Внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, исследования показали, что индивидуальные различия в характере научения, эмоциональных реакциях, мотивации и других аспектах поведения у животных и человека могут быть так велики, что превышают межвидовые. В одной и той же ситуации научения самая умная крыса может действовать эффективнее, чем глупая обезьяна, хотя последний биологический вид значительно более развит по уровню психики, чем первый.
Генотип — это врожденные, генетически предопределенные особенности организма. Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то начинают формироваться приобретенные качества, а генетически предопределенные свойства развиваются и проявляются своеобразно. В результате формируется фенотип. Анализируя реального человека или животное, мы определяем последний, а «генотип» как бы скрыт, иногда замаскирован, внешне искажен в зависимости от условий жизни.
Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан своими корнями с животным миром. Организм его имеет много признаков, общих с млекопитающими, — это позвоночник, семь шейных позвонков, две пары конечностей рычажного типа, замкнутая кровеносная система, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянная температура тела, легочное дыхание, хорошо развитые нервная система и органы чувств. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической систематики вид «человека разумного» (Homo Sapiens) относится к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, в который он входит в составе особого семейства гоминид. В него входят помимо человека человекообразные обезьяны, и они занимают высшее положение в своем отряде. Среди крупных человекообразных обезьян выделяют семейство понгид, в которое входят три рода: азиатские орангутаны, африканские понгиды (род шимпанзе) и гориллы. По анатомическим, генетическим, биохимическим и прочим параметрам человек обнаруживает наибольшую степень близости с африканскими шимпанзе (99% генов человека и этих приматов одинаковы).
Объем мозга «человека разумного» достиг 1200-1700 см3. Он известен в антропологии как кроманьонец (останки его найдены в 1868 г. в Кроманьоне, Франция) и жил около 40 тысяч лет до н. э. Археологические раскопки показывают, что кроманьонцы могли создавать до 150 типов каменных орудий, имели прочные жилища — полуземлянки; занимались охотой, рыболовством. У них существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого индивида. Складываются отдельные роды, появляются первичные формы религии: тотемизм — поклонение тотему (животное, растение, явление природы), от которого произошел данный род. Появляется магия — ритуалы, обряды для воздействия на сверхъестественные силы, духи предков (шаманы, колдуны). Складывается система табу — (запретов): на кровосмесительство, каннибализм; система обрядов инициации; поклонение предкам, животным. Происходит зарождение искусств.
С тех древних пор человек биологически, генетически и физиологически практически не изменился, но происходило бурное развитие его психологических возможностей, культуры, общественных форм жизни, среды обитания.
Взаимодействие наследственности, пренатальной среды и личного опыта происходит достаточно сложно, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает широкие возможности поведения, и результат его развития будет зависеть от среды обитания. Тот или иной фактор внешней среды проявится по-разному — в зависимости от специфики наследственности; с другой стороны, один и тот же наследственный фактор неодинаково скажется в различных средах обитания. Но если есть генетические нарушения, неполнота генов или химическая разбалансировка, то у человека могут возникнуть физические аномалии или серьезная умственная отсталость.
Человек — существо биосоциальное, характеризующееся членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, свидетельствующие, что если дети с самого раннего возраста растут вне общества, то они остаются на уровне развития животных — у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими генерациями. Принимая участие в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта таковы:
- Общение ребенка со взрослыми, в ходе которого он обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру. Если бы в результате катастрофы погибло все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества оказалась бы прерванной. Машины, книги, культура продолжали бы физически существовать, но некому было бы раскрыть для детей их назначение.
- Чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе значимые, общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение такого опыта выступает как процесс воспроизводства в умениях ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода.
Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта стать человеком, приобрести специфические качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея таковой (например, при олигофрении), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, нельзя даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Внешняя среда включает совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т. п.), на которые реагирует индивид на протяжении всей своей жизни и которые сказываются на психологическом развитии, личностных качествах, физическом здоровье и т. п. Влияние среды ощутимо еще до рождения: недостаток питания, кислорода, стрессы и заболевания беременной женщины, физические и химические условия пренатальной внутриутробной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития ребенка. Особенности, имеющиеся при рождении, называют врожденными, хотя они могут быть не наследственными, а приобретенными во время внутриутробного развития организма. Случается также, что в течение жизни возникают органические повреждения мозга, вызванные заболеваниями или травмами, которые могут привести к умственной неполноценности. Разный личный опыт, накапливаемый людьми, обусловливает различия в умениях, знаниях, убеждениях, личностных качествах. Дети, имеющие полноценный здоровый мозг, но воспитанные в приютах для младенцев, могут отличаться заметной умственной отсталостью, которая усиливается по мере их взросления. Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор, теперь они перенесены в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% — наследственности. Близнецы одного пола имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0,9; просто братья и сестры — дети одних родителей — генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности, и поэтому коэффициент корреляции их интеллекта равняется уже 0,5. Но близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут отличаться, например: один из близнецов стал преступником, а другой — прекрасным юристом. Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека.
Американский психолог Вулвилл предложил четыре модели влияния внешней среды и опыта на развитие поведения:
- «Больничная койка»: ребенок в первые месяцы жизни находится под влиянием среды как беспомощный пациент.
- «Луна-парк»: ребенок выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но не может изменить их последующее влияние на себя.
- «Соревнование пловцов»: человек проходит свой путь по определенной «плавательной» дорожке, по сути — независимо от внешних стимулов (среда выступает для поведения человека как поддерживающий контекст).
- «Теннисный матч»: осуществляется постоянное взаимодействие между средой и человеком, подобно тому как теннисист должен приспосабливаться к действиям своего противника и в то же время он влияет на поведение другого игрока, отражая его удары.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли последнего. Поскольку сознание, речь и прочее не передаются в порядке биологической наследственности, а формируются в жизни, то ученые оперируют понятиями индивид и личность. Под первым понимается биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Под вторым — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.
Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Такие внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Рубинштейн ввел в психологию понятие «субъект», в частности, он отмечал: «Главный вопрос психологии — вопрос о субъекте». В деятельности есть внешние и внутренние условия: первые — природные и социальные воздействия, а вторые — это субъект. Внешние условия действуют только через внутренние. А те (субъект) — через внешние, тем самым себя изменяя. Это значит, что субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воздействия.
Поскольку человек живет в трех сферах — природа, общество, культура, — то можно выделить три типа субъекта:
- Природный субъект. Это человек или животное, которые гибко приспосабливаются к изменяющимся условиям природной среды.
- Социальный субъект. Это человек как носитель усвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе.
- Субъект культуры. Это субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.
Понятие личность (в широком смысле) включает все три типа субъекта. В этом случае она понимается как субъект деятельности, внутреннее условие таковой, когда любая способность субъекта может повлиять на специфику его действий и поведения.
В более узком плане личность воспринимается как совокупность общественных отношений, когда она социальна, выражает все, что есть в человеке надприродного, надысторического. Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития. В личности можно выделить две субстанции — социальную, типическую, и индивидуальную, уникальную (уникальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).