Профессиональный психологический отбор

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


По мнению военных психологов многих стран, профессиональный психологический отбор — это самый экономный и надежный метод предупреждения психотравматизации военнослужащих, профилактики их деморализации, сохранения высокого морального духа и обеспечения эффективных боевых действий военнослужащих.

К примеру, на военном судне важнейшая роль принадлежит такому специалисту, как акустик. Именно он призван своевременно, на дальних подступах обнаружить вражеские корабли, определить их тип и степень опасности. Есть люди, которые от природы способны по характерным особенностям издаваемого винтами кораблей шумов различать более 150 объектов. Подбор в акустики именно таких людей позволяет значительно повысить эффективность выполнения задач обнаружения кораблей противника и слежения за ними.

Другой пример. Ленинградские психологи, изучая слуховую чувствительность, открыли так называемый бинауральный эффект, т. е. способность пространственного слуха (по существу, «слухового видения») при врожденной потере зрения. На основе этого открытия в годы Великой Отечественной войны были сформулированы практические рекомендации командирам частей ПВО по использованию слепых с рождения людей в качестве наблюдателей на постах ПВО. Такие наблюдатели обнаруживали самолеты противника на значительно более дальнем расстоянии и высоте, чем зрячие, точно определяли направление воздушной опасности. В результате, по оценкам С.Л.Рубинштейна, эффективность действий расчетов ПВО повысилась в 4 раза [207]. А это значит, что наши зенитчики стали сбивать вчетверо больше вражеских самолетов.

Наиболее последовательные приверженцы такой позиции — американские психологи. В годы Второй мировой войны они провели психологическое обследование около 18 млн человек из боевого пополнения. Из них около 1,5 млн (18,5% от всех, не допущенных к военной службе) человек было «забраковано» по психологическим основаниям и не призвано в вооруженные силы. Сам факт, что в момент смертельной опасности для судьбы государства американское правительство по рекомендациям психологов отказалось от соблазна укомплектовать этими людьми более 100 дивизий, свидетельствует о том доверии у общества, которым пользовалась в то время американская военная психология.

Следует, однако, отметить, что проблема психологического отбора в военное время по сей день является дискуссионной. Ряд психологов из разных стран (Р.Габриэль, П.Х.Мокор, Э.Гинцберг, Д.К.Андерсон, С.В.Гинсбурк, Д.Л.Эрма) доказывают невозможность осуществления эффективного психологического отбора во время крупных военных событий. При этом в качестве аргумента нередко приводятся следующие данные. В годы Второй мировой войны, по сравнению с Первой мировой войной, в армии США процент отсева призывников по эмоциональным критериям вырос в 11,5 раза, по интеллектуальным основаниям — в 4,5 раза, однако уровень психотравматизации не только не снизился, а, напротив, возрос в 3—4 раза (с 9—10 до 36 случаев на 1000 человек) [39; 223].

К противоположным выводам приводят результаты исследований, осуществленных под руководством С. Л. А. Маршалла в годы Второй мировой войны. Он установил, что лишь один солдат из четырех в бою действует активно. И это всегда один и тот же солдат. Немецкие военные психологи подсчитали, что явно выраженная активность в бою присуща обычно не более 20 % военнослужащих. Активность и пассивность, по их мнению, определяются прежде всего врожденными качествами людей. Исходя из этого, командирам вменяется в обязанность выявлять и учитывать психологические особенности подчиненных на всех этапах их боевой деятельности.

В настоящее время в армиях России, США, Великобритании, Франции, Германии сложились мощные, целостные и многоуровневые системы психологического и профессионального отбора военнослужащих, ориентированные как на мирное, так и на военное время. Они предполагают осуществление еще в мирное время профессиографического описания военных профессий и специальностей, профессионального ориентирования граждан на военную службу, профессиональный психологический отбор кандидатов на военную службу, профессионально-психологическое сопровождение профессионального становления военнослужащего.

Военные психологи разработали сотни тестов, аппаратурных средств и компьютерных программ для профессионального психологического отбора. В Российской армии выстроена своеобразная вертикаль из должностных лиц, осуществляющих такой отбор, созданы и функционируют специальные подразделения и органы (штатные и нештатные) в военных комиссариатах, воинских частях и учебных заведениях.

Несмотря на большое число исследований в области профессионального психологического отбора, осуществленных в последнее время, здесь еще широкое поле деятельности для психологической науки.

Кроме перечисленных основных задач, военная психология решает ряд специальных задач, которые связаны с ее предметом опосредованно, через облегчение, оптимизацию деятельности воина, оказание ему психологической помощи в специфических ситуациях. К специальным задачам военной психологии относятся: психологическое обоснование решений при конструировании боевой техники и оружия; психологическое обеспечение использования животных для решения боевых задач; психологическая подготовка военнослужащих к активному поведению в плену, побегу из плена, психологическая помощь освобожденным из плена; психологическое сопровождения допроса военнопленных; изучение потенциала психотропных препаратов по расширению психологических возможностей военнослужащих при решении задач в экстремальных условиях, психологическое обеспечение деятельности военных разведок и др. К решению этих задач широко привлекаются гражданские психологи из ведущих университетов государств.





Комментарий к статье