ОХРАНА ПРИРОДЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


alt

— одна из важных проблем современности, от правильного и своевременного решения которой зависит здоровье и благосостояние не только ныне живущих, ной будущих поколений людей.

Человек и природа… Человек — единственное разумное существо в природе… «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Так звучит широко известный тезис, высказанный около 50 лет тому назад. Но как взять? Взять без отдачи или с компенсацией? И к тому же предвидеть последствия, сложные и неожиданные, своевременно подумать, как не нарушить цепочку явлений, природное равновесие. А как предвидеть, если с этой задачей не под силу справиться даже самой современной ЭВМ? В природе заложены миллионы вариантов изменений. Несомненно одно: природа целостна, и все в ней взаимосвязано. Нарушишь одно — исчезнет другое Как же сохранить связующую нить?

В наше время, в 80-х годах столетия, появилось новое афористическое выражение: «Человек столько взял у природы, что рассчитывать на ее милость ему уже не приходится». Вооруженное новейшей техникой и достижениями химии и ядерной физики, современное человечество по силе своего воздействия на живую природу и на всю биосферу планеты в целом во много раз превосходит все то, что способно оно было сделать со средой своей жизни во все предшествующие эпохи истории общества. Научно-техническая революция (НТР) ознаменовала рождение качественно новых взаимодействий между природой и человеческим обществом. И законы НТР еще далеко не изучены. Потому великая сила, которую обрел человек, может оказаться и величайшим благом, и принести бедствия и даже гибель окружающей природной среде — среде жизни. Мало суметь сесть в автомобиль, завести мотор и мчаться, надо еще и уметь управлять автомашиной, и точно рассчитать и направить свои действия в интересах всех людей, всех пассажиров нашей планеты.

Сравнительно небольшое число современных специалистов, владеющих техникой сегодняшнего дня, химией и правом их применения, способны уже вторгаться в планетарные процессы и могут изменить лик Земли до неузнаваемости. И это обстоятельство накладывает на каждого человека огромную ответственность за свои собственные деяния и за действия общества в целом.

Сохранить природу — значит сохранить человека, и нет сейчас задачи для человечества более важной, необходимой и благородной.

Что для этого мы должны сделать, что в наших силах? Остановить развитие цивилизации? Прекратить рост народонаселения? Ведь, по статистике ЮНЕСКО, ныне каждую минуту мир увеличивается на одного человека — такова рождаемость на планете (хотя в Европе молодое поколение пополняется слабо).

Нет, ни останавливать, ни прекращать невозможно, да и не нужно. Мир, человеческое общество и природа развиваются по своим объективным законам. Надо познать эти законы и, вооружившись знанием, строить свою жизнь и деятельность общества в соответствии с ними, превращая познанные законы развития из слепой силы в орудие прогресса в руках человеческого общества. Этому учит марксистская философия — самое большое достижение общественной мысли всех времен. Широко известно высказывание Карла Маркса о том, что если культура развивается стихийно, а не направляется сознательно, то она оставляет после себя пустыню.

В этой короткой фразе заключено многое: и основы планового социалистического природопользования, и предостережение от стихии в потреблении природных ресурсов, и диалектический характер человеческой культуры, противоречивость ее проявлений в разных условиях.

Американский ученый Ч. Рейч в своей книге «Молодая Америка» говорит: «Технология и производство несут в себе великие блага для людей, но они не разумные инструменты. Не управляемые человеком, они начинают функционировать по своим собственным законам. В нашей стране (в США. — Ред.) они сокрушают все на своем пути: пейзажи, естественную среду, историю и традиции, личную жизнь, красоту».

Но в этом повинны не сами по себе современные технология и производство, а те люди, то общество, социальный строй, в чьих руках они оказались. В США — это капиталистическое производство, и новая технология служит его интересам.

Безысходность пути капиталистического мира на поприще взаимодействия с природой ясно ощущают многие буржуазные ученые. Вот источник многих пессимистических прогнозов. Известные экологи, профессор университета во Флориде Говард Одум и Элизабет Одум, в своем труде «Энергетический базис человека и природы», изданном в Нью-Иорке в 1976 году, предупреждают: «Производство, в котором комбинируются использование машинной техники и различные потоки энергии — атмосферы, солнца, почв, — приведет к ряду отрицательных последствий. Вопрос заключается в том, сможет ли человечество сделать более устойчивыми свои взаимоотношения с биосферой планеты и выжить при более высоком уровне развития энергетики? Или же оно не сможет выжить и будет вытеснено бактериями и насекомыми?»

