Специфика объекта и предмета исследования, решаемых исследовательских и прикладных задач, история становления науки определяют место военной психологии в системе научного знания.
Первым фактором, определяющим весь строй военной психологии, выступают военная наука и военное искусство.
А.А. Керсновский писал, что военное дело состоит из двух элементов — рационального (соизмеримого, вещественного, поддающегося точному анализу и классификации) и иррационального, духовного (несоизмеримого). Рациональная часть — достояние военной науки. Иррациональная, духовная часть — достояние военного искусства. Искусство — удел немногих избранных — как правило, выше науки. Наука сливается с искусством лишь в натурах гениальных. Подобно тому, как ценность сплава определяется процентом благородного металла в нем, уровень полководческого таланта зависит от преобладания в данном человеке военного искусства над военной наукой. «Наполеон в большинстве своих кампаний, Суворов во всех своих кампаниях — дают нам золото 96-й пробы. Полководчество Фридриха II — гений, сильно засоренный рутиной и «методикой», — золото уже 56-й пробы. Полководчество Мольтке-старшего — таланта, а не гения, — уже не золото, а серебро… полководчество его племянника — лигатура, олово» [28, с. 48].
Военная наука и военное искусство являются заказчиками на конкретные исследования и практическую деятельность военных психологов. Они определяют вид, тип, место, стратегические, оперативные и тактические особенности военных событий, к которым нужно готовить военнослужащих, оружие и технику, которыми они должны владеть, необходимую для победы в войне степень психологической совместимости и сплоченности воинских коллективов и т.д.
Так, изъятие из Российской военной доктрины положения об угрозе мировой ядерной войны ориентирует военных психологов на уменьшение объема исследований специфики поведения воина в условиях применения оружия массового поражения. Одновременно военная доктрина подвигает военных ученых к изучению психологических особенностей локальных военных конфликтов, вопросов психологического обеспечения борьбы с терроризмом и т.д.
Вместе с тем военная психология предоставляет в распоряжение военной науки и военного искусства разработанные положения о влиянии войны и боя на психику воинов, о взаимосвязи общественной, групповой и индивидуальной психологии, о мотивах героического и отклоняющегося поведения военнослужащих, о путях повышения морально-психологического состояния своих войск и снижении морального духа войск противника, об этнопсихологических особенностях воинов ведущих армий мира и т.д.
Вторым фактором, определяющим принципы и методы исследовательской и практической деятельности военных психологов, является общая психология (рис. 1).
Именно она задает исходные методологические основания для понимания сущности психики, личности воина, воинской деятельности, закономерностях ощущений, восприятия, эмоциональных состояний, мотивации действий, особенностей проявления темперамента, характера, способностей в экстремальных условиях и т. д. В отечественной военной психологии в качестве методологической платформы выступает общая психология, сформированная на базе деятельностного подхода и психологической теории деятельности. В армии США — общая психология, сформированная на основе бихевиоризма, в индийских вооруженных силах — на основе йоговской трактовки психики и т.д.
У общей психологии военная психология берет также основные методы исследования психологических явлений войны и боя, экстраполирует их теоретические выводы на боевые ситуации.
Социальная психология является для военной психологии важнейшим источником теоретических и экспериментальных наработок, касающихся содержания, механизмов и последствий влияния психологии больших и малых социальных групп на установки, ценностные ориентации, группового и массового поведения людей, психологических механизмов управления и взаимного влияния воинов (подражание, психическое заражение, внушение, убеждение). В последнее время в военной психологии активно исследуется роль военно-организационной культуры в формировании морально-психологического состояния военнослужащих, воинской дисциплины, достижении эффективности боевого применения войск. По существу военная психология — психология социальная. Ведь, как показано выше, война и бой представляют собой частный вид социального конфликта — вооруженное противоборство. На это в середине 1980-х гг. указывали А. В. Барабанщиков, В. П.Давыдов, Э.П.Утлик, Н.Ф.Феденко.
Важнейшей наукой, выполняющей для военной психологии роль естественно-научного основания, является психофизиология. Она раскрывает логику и механизмы взаимосвязи человеческого организма, его психики с окружающей средой, с условиями боевой обстановки.
Военная психология активно взаимодействует с общей историей и историей военного искусства, получая от них представление о культурно-исторической обусловленности героизма и трусости, стойкости и предательства, военной этики и девиаций, о зависимости тактических форм ведения боевых действий от достигнутого уровня культуры, оружия и техники и т.д.
Важную информацию военная психология получает от возрастной психологии (об этапах психического развития, возрастных кризисах, особенностях возрастных групп военнослужащих и т.д.), от психологии труда (о специфике воинской деятельности, ее мотивов, целей, средств, способов, условий; о профессионализации, профессиональной и социальной идентичности военнослужащих; о содержании и методах военно-профессиональной ориентации, профессионального психологического отбора и сопровождения военнослужащих), от инженерной психологии (о взаимовлиянии конструктивных и эргономических особенностей боевой техники и оружия и психических состояний военнослужащих, степени реализации ими своих способностей и т.д.), от клинической психологии (о формах психотравматизации военнослужащих и посттравматическом стрессовом расстройстве; о психологических последствиях ранений и инвалидизации и др.), от психотерапии (о содержании и методах психологической помощи психотравмированным военнослужащим), от психологии управления (о психологических факторах и эффективных моделях управления подчиненными в экстремальных условиях деятельности).
Обращаясь к философии, военная психология принимает ее позицию относительно решения вопроса о соотношении психики и материи, сознания и бытия, трактовки войны и мира, понимания сущности пограничных ситуаций в жизни человека.
Исследуя войну и бой, военная психология активно взаимодействует с социологией; изучая последствия воздействия боевой обстановки на психику воина, она обращается к теоретическим наработкам и практическим рекомендациям военной психиатрии; определяя цели, средства и методы психологической подготовки, психологические аспекты боевой подготовки военнослужащих, она учитывает результаты военно-педагогических исследований и военно-педагогической практики.
В свою очередь военная психология предоставляет в распоряжение других наук свои данные об особенностях социальных, возрастных, деятельностных, психопатологических феноменов, проявляющихся в боевой обстановке.
Таким образом, военная психология тесно связана с военной наукой и военным искусством, всеми основными отраслями современной психологии. Во взаимодействии с ними она расширяет границы своего предмета, обогащается теоретическими положениями и эмпирическими фактами, оснащается методически, благодаря чему активно развивается как современная наука.