Ученые, занимающиеся изучением развития личности, разделились на множество непримиримых теоретических лагерей, не находящих абсолютного согласия относительно того, как человек устроен психологически. Разногласия касаются мотивации человечества, а также факторов, определяющих развитие человека. Некоторые теоретики полагают, что ключом к пониманию развития ребенка является развитие языка, другие считают, что основным является развитие логического мышления, приверженцы теории научения указывают на серьезные последствия приобретенных рефлексов, классические фрейдисты убеждены, что основными мотивациями являются биологические потребности, и так далее. Когда мы сталкиваемся с недостатком эмпирических знаний, в игру вступают теории, так как в отсутствие абсолютного знания только они и выручают.
Зигмунд Фрейд и «психодинамическая модель»
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Давайте кратко ознакомимся с первой и наиболее влиятельной на сегодняшний день психологической моделью человеческого поведения, которой является психодинамическая модель Фрейда. Я начал с Фрейда, потому что работы Фейрбейрна базируются на предшествовавших открытиях Фрейда о причинах неврозов, и модели, разработанные Фейрбейрном, являются продолжением новаторских работ Фрейда. Кроме того, многие из идей, выдвинутых Фрейдом, используются многими из нас в практике терапии психических расстройств, например, концепция бессознательного, защитные механизмы Эго, такие как вытеснение, и общая фокусировка на детстве пациента как на источнике его взрослых проблем. И наконец, одно из принятых в настоящее время объяснений возвращения женщин к жестоко обращающимся с ними мужчинам заимствовано из периферической области оригинальной модели Фрейда, называемой навязчивым возвращением, которое будет подробнее рассмотрено в главе 4.
Психологическая травма и загадка «железнодорожного синдрома спинного мозга»
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Психологические расстройства изучались многими врачами задолго до того, как в игру вступил Фрейд. Ранние модели психологических дисфункций утверждали, что нервные расстройства связаны с событиями настолько травмирующими, что человек оказывается не в состоянии справиться с ними. Дринка (Drinka, 1984) описывает ряд дофрейдовских объяснений неврозов, большинство из которых основано на впечатлениях людей, травмированных в результате аварий на железных дорогах. Во времена Фрейда стремительное расширение железнодорожного сообщения в Европе считалось неотъемлемой частью индустриальной революции. Поезда наводили ужас на сельских жителей, которые постепенно превращались из крестьян в городских пролетариев. Путешествие по железной дороге было ненадежным и опасным способом передвижения, так как технология была не отработана и такие аварии, как сход с рельсов, были обычным делом. Скоро железные дороги оказались завалены судебными исками от физически и морально пострадавших пассажиров. Тогда железнодорожное ведомство наняло врачей для обследования пострадавших на предмет выяснения тяжести повреждений и отделения истинно травмированных от просто истеричных. В 1880-х годах множество неопределенных и размытых невротических симптомов, связанных с травмами, полученными в результате железнодорожных аварий, получили название «железнодорожного синдрома спинного мозга», потому что предположительно был поврежден именно спинной мозг, хотя впоследствии эти случаи были признаны истерическими состояниями. В то время термином «истерия» обозначался довольно широкий круг состояний, включавший обмороки, навязчивые страхи, делириум (бред), слабость непонятного происхождения и нервные истощения.
Путь от фрейдовских неврозов до психических расстройств, приводящих к насилию в семье
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Перед тем, как я начну описывать путь научной и общечеловеческой истории, ведущий нас от работ Фрейда к современному пониманию динамики жестокого обращения с близкими людьми, я должен пояснить, что я имею в виду под словосочетанием современные психические расстройства. Большинство психических расстройств, наблюдаемых в современной амбулаторной практике, относятся к расстройствам характера. По сути, изменения личности или характера являются расстройствами, вызванными незрелостью или дефектами формирования Эго и восприятия себя как личности. Такие расстройства берут свое начало в неудовлетворенности детских потребностей, которые подавляют и деформируют Эго. Взрослые люди с дисгармоничным характером часто ведут себя как обделенные вниманием, неуправляемые дети. При таких расстройствах вместо невротических симптомов наблюдается неспособность контролировать некоторые функции, включая употребление пищи и напитков, честность, агрессию, сексуальность и/ или страсть к азартным играм. Буйные психические расстройства, рассматриваемые как один общий вид расстройств, по степени внутреннего контроля представляют собой противоположность невротическим расстройствам, характеризующимся сверхконтролем и проявлением симптомов, символизирующих внутренние бессознательные процессы. Как мы сможем убедиться, жестокость в семейных парах является следствием столкновения двух негармонично сформированных характеров — мужского и женского.
