц. Но принимать окончательное решение он должен самостоятельно. Самостоятельность решения предполагает использование мыслей компетентных лиц для отыскания самого правильного решения.
Под настойчивостью понимается способность личности длительно и упорно, до конца проводить принятое решение, несмотря ни на какие трудности.
Необходимыми свойствами человека сильной воли являются выдержка, самообладание и самокритичность. Только при наличии этих качеств можно считать обеспеченной разумность совершаемых человеком волевых действий и поступков. Волевой поступок возможен лишь в том случае, если человек умеет сознательно контролировать способ его совершения. Если воля лишается разумных основ, она перерождается в упрямство. Упрямство же, в противоположность воле, скорей бессилие, чем сила. Упрямые люди отстаивают свои положения во что бы то ни стало, независимо от степени их правильности. Для таких людей типично резкое преобладание аффективных моментов над рассудочными. Уход упрямого человека от логических обоснований объясняется его неуверенностью в своей правоте. Упрямство служит своеобразной ширмой бессилия.
В совершении людьми волевых поступков имеет большое значение их самокритичность, под которой понимается воспитанное уменье замечать свои ошибки и правильно реагировать на замечания со стороны.