Путь, по которому развивается использование природных энергетических ресурсов в странах капитала, эти ученые считают неверным и даже так — «Неверный путь» — назвали они один из разделов своей книги.

Мы часто говорим: «в интересах природы» и пытаемся их защищать, понимая при этом их каждый по-своему. И от ошибок здесь не гарантирован никто. На этот счет известный зоолог и теоретик охраны природы профессор Московского университета И. А. Гладков писал, что природа не имеет собственных интересов. По существу, это интересы человека, выраженные через природу.

Современная цивилизация приводит к быстрому потреблению ресурсов природы, вызывает ускорение темпов изменения природной среды. И есть среди них прекрасные. Например, оазисы в пустыне, животворная влага канала, поднятая целина, колосящаяся золотой пшеницей, лесные полосы в засушливой степи.

Но есть и уродливые изменения: это свалки в окрестностях промышленных предприятий; высохшие леса, отравленные дымом из труб; тундра, изборожденная гусеницами вездеходов, которые сорвали растительный покров и оголили вечномерзлую почву; пустыня, ставшая еще пустыннее от того, что буровики ради беззаботной забавы — браконьерской охоты на джейранов и сайгаков — повредили автомашинами поверхность глинистой пустыни, и ветер выдувает из этих ран на теле земли соленую пыль и разносит ее на сотни километров, засоляя плодородные земли в орошаемой зоне и ценные пустынные пастбища. А была всего лишь (!) «веселая охота», даже не ради добычи, питания, а ради удовольствия, своего рода «спортивного интереса», хотя достигался он запрещенным способом (охота с автомобиля, мотоцикла и даже с вертолета или под свет фар!), в запрещенное для охоты время, когда особенно легко добывают самок с молодняком.

В результате всего за несколько послевоенных лет многие десятки и сотни тысяч джейранов с красивыми глазами, грациозными ногами и рожками, похожими на лиру, погибли от рук «героических» первопроходцев. Об этом грустно говорить, но это так, ибо ценнейшее животное нашей отечественной фауны — джейран, кстати доверчивое и легко привыкающее к человеку, занесено в Красную книгу редких исчезающих видов (между прочим, в мире сейчас грозит исчезновение 550 видам животных).

В результате при освоении новых районов одновременно с крупным, нужным для страны и народа\’ делом, делом плановым, был нанесен природе серьезный ущерб — ущерб непредвиденный, непланировавшийся, возникший от экологической безграмотности, несознательности, от безответственности.

Приходя в мир, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, земные недра, большие и малые реки, горы и бескрайние равнины, неповторимые ландшафты, леса, цветы, щедрые плоды земли, кормящие нас. Все это принадлежит нам, людям. Но как мы воспользуемся этим бесценным капиталом, как донесем, сохраним его для потомков? Велик кредит, отпущенный природой, но надо суметь им хорошо, рачительно распорядиться. И это гражданский долг каждого.

Много делается в нашей стране для того, чтобы сохранить природу в интересах живущего и будущего поколений. Охрана природы стала делом всенародным. Только Всероссийское общество охраны природы насчитывает сейчас свыше 10 миллионов своих членов, и такие же общества есть во многих союзных республиках. Верховный Совет СССР образовал депутатскую комиссию по охране природы, в Госплане СССР создан и действует отдел охраны природы, вопросы сохранения природной среды рассматриваются в Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике, недавно создан Государственный комитет по метеорологии и охране природы, а Министерством сельского хозяйства СССР организован специальный Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны природы и заповедного дела.

Охране природы посвящены статьи Основного Закона государства. В Конституции СССР об этом говорят 18, 27, 42-я статьи, а также 67-я.

Борьба за сохранность природы во всех частях планеты прямо смыкается с борьбой народов за мир. От войн страдают не только люди, наши семьи, народы, но и земля. Недаром появился новый термин «военный экоцид», то есть уничтожение среды военными средствами — техникой, взрывами, выжиганием лесов и почв, химическими средствами, применяемыми иногда специально, чтобы поразить посевы и тем лишить армию и борющийся народ продовольствия. Вспомните многострадальную землю героического Вьетнама с «ландшафтом бомбовых воронок» шириной до 30—60 метров, заполненных водой и еще более увеличивших сырость этих мест.

«Не допустить войны!» — в этом призыве звучит голос самой природы, земли людей.

Чтобы пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина СССР об охране природы, надо многое знать и уметь.

Экологические знания — знания об окружающей природной среде и месте в ней человека. Экологическое сознание, экологическое мышление и, наконец, экологическая ответственность. Что это такое?

Экологические знания приходят к человеку очень рано. Малыш тянется к котенку и играет со щенком. Все живое вызывает у него участие и интерес. В игре к ребенку приходят первые знания: от родителей он уже знает, что нельзя ударить щенка. Ему может быть больно, и к тому же из него вырастет друг. Нельзя топтать цветы или срывать их, чтобы потом просто бросить на дорожку. Бережливость к природе и осмысленность поступков должны прививаться уже в раннем детстве.

В школьном возрасте доступно более глубокое постижение сведений о природе. «Путешествия по родному краю», начатые газетой «Пионерская правда» еще в военные годы, были большим и пенным начинанием, воспитавшим будущих ученых-экологов.

Элементы научных сведений о природной среде нужны всем гражданам, всех возрастов и специальностей, они входят в понятие личности человека — активного строителя коммунизма. Экологически образованный директор предприятия не даст распоряжения о сбросе грязных отходов фабрики в соседнюю реку, потому что знает или может представить себе размер возможного ущерба природе, а значит, и хозяйству.

По ответственность за охрану природы лежит не только на администраторах — людях, наделенных властью. Она — долг каждого.

Что, например, можете сделать вы, юные граждане, вступающие в жизнь? Даже если вы не ведете организованной общественной работы, не состоите в отрядах юных натуралистов, лесников, в голубых и зеленых патрулях, на каждом шагу вы найдете применение своим силам.

Это так просто: не сорить на улице, не оставлять в лесу после себя бумагу, пакеты (полиэтиленовый пакет сохраняется в земле около 100 лет). Не засорять землю и воду. И тем не менее самое простое почему-то нам не удается. А что, если хотя бы раз в неделю возле дома, возле школы, в поселке группой убирать мусор (можно приспособить для накалывания мусора старые лыжные палки). Такая ли уж это фантастика?

Или: уходя из дома в холодную погоду, захватить хлеба или крупы для птиц, для белок, сделать кормушку из пустого пакета молока на балконе?

Или: не рвать без надобности-цветов, не ломать ветки. Ведь букет всего лишь из нескольких цветочков красивее и трогательнее, чем охапка их. Кстати, столь распространенные недавно цветы, как, например, ландыши и васильки, уже являются редкими цветами, им грозит исчезновение. Зачем рвать их и выбрасывать, не доезжая до дома?

Многие школьники вступают в отряды юных натуралистов, зеленых и голубых патрулей, становятся юными лесничими.

Десятки тысяч гектаров находятся под охраной школьных лесничеств, и будет еще больше. Но главное, ребята становятся активными защитниками природы.

И потом, начиная работать механизатором, шофером, учителем, они хорошо знают, что человек не царь природы, а ее сеятель и брат. Ни к чему без надобности бороздить поля, пустыню, тундру, ломать кустарники, деревья или «тарахтеть» бесцельно на мотоцикле, сотрясая окрестности.

В нашей стране на одного человека приходится самое большое количество зеленых насаждений (например, в Москве — 35 квадратных метров, в Токио — всего лишь 2 квадратных метра). Не потому ли мы бываем столь бездумны в использовании наших ценностей?

Н. Старшинов

Была над рекою чаща —

Березнячок молодой.

Стрекозы, глаза тараща,

Планировали над водой.

Кувшинки цвели местами.

Лилии и трава.

Под свесившимися кустами

Разгуливала плотва.

В июле, когда повсюду

Царил нестерпимый зной,

В речушке — какое чудо! —

Вода была ледяной.

Мальчишки бросались в воду

С бревенчатого моста…

…Приехал я через годы

И не узнал места.

Здесь побыли лесорубы.

Куда теперь ни взгляни —

Торчат, как гнилые зубы,

Невыкорчеванные пни.

И, выбрав на речке место,

Которое погрязней,

Барахтается семейство

Блаженствующих свиней.

И душно от испарений,

От пыли луга седы.

Хотя бы полметра тени,

Хотя бы глоток воды!

Не выйти к речным излукам

И тело не освежить…

А здесь сыновьям, и внукам,

И правнукам нашим жить.





Комментарий к статье