СЕМАНТИКА МИНИАТЮРНЫХ ФИГУР

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Фигурки в миниатюре, копирующие окружающий мир, несут в себе концентрированное метафорическое значение. Это зашифрованный способ выражения идеи. Такое значение идеограмм прошло исторический путь, прежде чем оформиться в миф или историю. Источником по большей части является античная культура, и символическое мироощущение, сложившееся в средние века.

Православный и языческий мир также пронесли сквозь века культовые, обрядовые ритуалы, воздействующие на человека и по сегодняшний день. Обряды и поверья экзотических религий волнуют современный мир, как природное давно отвергнутое толкование мироустройства. Эротический символизм предложил нам Зигмунд Фрейд. На современном этапе приняты во внимание результаты различных современных психологических исследований, большая часть которых ориентирована на здорового человека, на развитие личности, на космос и духовные практики. Объединив эти знания, мы можем получать дополнительную информацию.

Однако, несмотря на исторически зафиксированные значения фигурок, более всего мы должны ориентироваться на ту расшифровку, которую нам предложит клиент. То, что для него в его мире является главным, то и будет для него самым значимым. А так как мир для нас един, то всеобщее мировое значение также будет дополнительной ценной информацией в работе с клиентом. Выбор информации будет зависеть от той задачи, которую поставил клиент. Песочное поле чаще всего переполнено смыслами. Задача терапевта — ориентироваться не на свои эмоции и знания, а на то, что в данный момент важнее всего для человека, пришедшего решить свои задачи. Большая часть семантики миниатюрных фигурок — амбивалентна. Эти значения могут быть зловещими и благодетельными, позитивными и негативными, оптимистическими и пессимистическими. Именно поэтому все рассматривается в контексте общей композиции, а что именно значит каждая фигурка — рассказывает сам автор песочного произведения.

СВЯЩЕННЫЕ ПЕРВОСТИХИИ КОСМОСА: ВОДА, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ

Создавая композицию на песочном поле, человек волей-неволей становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Человек и сам — воплощение этих стихий, и таким образом является самодостаточной планетой, или микрокосмосом, или космической системой в системе мировоплощения. Организуя себя, человек приводит мировой хаос в состояние ритма. Стихийные проявления эмоций чередуются с осознанным покоем. В песочном поле закодированы все четыре стихии: это песок — земля, небо — воздух, голубое дно под слоем песка — вода, огонь — душа, которая соприкоснется с тремя другими стихиями.

Земля — познавший дух земли имеет твердую опору под ногами, материальное покровительство и благополучие. Глубинная сущность земли — рождение и хранение того, что на ней родилось. Танец Земли, ее вращение в космосе, наполняет исцеляющей силой и силой духа.

Огонь — в духе огня страсть и порыв к новому, всепоглощающая энергия освобождения, мужество, сила и здоровье, творческое вдохновение и радость общения. Танец огня изменчив и непредсказуем. В духе огня — мощь и неистовое движение, воплощение перемен и сила жизни.

Вода — дух воды текуч и изменчив. Владеющий духом воды обладает интуицией, пророческой речью, гибкостью ума и подвижностью мысли. Танец воды пластичен и чувственен. Танцующий входит в состояние медитации и дает очищение всем, кто созерцает танец воды. Зеркальная поверхность воды отражает мысли и чувства и передает их божественным силам. Покровительство воды способствует любви, удовольствию и семейному великодушию.

Воздух —дыхание жизни, ее логика и разум. Вдох — вдохновение, выдох — выход мудрости, деятельности, творчества и музыки. Беспрепятственное передвижение, инициатива, перемены и работоспособность дает этот дух. Танец воздуха легок и стремителен. Трепетная дрожь и сильный порыв вовлекает в движение все вокруг.

На песочное поле человек часто ставит символы стихий. Обратив внимание на то, какие символы присутствуют в поле, можно понять, что движет человеком, какая стихия ему покровительствует, какую стратегию он применяет в своей жизни.

Например, при влиянии водной стихии очищение может происходит через купание, мытье посуды, стирки, посещение бани, подводное плавание и т. п.

При покровительстве стихии огня можно жечь костер, или поставить в храме свечу, зажечь лампаду, то есть сжечь накопленный негатив.

Земля возьмет в себя все накопленные негативные эмоции, переварит их и взрастит новый урожай. Люди, находящиеся под влиянием стихии земли, заводят дачные участки, выращивают цветы, плоды и ягоды, консервируют овощи и фрукты, любят поесть и хорошо приготовить пишу.

