X

СТРУКТУРА СЕАНСА

Как бы ни адаптировал психотерапевт песочную терапию под свой опыт и знания, следует помнить, что в этой работе человек говорит со своим подсознанием, а не с подсознанием психотерапевта. Поэтому психотерапевт не имеет права делать свои выводы, предлагать изменения, вставлять программы, которые он считает нужными. Нельзя отвечать за клиента, нельзя подталкивать его к ответу.

Психотерапевт должен слышать только то, что говорит человек, создавший песочную композицию, потому что в данной истории автору сюжета важно познать собственный сюжет, свой мир, свое подсознание. Работа психотерапевта будет успешной, если он находится в данный момент в пространстве клиента, исключая собственное пространство. Автор песочной композиции созерцает самого себя, и ему важно осознать, что с ним происходит на данном этапе развития: чего он боится, на что надеется, к чему стремится. Исходя из этих правил, основная работа психотерапевта состоит в том, чтобы спрашивать клиента о значении фигурок, выставленных на поле, и о взаимодействии этих фигурок. Все ответы человек отыщет сам.

«Многие люди не мыслят критически и не подвергают проверке логикой или соотнесением с фактами то, что им кажется или внушено. Человек как-то пытается объяснить себе мир. Но, не обладая действительными знаниями, не может отличить реальное от кажущегося. Более того, сочиняет и придумывает то, во что потом верит беспрекословно. Эту веру не может сломить даже практическая реальность. Человеческому мышлению свойственны предвзятость и некритичность. Имея какое-то объяснение, он уже не допускает мысли о том, что это мнение может быть ошибочным. Ему присуща убежденность в собственной неправоте, как в правоте, и факты для него не доказательство» (Голан Ариэль). В связи с этим предвзятость психотерапевта может не соотнести семантику песочной композиции с реальностью клиента. Поэтому все то, что будет сказано психотерапевтом, может быть не услышано или искажено. Из этого следует, что клиент должен слышать самого себя, а психотерапевт является в данной ситуации проводником, наблюдателем, ведущим. Если провести аналогию между общением клиента с психотерапевтом и путешествием к вершине, то можно увидеть, что психотерапевт показывает путь, но человек идет САМ, а не восседает на загривке психотерапевта. Непройденные пути порождают искаженные ощущения. Но даже если один путь прошли два человека, их впечатления о пройденном будут различаться.

Песочная терапия является приложением к основной профессиональной психологической подготовке. В некоторых случаях, прежде чем произвести изменения на песочном поле, нужно осуществить дополнительный сеанс, применить гештальт-прием, трансперсональный переход, экзистенциональную технику или использовать любую другую возможность, которой владеет специалист по психопрактике. Песочное поле можно использовать в качестве диагностической возможности или как дополнительное присоединение к клиенту, контакт, раппорт. Задавая как можно больше вопросов, психотерапевт настраивает человека на общение. Выслушав клиента, установив контакт, психотерапевт по мере надобности раскрывает карты, сообщая клиенту о значении пространства песочного поля, о семантике миниатюрных фигурок. И через эти сообщения психотерапевт открывает человеку мир в нем самом. Учит ориентироваться в собственном мире — видеть, слышать его, чувствовать, понимать и принимать решения.

Психотерапевт должен также обеспечить клиенту защиту и ресурсное состояние на выходе из кабинета. Важно также не торопить человека, ведь у каждого — свой ритм, свое ощущение времени. Человеку, пришедшему на сеанс, важно понять самого себя. Если бы он понимал, что происходит с ним, он бы не пришел. Раз человек пришел на сеанс, значит, ему необходимо разобраться с тем, что он перестал видеть, слышать, чувствовать изнутри. Он не замечает, что с ним делается, а ощущает только, что что-то не так, как ему хотелось бы, как если бы он ощущал комфорт и созвучие с самим собой.

Итак, вы объяснили клиенту, что перед ним песочное поле, что голубой цвет бортов — это небо, что слой песка можно разгрести и обнаружить под песком на дне голубой цвет, из которого можно сделать озеро, реку или океан, любое водное пространство. Можно сделать горы, дороги и все, что пожелает клиент, можно ничего не делать и оставить поле ровным. После того как ландшафт будет готов, Можно выбрать любые фигурки, которые привлекают внимание, и разместить их на песочном поле.

Пока человек выбирает фигурки и располагает их на песке, психотерапевт внимательно наблюдает за ним и записывает слова, фразы, комментарии, произнесенные человеком во время работы, потому что главные программы могут прозвучать именно в процессе создания песочной композиции. Также здесь видны решительность или нерешительность, интерес или наоборот, видна пластика работающего человека, его уверенность или сосредоточенность.

Завершая работу по созданию сюжета, человек обычно произносит какую-нибудь фразу. Например: «Кажется, все», или: «Наверное, все», «Ну, вот, по всей вероятности, это все», или: «Пожалуй, все». Во всех этих фразах оттенок сомнения, следовательно, работу нужно продолжить. Скажите человеку, чтобы он еще раз посмотрел на песочное поле, на ряд фигурок, может быть, еще чего-то не хватает, может, нужно что-то добавить, действительно ли человек чувствует, что работа завершена.

И только когда прозвучит уверенный тон человека: «Все!», «Это все», «Ну, все» — можно согласиться с тем, что это действительно все, и уже не предлагать продолжить выбирать фигурки. Человек замирает перед своим произведением, его уже не притягивают полки с фигурками, он созерцает свою страну, и это действительно законченная композиция.

После того как завершится работа по созданию композиции, психотерапевт спрашивает, как называется эта страна или какое название человек дает своей работе. Заголовок или название является квинтэссенцией, объединяющей точкой, зерном, которое заключает в себе «генофонд» развития данного клиента. Выбирая названия, человек обозначает свой предыдущий опыт и свою потребность в будущем. Именно название является отправной точкой для дальнейшей работы. Придумывая название, человек глубже погружается в свое подсознание. Он обобщает то, что только что создал, а следовательно, заключает в название предыдущее движение, как бы ставит точку, чтобы двигаться дальше. И на этом этапе часть терапии уже проведена.

После совместного всматривания в сюжет, созданный на песочном поле, психотерапевт спрашивает у клиента, что значит для него каждая выставленная на поле фигурка. Слушая собственные ответы, которые чаще всего возникают спонтанно и которые раньше не приходили человеку в голову, автор композиции начинает слышать себя изнутри, тем самым включается в осознание своего подсознания. Начинают звучать его внутренний голос, его потребности и, погрузившись в свои глубины, осознав проблему, человек сам находит ее лешение. Просто раньше он отодвигал решение подальше, так далеко, что перестал вообще слышать и видеть, что ему следует делать на данном этапе развития.

Узнав значение персонажей песочного поля, психотерапевт спрашивает у клиента, с какой фигуркой он себя ассоциирует. Хотя, конечно, психотерапевт знает, что каждая фигурка — это сам человек, его метафорическое значение предыдущего опыта, включая не только личный опыт, но также и исторический, и религиозный, и вековой неосознанный, и биоперинатальный, и натальный, и книжный, и семейный — все, что могла проявить на данный момент его память. Выбрав на поле фигурку, с которой он ассоциируется, клиент знакомится со своим образом. Психотерапевт задает вопросы о взаимоотношениях с полем, с другими персонажами и с той самой фигуркой, которую выбрал клиент как себя самого.

В процессе ответов на вопросы складывается информация, с которой в дальнейшем и работает психотерапевт.

Во время работы психотерапевту ни в коем случае нельзя трогать фигурки, которые выставил на поле клиент. Нельзя поправлять или вынимать их, чтобы рассмотреть получше. Чувствительные люди реагируют на это очень сильно. Человек может ощутить боль от бесцеремонного вторжения в свое поле, может даже отказаться от продолжения сеанса. Фигурок, выставленных на поле, может касаться или брать их в руки только автор песочного произведения.

Схема проведения сеанса песочной терапии такова

  1. Установление раппорта с клиентом, общение, чашечка кофе или чая.
  2. Знакомство с песочным полем, объяснение, что «голубые борта — небо, песок — земля, под слоем песка — голубое дно, из которого можно создавать реки, моря, озера».
  3. Выбор поля с сухим или с мокрым песком.
  4. Построение ландшафта.
  5. Выбор из множества фигурок тех, которые нравятся, притягивают, влекут, манят, подходят к полю.
  6. Поиск названия композиции.
  7. Созерцание построенной картины.
  8. Выяснение того, что значит для человека выставленная им на поле фигурка.
  9. Выяснение того, что означает цвет, который более всего присутствует на поле.
  10. Выяснение того, какая из фигурок — сам клиент.
  11. Знакомство клиента со значением пространства поля.
  12. Знакомство с семантикой фигурок (всех или наиболее значимых).
  13. Выяснение того, почему фигурки оказались именно в этой части поля.
  14. Осознание барьеров и преград.
  15. Созерцание полученной информации.
  16. «Это твое поле, и ты можешь изменить в нем все, что считаешь нужным. Можно ничего не менять и на этом этапе завершить работу».
  17. Наблюдение за изменениями.
  18. Гармонизация поля.
  19. Принятие решения о названии — меняется на новое или остается прежнее.
  20. Предложение взять с собой энергетику картины.
admin: