Место военной психологии в системе научного знания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Специфика объекта и предмета исследования, решаемых исследовательских и прикладных задач, история становления науки определяют место военной психологии в системе научного знания.

Первым фактором, определяющим весь строй военной психологии, выступают военная наука и военное искусство.

А.А. Керсновский писал, что военное дело состоит из двух элементов — рационального (соизмеримого, вещественного, поддающегося точному анализу и классификации) и иррационального, духовного (несоизмеримого). Рациональная часть — достояние военной науки. Иррациональная, духовная часть — достояние военного искусства. Искусство — удел немногих избранных — как правило, выше науки. Наука сливается с искусством лишь в натурах гениальных. Подобно тому, как ценность сплава определяется процентом благородного металла в нем, уровень полководческого таланта зависит от преобладания в данном человеке военного искусства над военной наукой. «Наполеон в большинстве своих кампаний, Суворов во всех своих кампаниях — дают нам золото 96-й пробы. Полководчество Фридриха II — гений, сильно засоренный рутиной и «методикой», — золото уже 56-й пробы. Полководчество Мольтке-старшего — таланта, а не гения, — уже не золото, а серебро… полководчество его племянника — лигатура, олово» [28, с. 48].

Военная наука и военное искусство являются заказчиками на конкретные исследования и практическую деятельность военных психологов. Они определяют вид, тип, место, стратегические, оперативные и тактические особенности военных событий, к которым нужно готовить военнослужащих, оружие и технику, которыми они должны владеть, необходимую для победы в войне степень психологической совместимости и сплоченности воинских коллективов и т.д.

Так, изъятие из Российской военной доктрины положения об угрозе мировой ядерной войны ориентирует военных психологов на уменьшение объема исследований специфики поведения воина в условиях применения оружия массового поражения. Одновременно военная доктрина подвигает военных ученых к изучению психологических особенностей локальных военных конфликтов, вопросов психологического обеспечения борьбы с терроризмом и т.д.

Вместе с тем военная психология предоставляет в распоряжение военной науки и военного искусства разработанные положения о влиянии войны и боя на психику воинов, о взаимосвязи общественной, групповой и индивидуальной психологии, о мотивах героического и отклоняющегося поведения военнослужащих, о путях повышения морально-психологического состояния своих войск и снижении морального духа войск противника, об этнопсихологических особенностях воинов ведущих армий мира и т.д.

Вторым фактором, определяющим принципы и методы исследовательской и практической деятельности военных психологов, является общая психология (рис. 1).

Место военной психологии в системе научного знания

Именно она задает исходные методологические основания для понимания сущности психики, личности воина, воинской деятельности, закономерностях ощущений, восприятия, эмоциональных состояний, мотивации действий, особенностей проявления темперамента, характера, способностей в экстремальных условиях и т. д. В отечественной военной психологии в качестве методологической платформы выступает общая психология, сформированная на базе деятельностного подхода и психологической теории деятельности. В армии США — общая психология, сформированная на основе бихевиоризма, в индийских вооруженных силах — на основе йоговской трактовки психики и т.д.

У общей психологии военная психология берет также основные методы исследования психологических явлений войны и боя, экстраполирует их теоретические выводы на боевые ситуации. 

Социальная психология является для военной психологии важ­нейшим источником теоретических и экспериментальных нара­боток, касающихся содержания, механизмов и последствий влия­ния психологии больших и малых социальных групп на установ­ки, ценностные ориентации, группового и массового поведения людей, психологических механизмов управления и взаимного влия­ния воинов (подражание, психическое заражение, внушение, убеждение). В последнее время в военной психологии активно иссле­дуется роль военно-организационной культуры в формировании морально-психологического состояния военнослужащих, воинской дисциплины, достижении эффективности боевого применения войск. По существу военная психология — психология социальная. Ведь, как показано выше, война и бой представляют собой част­ный вид социального конфликта — вооруженное противоборство. На это в середине 1980-х гг. указывали А. В. Барабанщиков, В. П.Да­выдов, Э.П.Утлик, Н.Ф.Феденко.

Важнейшей наукой, выполняющей для военной психологии роль естественно-научного основания, является психофизиоло­гия. Она раскрывает логику и механизмы взаимосвязи человече­ского организма, его психики с окружающей средой, с условиями боевой обстановки.

Военная психология активно взаимодействует с общей исто­рией и историей военного искусства, получая от них представле­ние о культурно-исторической обусловленности героизма и тру­сости, стойкости и предательства, военной этики и девиаций, о зависимости тактических форм ведения боевых действий от до­стигнутого уровня культуры, оружия и техники и т.д.

Важную информацию военная психология получает от возрастной психологии (об этапах психического развития, возрастных кризисах, особенностях возрастных групп военнослужащих и т.д.), от психологии труда (о специфике воинской деятельности, ее мотивов, целей, средств, способов, условий; о профессионализации, профессиональной и социальной идентичности военнослужащих; о содержании и методах военно-профессиональной ориентации, профессионального психологического отбора и сопровождения военнослужащих), от инженерной психологии (о взаимовлиянии конструктивных и эргономических особенностей боевой техники и оружия и психических состояний военнослужащих, степени реализации ими своих способностей и т.д.), от клинической психологии (о формах психотравматизации военнослужащих и посттравматическом стрессовом расстройстве; о психологических последствиях ранений и инвалидизации и др.), от психотерапии (о содержании и методах психологической помощи психотравмированным военнослужащим), от психологии управления (о психологических факторах и эффективных моделях управления подчиненными в экстремальных условиях деятельности).

Обращаясь к философии, военная психология принимает ее позицию относительно решения вопроса о соотношении психики и материи, сознания и бытия, трактовки войны и мира, понимания сущности пограничных ситуаций в жизни человека.

Исследуя войну и бой, военная психология активно взаимодействует с социологией; изучая последствия воздействия боевой обстановки на психику воина, она обращается к теоретическим наработкам и практическим рекомендациям военной психиатрии; определяя цели, средства и методы психологической подготовки, психологические аспекты боевой подготовки военнослужащих, она учитывает результаты военно-педагогических исследований и военно-педагогической практики.

В свою очередь военная психология предоставляет в распоряжение других наук свои данные об особенностях социальных, возрастных, деятельностных, психопатологических феноменов, проявляющихся в боевой обстановке.

Таким образом, военная психология тесно связана с военной наукой и военным искусством, всеми основными отраслями современной психологии. Во взаимодействии с ними она расширяет границы своего предмета, обогащается теоретическими положениями и эмпирическими фактами, оснащается методически, благодаря чему активно развивается как современная наука.





Комментарий к статье