Под воздействием стихии воздуха люди любят свежий ветер. Постоять под сильным ветром или использовать его силу (планеры, яхты, дельтапланы, воздушный змей и т. п.) — этими действиями можно снять напряжение. Можно также, закрыв глаза, слушать шорох ветра в листве, камыше или шум волн.

ПРЕДМЕТЫ

Акула — эмоциональная агрессия.

Ангел — желание защиты Высшей власти.

Бабочка — эстетическое восприятие мира, недолговечность, напряжение перед утратой красоты, краткость земного существования, эротизм. Знак богини неба. Баба — языческая небесная богиня. Бабочка, буквально, — производное от слова «баба».

Башни, трубы, конусы, пирамиды, бутылки, груши — устремленные верх фаллосы (могут означать сексуальное самоутверждение, сексуальные проблемы, или могут быть выставлены просто по количеству сексуальных связей), акцент на секс.

Боги — потеря собственных ориентиров, надежды, переложение ответственности за свою жизнь на волю богов.

Божья коровка — так же, как бабочка, знак богини неба (корова — первая богиня неба), из небесной свиты, сопровождающей богиню неба.

Бородатый персонаж — скрытность или непонимание ситуации.

Венец, корона, нимб — ожидание похвалы от окружения, общества. Возможно, головные боли.

Вода — все, что принадлежит морю, воде, обозначает любовь.

Военная техника — что-то нужно захватить, завоевать; желание защиты, разрушение живого природного начала, механическое отношение к жизни, деформация личности.

Воин — желание служить во всем исправно.

Волк — раздражение, угождение плоти.

Волк, заяц, медведь, лисица, кабан, сова, лось — тотемные животные.

Волшебники, феи — вера в то, что кто-то за тебя все решит волшебным образом; разочарование в себе.

Ворон — мудрость или ожидание сверхъестественной помощи.

Ворота — оплодотворение. Желание куда-то проникнуть.

Всадник — сексуальная потребность. Сексуальная незащищенность. Страх перед сексом. Желание обуздать собственные чувства.

Г ном — символ земли, хранитель ценностей.

Голубь — образ бога, мира. Может оказаться закамуфлированной агрессией, инфантильностью, маской.

Гора — начало создания мира, приближение к богам, небу, символ богослужения и жертвоприношения, соединение бога земли и неба. Потребность самореализации. Стремление к достижениям. Высокие требования к себе.

Гусеница — перерождение.

Дверь — что-то скрыть, закрыться или куда-то проникнуть, открыться. Дозирование эмоций. Нерешительность.

Дворцы — амбициозность.

Дельфин — здоровое сексуальное влечение, любовь, дружба.

Деньги, монеты — искушение, недостигнутые цели, сниженная самооценка, акцент на материальные ценности, стереотипы, социальный статус.

Дерево — праматерия, из которой создано все. Древо мира. Соединяет три мира: крона уходит в верхний мир, корни — в нижний, ствол — стержень мироздания. Этапы человеческой жизни: из дерева изготовлены люлька, стол, кровать, гроб. Родословное дерево. Упорядочение хаоса. В современной интерпретации — социум. Взаимоотношения с людьми, работой, школой и т. п. Занимаемое место в обществе или желание его занять. Адаптация в социальной среде.

Динозавры — древние утраченные знания.

Дом — сакральное пространство.

Домашние животные — доверчивость, беззащитность, желание заботы и защиты.

Дорога — путь, возможно, желаемый.

Драгоценности — стремление быть значимым в социуме. Самоутверждение. Космические символы планет, звезд и солнца. Стремление украсить свою жизнь.

Дракон — творец мира. Податель дождя (также оплодотворение). Мудрость. Хранитель подземных сокровищ. Обладание целительной силой.

Еда—источник жизни, сытости, благоденствия. Желание значимости.

Елка — желание, чтобы жизнь изменилась сама по себе, обман, фальшь.

Животное — жертвоприношение, жертвенность. Маска. Желание скрыть истинные чувства. Неуправляемые эмоции. Чувство вины. Сдерживаемые инстинкты.

Жираф — амбиции, желание быть заметным и значимым, экзотичность, экстравагантность.

Забор, границы — преграды, барьеры, желание что-то скрыть, ограничение общения, стремление к самостоятельности, стыдливость, страх угрозы или чужого вмешательства, ожидание наказания.

Замок — стереотипы, регламентирующее ограничение, сверхконтроль, уход в себя.

Звезды, Солнце, планеты — связь с космосом, желание избавиться от суеты и земных проблем, покровительство.

Зебра — истеричность, буквально полосатая жизнь, неумение делать выбор, желание положиться на судьбу.

Земля — женщина. (По другим источникам — мужчина.)

Зеркало — изначально было изобретено как волшебный прибор, принимающий изображение бога и передающий образ человека богу.

Зеркало, дверь, пещера, ворота — выходы в иные пространства.

Зерна, злаки, орешки — мифическое значение зерен относится к древним обрядовым представлениям о бесконечности перерождений. Чтобы зерно возродилось, его надо похоронить. То же относится и к человеческим похоронам. Смерть есть возрождение. То же самое можно сказать о духовном или возрастном перерождении.

Змея — мудрость. Страх. Препятствия. Змий — охрана, хранитель мирового древа. Воплощение оплодотворяющих сил. Мистический страх. Неистощимая жизненность. Бессмертие. Исцеление. Повышенные эротические наклонности.

Кабан — сила, напор, влиятельность или стремление к этому.

Камни — обратить особое внимание, так как они могут обозначить болезнь, препятствие, душевную боль (камень на сердце). Вдрев них мифах о происхождении человека говорится о том, что птица превратилась в женщину, а камень — в мужчину. Камни — кости земли, в норвежских мифах камень — обиталище души умершего. Драгоценные кристаллы, камни и металлы символизируют связь с богами земли, дающими силу и твердую опору. Камень — мольба о деторождении. Наказание (побивание камнями), прикосновение к потустороннему (могильные камни), священному (ритуальные камни). Камень связан и с богом земли и с богом неба (метеорит, молния). Камень может быть амулетом.

Кит — сексуальность.

Клетка — зажатость, страх самостоятельности, зависимость от чужой воли.

Клоун — кривлянье смерти. Нарывистость. Заигрывание с опасностью. Пофигизм.

Козел, коза — принесение себя в жертву обстоятельствам, семье, любимому человеку и т. п. Эротизм.

Колокольчик — внутренний мир. Желание быть услышанным.

Конь — символ сексуальности. Быстрота мысли. Желание свободы.

Кораблекрушение — душекрушение, катастрофа.

Корабль — храм. Когда мысль носится и туда и сюда — собирай ее воедино.

Корова — древняя богиня неба; Млечный Путь — пролитое молоко небесной коровы. Благополучие, благо для человека.

Костер —душевное, эмоциональное тепло или нехватка его. Энергетический расход вхолостую.

Кот, кошка — самостоятельность, семейное тепло. Кот часто принадлежит волшебнику, олицетворяет связь с потусторонними мирами.

Крест — солярный знак. Несение креста, отрешение от собственного Я.

Кровать, колыбель — усталость, неудовлетворенность.

Круг — небо (купола в храмах, культовые сооружения и т. п.), женский знак. Замкнутость. Ограничения. Ограждения себя от внешних воздействий. Желание общаться. Инфантильность. Стремление к справедливости любой ценой. Круг — гармония, совершенство или стремление к нему

Кувшин — сосуд знаний. Женское начало, творчество. Стремление к проявлению женственности.

Куры гриль — утраченная свобода, ограничения.

Лампа, свеча, солнце, крест — желание быть увиденным, недостаточно высокая оценка окружающими.

Лебеди — верность, стремление к гармонии в семье, красота взаимоотношений.

Лестница — путь в никуда, средство к падению, бегство.

Лисица — притворство, неискренность, кокетство.

Лодка, ладья — может означать, кроме реального путешествия, память об иных мирах, вояж в подсознание.

Лягушка — амбивалентность, умение жить в разных стихиях, то же, что и птицы, просьба или моление богам. Мудрое существо, обладающее даром пророчества. Хранительница жилища. Плодородие, плотская любовь, сексуальность.

Медали, ордена, значки, награды — внешняя референция, заниженная самооценка, стремление к признанию в обществе или в семье.

Медведь — древняя ипостась бога земли; лучше не привлекать его внимание, чтобы избежать беды. Сила.

Мельница, карусель, качели, юла — всегда одинаково движутся. Суетность, видимость движения и развития, заданная программа.

Меч — война, распри, вражда.

Море — любовь.

Мост — соединение разъединенного.

Мудрец — то, чего не хватает, или то, чем обладаешь.

Музыкальные инструменты — прикованность к чему-то определенному, ограничение, отсутствие гибкости.

Мультяшные герои — инфантильность. Остановка в развитии. Непонимание ситуации.

Мышь, крыса — неизбежность.

Насекомые — страхи. Низкая самооценка. Полагание на божественную защиту. Инстинкты.

Небо — мужской знак (по другим источникам — женский знак).

Непричесанные волосы — неуправляемая энергетика.

Ноги — порицание, недовольство собой или другими.

