ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ?

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


(Практикум по самовоспитанию)

О самовоспитании сейчас много пишут и говорят, но это не мода, а потребность наших дней. Стране нужны миллионы образованных талантливых специалистов, способных развивать науку, создавать материальные, духовные, художественные ценности. При этом общество заинтересовано в том, чтобы каждый из нас обладал крепким здоровьем, высокой работоспособностью и жизнерадостностью и сохранял бы эти качества до преклонного возраста.

Рабочий высокой квалификации, опытный колхозник, специалист в области педагогики или конструирования новой техники — это национальное достояние. И стране надо, чтобы любой из 270 миллионов обнаружил свои дарования и проявил их на деле, год от года приобретая все больший опыт. А это непросто.

Многие молодые люди, желая развить свои способности или избавиться от недостатков, которые они в себе сознают или ощущают, не знают, как это лучше сделать.

Здесь им в силах помочь самовоспитание — целенаправленное развитие в себе таких способностей и черт характера, которых недостает, стремление ликвидировать разрыв между тем, чего хотелось бы человеку достичь, и тем, что пока достигнуто.

Каждый, особенно в молодости, самоусовершенствуясь, в состоянии добиться поразительных успехов. Человек средних способностей, по одним сведениям, использует всего 4 процента нервных клеток, по другим — 10—12 процентов.

Талант проявляется там, где людям удается вовлечь в работу хотя бы часть бездействующих клеток мозга. Подсчитано, что наша память способна хранить такое же количество сведений, какое содержится в десятках тысяч книг.

Самовоспитание возникло в глубокой древности. Многие выдающиеся деятели прошлого и настоящего разрабатывали и разрабатывают для себя индивидуальную методику самоусовершенствования, которая позволяет исправлять ошибки природы, развивать нужные нравственные качества и способности.

…А. В. Суворов родился хилым. Мечтая о службе в армии, он еще в детстве стал обливаться холодной водой и заниматься гимнастикой. До глубокой старости великий полководец отличался неутомимостью и бодростью духа.

Молодого советского летчика Николая Каманина должны были списать из авиации: у него начиналось, заболевание сердца и нервной системы. Каманин подобрал для себя спортивно-гимнастический комплекс и полностью восстановил свое здоровье. Он прослужил в авиации еще тридцать с лишним лет. Герой Советского Союза генерал Н. П. Каманин готовил первых советских космонавтов.

В разные времена в разных странах существовали свои представления об идеале личности, свои специально разработанные кодексы и методы воспитания.

Но нигде и никогда проблемы самовоспитания не ставились так широко, как после революции в нашей стране.

В 1922 году В. И. Ленин говорил об одной из главных трудностей, которая «лежит в нас самих»: «…В новом необыкновенно трудном деле надо уметь начинать сначала несколько раз: начали, уперлись в тупик — начинай снова, — и так десять раз переделывай, но добейся своего…»

Личность формируется под влиянием общества, но и яркая, целеустремленная личность воздействует на общество. Талантливый комсомольский вожак делает насыщенной и увлекательной общественную жизнь класса, школы, завода. Умелый председатель превращает отсталый колхоз в показательное, высокопродуктивное хозяйство. Открытие ученого способно совершить переворот в целой отрасли науки и промышленности.

На всем лучшем, что создано человечеством, лежит печать личности. Мы говорим: закон Архимеда, эстетика Аристотеля, таблица Менделеева, теория относительности Эйнштейна, система Станиславского. Мировую космонавтику невозможно отделить от трех имен: Циолковский, Королев, Гагарин. На политическую жизнь планеты могучее воздействие оказывают идеи Маркса — Ленина.

Станете ли вы личностью — это зависит только от вас. Наше общество создает условия, но общество не будет вместо вас учить бином Ньютона или обливаться по утрам холодной водой. Там, где школа «тянет» Машу или Колю на медаль, а бабушка пишет домашнее сочинение «Образ Татьяны», вырабатывается антиличность с большим потребительским аппетитом.

Личность начинается с решительного шага. К 12— 14 годам, когда мы начинаем взрослеть, каждый должен уже знать, кем и каким он хочет стать, и самостоятельно дополнять или исправлять уже полученное воспитание или образование. С годами многое в вашей программе будет уточняться, но первое решение должно быть принято как можно раньше.

При этом следует учесть: мы живем в эпоху всевозрастающих психофизических нагрузок.

Представьте, какое напряжение испытывают: пилот реактивного самолета; машинист электропоезда, идущего со скоростью 160 километров в час (45 метров в секунду); водитель междугородного автобуса; телевизионный режиссер, ведущий передачу с места событий; вокзальный кассир в летние месяцы; хирург, делающий несколько операции в день; начальник конструкторского бюро в 150 человек; школьный учитель; абитуриент, поступающий в институт…

Врачи бьют тревогу: «помолодели» многие болезни, которые прежде считались старческими. Люди заболевают в разгар отлично сдаваемой сессии, за месяц до выхода первой книги, накануне защиты диссертации или просто без всякого видимого повода.

Болезнь коронарных сосудов сердца «100 лет назад была медицинским курьезом», -— читаем мы в книге Г. Косицкого «Цивилизация и сердце». Сейчас в США на долю сердечно-сосудистых заболеваний приходится от 50 до 70 процентов- всех смертных случаев.

Как же быть? Где выход? Бежать на необитаемый остров? Вести жизнь Робинзона? Но в давно прошедшие времена, ведя натуральное хозяйство, люди не всегда доживали и до 30 лет… Забиться «премудрым пескарем» в тихий угол: жить без волнений, без страстей, без физических и нравственных усилий? Но такая жизнь, во-первых, скучна и пуста. А во-вторых, инертность и вялость тоже разрушают организм, снижают его способность к сопротивлению инфекциям, стрессам.

Вот почему и в наш перегрузочный век нужно любить, ненавидеть, бороться, отстаивать свои взгляды, самозабвенно трудиться, ставить перед собой великой трудности задачи, добиваться их осуществления, ошибаться, начинать сызнова, создавать неповторимое.

Идите навстречу всем сложностям и превратностям жизни, не опасаясь обрести в 30—40 лет гипертонию, нервное расстройство или «пробоину» в сердце, веря, что и к 80 годам вы сможете сохранить крепкое тело, ясную голову, желание и способность работать.

Для этого нужно помнить, что срывы, особенно в молодом возрасте, чаще всего случаются не потому, что исчерпаны резервы организма, а потому, что человек не умел и не умеет пользоваться громадными запасами своих сил, способностью нашего тела быстро восстанавливать энергию. Ученые в разных странах мира пришли независимо друг от друга к единому мнению: спасение от «болезней века» не в том, чтобы изобрести еще 100 тысяч лекарств, а в том, чтобы объяснить каждому из нас: «Спасение в тебе самом!»

На помощь в борьбе с недугами придет наша природа, резервы и защитные силы нашего организма… если, конечно, мы научимся ему помогать.

Ресурсы нашего организма огромны. Сохранилось свидетельство, что атлет Евмаст, который жил в VI веке до нашей эры, поднял с земли камень весом в 480 килограммов. Украинский спортсмен и цирковой артист Терентий Корень в 1907 году, выступая в Соединенных Штатах Америки, по примеру гладиаторов древности вступил на арене в единоборство со львом. Несмотря на полученные раны, Терентий Корень сумел схватить льва, поднял его над головой и бросил оземь. Через несколько секунд лев был мертв. Индус К. Раммути удерживал на своей груди слона.

А в наши дни космонавт Алексей Леонов во время тренировочного прыжка завис вниз головой: лямка парашюта обмотала его ногу и зацепилась за металлическую спинку, которая крепится за ранцем. Приземление вниз головой грозило верной гибелью. Леонов, изловчившись, отогнул металлическую спинку и вытащил лямку. На земле, уже вчетвером, космонавты попытались разогнуть ту же спинку — и не смогли…

Громадным запасом физических сил обладает практически каждый человек. Недавно по Центральному телевидению был показан документальный фильм. В одном из кадров прямо на улице стоял пустой трехстворчатый шкаф. Мужчинам, проходящим мимо, авторы фильма предлагали в одиночку поднять этот шкаф и донести его хотя бы до подъезда. Желающих не нашлось. Оказалось, что точно такой шкаф, но набитый постельным бельем и другими вещами, вынесла с третьего этажа пожилая женщина, пенсионерка, когда в доме начался пожар.

Наш организм мудро таит в себе очень большие ресурсы на крайний случай, но может позволить умело и разумно пользоваться ими в менее драматических обстоятельствах. Это хорошо известно тренерам и спортсменам. Однако любой из нас — в известных пределах — может воспользоваться этими ресурсами для решения индивидуальных проблем.

Резервы нашего организма не только в запасе физических сил — они и в нашей способности переносить неблагоприятные внешние воздействия. Коренные жители Австралии могут спать без одежды на земле при ноле градусов. В 1963 году один горец провел четверо суток на голой вершине скалы высотой 5000 метров при 15 градусах мороза — не имея пищи, босиком, в плохой одежде — и даже не простудился.

Таким образом, природа наделила каждого из нас могучим и прекрасным организмом с громадным запасом телесных и творческих сил. Как же разумнее использовать эти резервы?

Изучите себя. Совершенно очевидно, что человек должен знать самого себя — свои сильные и слабые стороны.

Самоанализ еще недавно небрежно называли «самокопанием». Всякая крайность нехороша.

Если вы вели дневник, да еще много лет, перечитайте его как жизнеописание постороннего. Вы обнаружите много волнующего и давно позабытого. Вам откроется жизнь малознакомого человека — вас самих.

Когда-то вы просто записывали события. Теперь у вас появилась возможность подумать, как вел себя главный герои дневника в многочисленных обстоятельствах, какие свойства личности он проявил: целеустремленность или бесцельность существования, принципиальность или беспринципность, смелость или робость, волю или бесхарактерность, самоотверженность или эгоизм.

Те же тетради позволят увидеть, стал ли автор дневника за минувшие годы лучше. Если стал, то под влиянием чего: счастливые обстоятельства, умный друг, самовоспитание?.. Но если даже итог пока не в вашу пользу и вы не понравились себе в своем дневнике, не отчаивайтесь. Спокойное размышление над тем, почему так получилось, искренний ответ самому себе, в чем главная причина, уже таят в себе возможности «самоисцеления».





Комментарий к статье