Глава 1. Три психологические модели функционирования человеческой психики

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Ученые, занимающиеся изучением развития личности, разделились на множество непримиримых теоретических лагерей, не находящих абсолютного согласия относительно того, как человек устроен психологически. Разногласия касаются мотивации человечества, а также факторов, определяющих развитие человека. Некоторые теоретики полагают, что ключом к пониманию развития ребенка является развитие языка, другие считают, что основным является развитие логического мышления, приверженцы теории научения указывают на серьезные последствия приобретенных рефлексов, классические фрейдисты убеждены, что основными мотивациями являются биологические потребности, и так далее. Когда мы сталкиваемся с недостатком эмпирических знаний, в игру вступают теории, так как в отсутствие абсолютного знания только они и выручают.

Давайте рассмотрим способность предсказывать погоду как пример важности научной модели. Во времена, когда предсказания заменяли науку, считалось, что погодой управляют высшие силы. Эта примитивная модель до сих пор в ходу, потому что, например, у нас в Вермонте толщина опушения некоторых видов гусениц часто служит прогнозом погоды на будущее. Основной конкурирующий метод предсказания погоды основывается на научных наблюдениях за температурой, влажностью и барометрическим давлением. Эти наблюдения сопоставляются с образцом (моделью), составленной исходя из знания динамики погодных явлений — например, что системы с низким давлением вращаются против часовой стрелки, а с высоким давлением циркулируют по часовой стрелке, и что реактивные течения движутся с запада на восток. Всего несколько наблюдений и немного знаний динамики природных явлений дают метеорологу фору перед толкователями опушения гусениц, когда дело касается понима ния и прогнозирования погоды, уготованной нам на завтра. Эти две модели несопоставимы. Самое главное, что некоторые модели гораздо лучше, чем остальные, справляются с интерпретацией наблюдений и, следовательно, с предсказанием будущего. Я бы хотел рассмотреть самые значимые из психологических моделей, помогающих нам понять причины того, что Фейрбейрн называет «возвращение к плохому объекту», и читатель сможет выбрать для себя, какая модель лучше всего вписывается в ситуацию, знакомую нам как «насилие в семье». Снова повторю, что нам приходится использовать теории для объяснения причин домашней жестокости, потому что никто из нас не обладает абсолютным знанием о том, почему отношения между людьми развиваются по этому трагическому сценарию.





Комментарий к статье