Нэцке — различные значения символов нэцке прилагаются к каждой фигурке при ее покупке.

Обезьяна, осел, попугай, маска, арлекин — утраченная целостность, кривлянье, угодничество, эмоциональное притворство.

Обувь — желание растоптать. Часто спотыкаются и получают раны и боль. Недовольство собой. Желание подчинить партнера.

Овца — кротость.

Озеро — выход в подсознание, желание любви.

Олень, конь, бык, лось, дельфин — хтонические животные, связанные с подземным миром. Каждый день такое животное выносит на своих рогах или спине Солнце из преисподней.

Орлы, грифы — представители небесных богов. Гордыня. Символ воздушных стихий. Обращение к богам, мольба.

Орнамент — приобщение к космосу, древним ритуалам, обрядам, желание украсить все вокруг. Стремление к духовному. Может означать замкнутость, закрытость (законченность, закрашенность) для других людей и чувств. В древности орнаменту придавали не украшательское значение, а сакрально-практическое: защита от злых духов, покровительство богов, пожелание удачи и благополучия, увеличение силы, благосклонность божественных воплощений.

Оружие: пистолеты, пушки, танки — фаллические символы.

Осел — потерянные почести.

Остров — изолированность, уединение.

Очки — ослепление, неведение, нежелание видеть проблему или человека.

Пауки, тараканы, жуки, черви — страхи, фобии, застревание в детстве.

Паутина — путаница, силки собственного страха, боязнь продвижения, внутренний тормоз.

Пеликан — самопожертвование.

Перья — желание легкости, соответственно, ее отсутствие. Церемониальный атрибут, символизируют прописные истины, полеты к иным мирам, желание царствовать. Символ воздуха.

Песок — вечность.

Петух — труженик; жизнь по режиму, расписанию.

Пещера — место, откуда появляется все человечество и куда оно возвращается. Сексуальность, тайна, страх и любопытство, вход в преисподнюю. Фактически, утроба. Может обозначать гинекологические заболевания. Вынашивание негативных мыслей. Подверженность чужому воздействию. Страх быть увиденным. Чувство вины.

Пирамида, конус — символ горы, огня, фалла, плодородия.

Пища — чревоугодие — обман для глаз, оно подстрекает нас проглотить все сразу.

Пиявка — ложь.

Плоды — социальная реализация, достижения, собираемое в юности питает и утешает изнемогших к старости.

Попугай — многоговорящий, болтун, человек, провозглашающий стереотипы, принятые в обществе.

Птицы — свобода, связь с небом, богами, полет, стремление, легкость, способность жить в разных стихиях. Посредники между Небом и Землей, через них можно обращаться к богам с просьбами.

Пчела — одно из воплощений богини неба. Трудолюбие. Подверженность правилам.

Рак — движение задом наперед.

Раковина — букв, вагина. Символ сексуальности, женственности, зарождение физического и духовного.

Расческа — желание привести все в порядок. Ограничения.

Река — путь, память, подсознание, жизнь, сила, очищение, (спираль, змея). Обрядовое действо очищения сохраняется тысячелетиями: крещение (обеспечение покровительства божества), омовение покойника (предстать перед богом чистым, без гpexa) и новорожденного (приобрести благосклонность богов). Омовение есть акт приобщения к божеству. Соприкосновение с водой является духовным священнодейством.

Ромб, квадрат — символ земли, поля, мужской знак (по другим источникам земля — женский знак).

Руки — поощрение, созидание, поддержка, похвала.

Русалка — символ воды. Безответная любовь. Страх перед сексуальными притязаниями.

Рыба —любовь. Образец молчания. Боязнь проболтаться. Исполнение желаний. Свободные инстинкты.

Саламандра — символ огня.

Свадебная пара — одиночество. Желание быть вместе. Препятствия личностного плана. Подверженность стереотипам. Ограничения. Обряд, предшествующий новой жизни. Также обряд завершения предыдущих поисков.

Свет — желание быть увиденным, пониженная самооценка, желание переродиться (свет в конце тоннеля).

Свеча — страх смерти, эмоциональная непроявленность; отношение к себе, как к избранному человеку.

Свеча, рыбы, крест, ягненок, голубь — Христос. Следование авторитетам. Стремление к идеализации, совершенству.

Свинья — солнечное животное, символ плодородия.

Семена — рост, развитие, энергия жизни, процесс формирования личности, проявление подземного божества (Царь Горох), плодородие, осыпание новобрачных различными семенами и орехами, как пожелание деторождения и благополучия.

Сердце — потребность любви, недостаточность ощущения любви или ее проявления.

Сеть — магическая защита от злых духов, желание удачи, ловушка, нежелание попасть в сети или невозможность выпутаться из них.

Сильф, Сильфида — символ воздуха.

Сказочные герои — персонификация. Обратить внимание на то, что данная сказка может быть жизненной программой.

Слон — сексуальность, трудолюбие, покорность, сила, значимость, собственное мнение.

Собака — одиночество, зависимость от другого человека.

Сова — мудрость или ее нехватка.

Спираль — (змея, вода) многозначный культовый и философский символ. Возвращение, приход и уход, рождение и смерть, восход и заход, возникновение и умирание. Спираль не имеет ни начала, ни конца. Она — образ рождения, образ воды и волны, движение верха и низа, неба и ада, Ян и Инь. Движение солнца и бесконечность Вселенной.

Старик — знания прошлого, природы, жизни. Мудрость и опыт. Целостное восприятие жизни. Понимание причинно-следственных отношений. Хозяин своей судьбы.

Страх (страшилища, страшные и агрессивные персонажи) — предварительно обдумываемая опасность, детская немощь, лишение надежды и опоры.

Страшилища, баба-яга, леший и т. п. — внедрение чужеродной программы, утраченное «Я». Разрушение изнутри, изнуренность, борьба с невидимыми врагами, детские страхи.

Стул, трость — подпорка, костыль, усталость.

Сундук, ларец — аналогичен пещере, желание что-то скрыть.

Транспорт —те же подпорки, костыли, только механизированные; желание ускорить процессы, как внешние, так и внутренние. Неестественность, возможно, ведущая к саморазрушению. Психосоматические нарушения. Желание изменить ситуацию, не прилагая усилий. Желание избавиться от чего-то. Желание быть более сильным и влиятельным.

Треугольник — умение поставить цель и достичь ее, целеустремленность.

Украшения (браслеты, кольца, бусы) — атрибуты космоса, планет. Приобщение к космическим силам.

Флаг — провозглашение своей жизненной программы или присоединение к чужой.

Фонтан — сексуальность, эротические желания, воспоминания, фантазии.

фрукты — принадлежность райскому саду, жизненная активность, наслаждение жизнью.

Хищные животные (львы, пантеры, медведи и т. п.) — утверждение собственной силы, территории, агрессия.

Храм — желание божественной защиты. Желание встроиться в готовую программу и жить в соответствии с общепринятыми правилами, то есть ощущать себя правильным.

Цветные люди — восприятие себя непохожим на других людей, особенным, избранным.

Часы, время — желание структурировать свою жизнь, нехватка времени, контроль извне.

Чаши, кувшины, бокалы — утроба, матка, символ женского начала, любовь, удовольствие, чувствительность, брак.

Человек — соответствие с автором композиции песочного поля.

Череп, черепаха, раковина, кости — символы смерти и бессмертия, связь с потусторонними силами, ритуальные вещи, вечность жизни и возможность воскрешения.

Шприц — внедрение инородной информации, отречение от себя, боль.

Экран, компьютер, телевизор — утраченные духовные ценности, подверженность социальным стереотипам, давление со стороны общества.

Яблоко — любовь, соблазн, искушение, умиротворение, наслаждение жизнью.

Яйцо — неизвестно, что из этого родится. Спрятанный страх. Страх, порождающий страх.

Несмотря на то что знание символического и мифологического значения персонажей помогает работе психолога, мы настаиваем на том, чтобы человек, построивший свой мир на песочном поле, проговаривал свою интерпретацию фигурок, которые также покажут события и эмоции, зашифрованные в песочной композиции. Проблема сама по себе имеет не одну причину, а многие, так что нет единого правила для дальнейшего пути, но человек сам знает, как ему выйти из создавшейся ситуации. Первый способ выхода — найти причину самих страданий. А кто, как не тот, кто скрыл от себя самого причину происходящего, может ее отыскать? Поэтому психологу следует смирять свою гордыню и помнить, что он всего лишь обучен технологиям. Работают технологии, апсихолог — лишь проводник, изучивший путь психологических практик. Поэтому психологу следует запастись терпением и мудростью, не спешить наставлять людей на путь истинный, потому что путей много, но для каждого человека — свой. Здесь подходит принцип глубины молчания, отложение рассуждения при богатстве рассуждения. «Когда душа, изменив сама себе, утратит блаженную и вожделенную горячность, тогда пусть исследует прилежно, по какой причине лишилась ее, и против этой причины вооружится всем своим желанием и усердием, потому что горячность возвратить можно не иными вратами, а теми же, которыми она удалилась» («Лествица» Прп. Иоанн Лествичник. М., 2000).





Комментарий к статье