Теория объектных отношений Фейрбейрна
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Фейрбейрн осознал важность матери («объекта» для ребенка) еще в далекие 1940-е, но, как уже упоминалось, при жизни его труды не нашли признания в психоанализе. Причиной тому была все еще продолжавшаяся Вторая мировая война, а также другая война — война противоборствующих теорий психоанализа, развернувшаяся в Великобритании между двумя крупнейшими школами психоанализа: школа Мелани Кляйн9 против школы Анны Фрейд10 (Rayner, 1991). Английская школа психоанализа, о которой я уже говорил, действительно складывалась из трех различных научных школ, каждая из которых имела свою направленность. Основной конфликт разгорелся между теорией Кляйн, которая считала себя сторонницей Фрейда, и Анной Фрейд. Кляйн, последователи которой называли себя школой «А», полагала, что врожденная детская агрессия есть источник непреодолимого двойственного отношения к матери (любовь и ненависть).
Объект и потребность растущего ребенка в привязанности
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Наверное, самый неудачный и хуже всего передающий суть термин современной психологической теории — это объект, обозначающий личность вне себя самого. Изначально Фрейд предполагал, что мать привлекает ребенка, поскольку является для него «сексуальным объектом», дающим разрядку его или ее неудовлетворенным сексуальным или другим инстинктивным влечениям, как, например, голод, жажда или волнение, вызванное актом испражнения. Не забывайте, что для Фрейда все мотивации, свойственные человеку, включая желание новорожденного получать молоко из груди своей матери, имели сексуальную подоплеку. Следовательно, все личности вне самого младенца рассматриваются как сексуально окрашенные объекты. С появлением моды на теорию объектных отношений представление о сексуальной мотивации как об основе всех действий человека понемногу утратило актуальность, но, к сожалению, термин объект по-прежнему обозначает некую личность помимо самого ребенка. То есть объектами считаются все, кроме нас самих: все мы друг для друга объекты.
Парадоксальные последствия пренебрежения ребенком в детстве
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Следующие два момента, выделяемые Фейрбейрном в его модели, не так очевидны, но неизбежны, если ребенку постоянно отказывали во внимании его слишком занятые родители. Первый парадокс заключается в том, что обделенный вниманием ребенок оказывается более привязанным к своей матери, чем тот, который любим и обласкан. Разве такое возможно? Здравый смысл подсказывает, что отвергаемый ребенок должен быть менее привязан из-за постоянно ощущаемого отторжения. Это неверное, но логичное представление основывается на допущении, что ребенок обладает такой же свободой выбора, как и взрослый. Между тем Фейрбейрну известно, что никакого выбора у ребенка нет, и отвергнуть родителя он не может. Единственный выход из этого тупика — принять родителя, каким бы плохим ни было его поведение. Забыть о том, что мать не занимается его воспитанием и не заботится о нем, ребенку не удастся, но он будет постоянно стремиться получить все это и будучи ребенком, и повзрослевшим подростком, и так до тex пор, пока его потребности не будут удовлетворены. Дети младшего возраста, даже те, с которыми плохо обращаются и отвергают родители, абсолютно фиксированы (термин заимствован у Фрейда, хотя и в несколько искаженном значении) на своих матерях. Чем сильнее их подавляют, тем сильнее фиксация.
Теория научения и бихевиористская модель
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Последняя психологическая модель, отстаивающая право на единственно достоверное объяснение причин, по которым пострадавшие от жестокого обращения женщины возвращаются к избивающим их мужчинам, возникла отличным от предыдущих и совершенно независимым путем. Бихевиоризм возник в Германии во второй половине XIX века. Группа ученых занялась изучением механизмов человеческого восприятия в лабораторных условиях. Сначала они исследовали минимальную степень изменения стимула, достаточную для восприятия человеком. Например, насколько легче одной унции должна стать гиря, чтобы можно было с уверенностью сказать, что она легче другой гири, которая весит ровно одну унцию. Эта разница получила название порога различимости (JND — just noticeable difference). Упор в этом подходе делался па тщательное «научное» исследование, основанное на контролируемости условий, измеримости стимулов и повторяемости результатов. То есть заинтересовавшийся психолог, например, из Америки, мог прочитать статью, посвященную исследованию порога различимости весов, проведенному в Германии, и подтвердить результаты собственным исследованием, проведенным в Америке при аналогичных условиях.
Выводы
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)В этой главе рассмотрено множество вопросов, начиная с концепции психологической модели, истории и эволюции теории объектных отношений, модели развития личности, предложенной Фейрбейрном, и заканчивая бихевиористской моделью развития человека. Я начал с Фрейда и его теории инстинктов из-за ее теоретической и практической близости к теории объектных отношений, а также потому, что многие идеи Фрейда, включая понятия вытеснения и бессознательного, были перенесены в модель Фейрбейрна и выдержали проверку временем.