X

ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК

Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.

Песочная игра позволяет окинуть взором собственное подсознание и без болтовни социально воспитанного мозга, без лжи и притворства увидеть свои плюсы и минусы. Плюсы можно усилить, а минусы изменить. В этой чудесной возможности сокрыты сокровища мирового разума. Песочные волны податливы и изменчивы. Они пропускают через руки то, что не слышит сознание.

Песок послушен. Он примет ту форму, которую захотели вы. И под руками он будет перетекать, пока не станет абсолютно созвучным с вашим состоянием, вашим видением. Он ляжет картой Таро, но не случайной, а рукотворной. И вы можете лицезреть свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. Затем вы примете решение, как выстроить себя, или ничего не меняя, сохранить те ресурсы, которые вам обозначило песочное поле.

Представьте, что вы на берегу моря. Тепло. Что вы построите из песка? То, чему однажды уже научились, — замки из капель мокрого песка. А из сухого? Сделаете дороги или зароете кого-нибудь в песок, оставив одну только голову на поверхности. А может, посадите цветочки или сухие палочки, обозначающие деревья. Сделаете скульптуры, простирающиеся по горизонтали, или начертите круги и спирали, а можно что-нибудь еще. Сердце, пронзенное стрелой, или «я + мой дорогой человек». Никто не пишет: «я — (минус) мой нелюбимый». Стараются запечатлеть любимые события и состояния. Все правильно. Пройдитесь по раскаленному песку до берега моря и, коснувшись охлажденного песка, получите незабываемые впечатления. Еще более незабываемые впечатления можно получить на сеансе песочной терапии.

«Я собирала в корзинку фигурки, стоящие на полках, те, которые мне нравились, из которых я собиралась строить песочную страну. И вдруг заметила, что мне нравятся только черные фигурки. „Что ж это я? Выберу и цветные». Я взяла желтенькое „не пойми что». Потом я набрала много домиков, животных, деревьев, пароходик, посуду и только потом людей. Может, потому что я разочарована в них?

А может, в себе. Но вот что меня удивило больше всего. Расставив дома, я увидела, что количество их совпадает с числом моих детей. А в руках у жителей этих домов инструменты и предметы, которые меня интересуют, например, гитара или книга. В один из домиков я не поселила никого, а только это желтенькое существо. Я спросила у психолога: „Что это за дом? Почему в нем никто не живет?» „Это храм, — ответила она, — в нем живет душа». „А что же это желтенькое?» Я взяла маленькую мягкую фигурку. Это оказалась пчелка. А более всего меня поразило то, что, уже построив городок, я сказала, что жителям нужен храм, и поставила на высоком берегу озера огромный храм, а храм-то уже был. Он уже стоял среди домиков, принадлежащим жителям, которыми оказались мои дети. Я его не заметила, я не видела его, но подсознание видело. Мне стало спокойно, будто я смотрела, как внутри меня течет мое время».

Играя в песочнице, человек, также играя, входит в свой мир таинственного подсознания. Нет гипноза, нет страха перед вопросами психолога, есть поле и множество фигурок, среди которых каждый найдет подходящие. Поэтому вовлечение в игру с собой — момент очень важный — становится доступным любому. Каждый человек находит то, что ему нужно в данное время. Это похоже на ритуал инициации, который человек проводит сам по своему чуткому повелению.

КОММУНИКАЦИЯ С ПОДСОЗНАНИЕМ

Человеку важно понять, насколько он сам себя устраивает. Можно быть олимпийским чемпионом и оставаться недовольным собой, а можно всю жизнь печь пирожки и быть самым счастливым человеком на свете. Как говорят классики, лучше первосортный обед, чем третьесортные стихи. Прислушавшись, что самому себе говоришь, присмотревшись к образам, которые проплывают перед глазами, всмотревшись в события, которые вспоминаются, почувствовав свое настроение, можно понять, насколько ты адекватен своим представлениям о жизни. Вступив через работу на песочном поле в общение со своим подсознанием, человек осознает причины своего состояния, видит свои выселенные на остров и задвинутые в углы желания. На поле проявляются проблемы детства. Пропустив песок сквозь пальцы, можно почувствовать, чем была травмиро7вана душа, где таится психотравма, воздействующая на формирование личности. Благодаря работе с песком и составлению композиции снижается психоэмоциональное напряжение, открывается доступ к возможностям, где-то перекрытым. Столкнувшись лицом к лицу со своими проблемами, посмотрев на них со стороны и проработав на песочном поле или отработав посредством определенного формата, человек получает доступ к утраченным ресурсам и формирует новое позитивное состояние.

Вместо порабощения страстями и душекрушения приходят пытливость и простота.

В правом нижнем углу были посажены цветы вниз головой, а в левом верхнем насыпан холм. Цветы она высаживала, стоя с другой стороны песочного поля, а не там, где строила всю композицию, то есть, если перевернуть изображение, то растения, посаженные в землю цветком, окажутся на холме. Мы предположили, что это могила, впоследствии так и оказалось. Дорога, выложенная камнями, производила крайне тяжелое впечатление. Я спросила: что у нее болит? Она ответила: ничего. Но потом сказала, что вспомнила, что у нее болят суставы на ногах.

Проживая большую часть жизни под влиянием психотравмы, она отключила желание чувственно познавать мир и не чувствовала ничего, кроме негативных эмоций, которые подтачивали ее душу. Работу она назвала «Паломничество». И шла она совершенно деревянная к богу, к озеру, к дельфину, к чувствам, к любви. После проведенных дополнительных форматов ей было предложено создать композицию «Любовь». Это задание пробудило в ней такой мощный поток, что она заполнила фигурками все поле, как обычно делают дети или люди с активной жизненной позицией.

На песочном поле человек создает объемное познавательное пространство с ощущением реальности за счет активного участия в предлагаемой системе; это позволяет моделировать события, процессы. Человек выставляет на поле предметы, кодируя объекты реальной жизни. Фигурки, выставленные на поле, и само поле являются информационными эквивалентами событий. Это пространство человек чувствует так, будто он имеет дело с естественной реальностью. Клиент моделирует актуальную для него ситуацию, которая связана с прямыми телесными ощущениями, но которую он не может осознать напрямую. Психолог исследует информацию, включая активность клиента. Полное или частичное погружение внутрь искусственно созданного мира дает клиенту возможность получить информацию (визуальную, аудиальную, кинестетическую) при помощи своих органов чувств. При работе на песочном поле происходит глубокое погружение в подсознательные структуры, при этом расширяется сознание человека, и он вооружается видением и знанием, которые позволяют ему созерцать информацию, исследовать ее и владеть ею. В зависимости от характера взаимодействия человека со средой можно наблюдать различное отношению к происходящему на песочном поле. Клиент пассивно как зритель получает информацию, но не управляет ею. Клиенты такого типа не решаются что-то изменить и нуждаются в тщательном переосмыслении того, что они узнали на сеансе. Клиенты другого типа могут исследовательски перемещать фигурки внутри поля, находя им новое положение, новое взаимодействие, создавая новый тип взаимоотношений, но сохранять при этом общий баланс выставленных на поле предметов. Клиенты третьего типа активно вносят коррективы, убирая, добавляя, меняя фигурки и ландшафт, в зависимости от целей конструируя новую систему. В любом случае контакт человека со своими скрытыми глубинными процессами происходит, и решение о том, как использовать полученную информацию, остается за клиентом.

admin: