Функции психолога полка в боевой обстановке
Боевая деятельность является ведущим видом воинской деятельности. Все остальные ее разновидности (учебная, служебная, общественная и др.) направлены на всестороннюю и качественную подготовку к бою или на обеспечение эффективного выполнения боевых задач. Вся повседневная мирная жизнедеятельность военнослужащего лишь школа, экзаменом в которой выступает бой.
Как отмечалось выше, для того чтобы военнослужащий смог преодолеть психотравмирующие обстоятельства боевой обстановки, действовать активно, смело, самоотверженно, сохранить свою жизнь, физическое и психическое здоровье, он нуждается в постоянной психологической поддержке. Совокупность психологических мероприятий, направленных на максимальное расширение, сохранение и своевременное восстановление психологических возможностей военнослужащих и воинских коллективов в целях эффективного решения ими боевых задач, выживание, сохранение физического и психического здоровья составляют психологическое обеспечение боевых действий.
В процесс психологического обеспечения боевых действий войск вовлекается широкий круг субъектов (командиры, штабы, органы военного управления, медицинские работники, военные ученые, сами военнослужащие и др.). Однако при его осуществлении в звеньях «воинская часть» и «соединение» важнейшая роль принадлежит практическому психологу. Эта роль и место психолога в боевой обстановке определяются выполняемыми им функциями, системой взаимодействия с должностными лицами, этапами и последовательностью реализации своих обязанностей, «весом» его вклада в систему психологического обеспечения боя.
Рассмотрим функции психолога в боевой обстановке подробнее.
Функциональное поле деятельности военного психолога в боевой обстановке по своей конфигурации незначительно отличается от структуры функций мирного времени. В нем интегрированы элементы теоретической, прикладной и практической работы, реализующиеся в исследовательско-прогностической, нормотворческой, диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей, управленческой, интерактивной и заразительной функциях. Кроме последней, все перечисленные функции реализуются психологом и в мирное время. Однако в бою эти функции наполняются новым, специфическим содержанием [6, с. 269; 7].
Исследовательско-прогностическая функция осуществляется в ходе прогнозирования, изучения и оценки психологических условий предстоящей и осуществляемой личным составом боевой деятельности, в процессе построения ее психологической модели (осмысления деятельности в психологических терминах). Эта модель должна включать описание того, какие побудители (мотивы, установки) могут определять боевую активность воинов, какие из их психологических качеств, умений и навыков и как повлияют на успех выполнения боевой задачи, каким образом на боевой деятельности личного состава скажутся конкретные боевые, социально-психологические, психологические, психоэргономические обстоятельства боевой деятельности.
Нормотворческая функция заключается в выработке той ориентировочной нормы состояния психологических возможностей (психологической готовности и устойчивости, психологической совместимости, сплоченности, боевого опыта и др.), которая обеспечивает активные и самоотверженные действия военнослужащих на поле боя. Другими словами, именно психолог должен просчитать, какие мотивы и установки должны быть задействованы, какой психологический настрой создан, что должны знать и уметь воины, как они должны взаимодействовать в системе межличностных и боевых отношений, как поддержать боевую активность в ходе боя, чтобы успешно выполнить боевую задачу.
Диагностическая функция состоит в изучении и оценке текущего состояния психологических возможностей воинов по отношению к норме, определяющей успешные боевые действия.
Консультативная функция помогает расширять психологические возможности воинов и командиров при выполнении ими своих функциональных обязанностей за счет обогащения их представлений о психологических аспектах боевых действий и психологических механизмах поведения людей в жизнеопасных обстоятельствах, за счет разъяснения нормы состояния психологических возможностей воинов и способов их поддержания в заданных пределах.
Командиры воинских подразделений и частей получают рекомендации о том, как управлять психологическими состояниями и боевой активностью подчиненных, а личный состав — о способах психологической поддержки сослуживцев и приемах психической саморегуляции, сохранения психического здоровья, эффективного повеления в плену и др.
Коррекционно-развивающая функция заключается в осуществлении практических мер по формированию и поддержанию психологических возможностей воинов в пределах нормы, восстановлению утраченных или нарушенных элементов психологического ресурса. Формами реализации этой функции являются: психологическое обеспечение боевой подготовки, участие в психологической подготовке, психологическое просвещение, психогигиена и психопрофилактика, психологическая поддержка, психологическая реабилитация и др.
Управленческая функция возникла в связи с введением в ВС РФ должностей психологов батальонов (дивизионов), а также созданием в частях постоянной боевой готовности пунктов психологической помощи и реабилитации (ПППиР), в штат которых включены два психолога (начальник пункта и ведущий психолог). Она заключается в том, что психологи вышестоящих инстанций участвуют в подборе, расстановке, обучении психологов нижестоящих инстанций, в постановке задач, оказании практической помощи в организации и осуществлении психологических мероприятий, в контроле над эффективностью работы низовых психологов и оценке их деятельности.
Важно отметить, что полковой психолог не является прямым начальником батальонных психологов, поэтому его управление носит во многом рекомендательный, методический характер. Аналогично он реализует управленческую функцию по отношению к должностным лицам пункта психологической помощи и реабилитации.
Интерактивная функция (функция взаимодействия) состоит в осуществлении тесного и продуктивного взаимодействия со всеми должностными лицами, от которых в той или иной мере зависит эффективность психологической работы в боевой обстановке. Так, взаимодействуя с начальником штаба и разведки полка, психолог получает информацию о противнике, вооружении и тактике его действий и т.д.
Одновременно психолог информирует начальника штаба о психологических особенностях противника, сильных и слабых сторонах индивидуальной и групповой психологии, о возможных психологических уловках, ухищрениях и т.д. Взаимодействуя с начальником полкового медицинского пункта, психолог уточняет порядок организации психологической реабилитации военнослужащих, места размещения ПППиР и др.
Заразительная функция (функция боевого примера) состоит в том, что в боевой обстановке, в отличие от мирных условий, психолог обязан, кроме всего прочего, показывать пример эффективных профессиональных действий, выступать своеобразным примером-символом для сослуживцев. Если психолог в бою проявит трусость, неспособность управлять своими психическими состояниями, то как профессионал он потеряет в глазах военнослужащих весь свой авторитет. То, что участники боевых действий могут простить военному врачу, специалисту по военно-социальной и культурно-досуговой работе, они никогда не простят психологу. С крушением образа психолога как человека, «знающего все о человеческой психике», умеющего управлять психикой, может рухнуть и вера комбатантов в свои возможности, в действенность тех психологических методов самомобилизации, релаксации, взаимопомощи, которым он обучал военнослужащих.