Из работ Роджера Сперри и других исследований деятельности головного мозга нам известно, что он состоит из двух полушарий, функции которых заметно различаются, но которые при этом функционируют в полной гармонии друг с другом. Использование обоих полушарий делает нашу научную и творческую деятельность успешной.
Если традиционные методы обучения сосредоточены в основном на использовании возможностей левого полушария, где акцент делается на развитии еще большего лингвистического изящества и математической ловкости, то вдохновляющий тренинг уделяет равное внимание возможностям правого полушария. Тренер, обладающий достаточно развитой интуицией, будет стремиться задействовать оба полушария участников, предлагая им различные подходы и упражнения.
Такой целостный подход позволяет развивать весь комплекс способностей человека. Ниже представлены простые, но в то же время весьма эффективные методы создания гармоничного процесса обучения (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Полушария головного мозга
- Сначала дайте целостное описание программы. В начале семинара предложите участником краткое описание программы. Вы можете использовать для этого плакаты и листы ватмана с соответствующими иллюстрациями и символами, ключевыми фразами или кратким описанием программы (не более двух предложений). Также давайте участникам целостную характеристику процесса обучения в начале каждой важной сессии; при этом будет задействовано их правое полушарие. Без предварительного целостного обзора правое полушарие отключается. Один мой коллега был настолько сбит с толку отсутствием введения в книге моей жены, что не смог прочитать ее, несмотря на то, что он разделял основные идеи, изложенные в ней. Студентам с доминирующим типом левополушарного мышления никак не помешает краткое введение, по завершении которого они смогут снова вернуться к последовательному усвоению материала.
- Изготовьте цветные плакаты, раздаточный материал и наглядные пособия. Цветные пособия будут более привлекательными, заметными, запоминающимися, стимулирующими и эмоционально значимыми.
- Используйте музыку. Включите в программу тренинга песню, либо записанную заранее, либо исполненную самими участниками, в зависимости от того, насколько они будут к этому расположены. Это скоординирует работу обоих полушарий. Слова стимулируют работу левого полушария, а музыка — правого.
Различные способы обучения
Мы воспринимаем информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств. Эти пять чувств могут рассматриваться в качестве каналов получения информации, используемых в процессе обучения.
Большинство участников семинара будет в основном обучаться через зрительный канал, так как они более восприимчивы к цвету, изображению и надписям. Обучающиеся-аудиалы запомнят в первую очередь то, что они услышат. Они предпочитают получать информацию через слуховой канал, прослушивая лекции, кассеты или участвуя в обсуждениях. Обучающимся кинестетикам необходимо движение, они лучше всего учатся, когда задействуют свое тело: через упражнения, деятельность и имитационные техники.
В определенной обстановке запахи и вкусовые ощущения могут быть решающими, например во время еды, дегустации вина, при соприкосновении с химическими веществами, красками, цветами и парфюмерными изделиями. В условиях тренинга обонятельные и вкусовые элементы практически не используются. Напротив, запахи могут быть даже отвлекающим фактором, поэтому позаботьтесь о том, чтобы воздух в помещении всегда был свежим, проветренным и не содержал запаха сигаретного дыма.
Когда вы занимаетесь индивидуальным наставничеством, постарайтесь сосредоточиться на основном канале получения информации вашего клиента. В условиях группы позаботьтесь о том, чтобы создать полноценную атмосферу для обучения, где во всем разнообразии присутствовало бы то, что можно увидеть, услышать и потрогать.
Придерживайтесь намеченной цели
На одном из тренингов, участником которого я был, нам предложили следующее задание: наша подгруппа должна была составить список того, что показалось нам интересным в тренинг-центре и в гостинице. Мы не смогли договориться, как выполнять это задание, до тех пор, пока не определили для себя конечный результат. Кому и зачем нужна была эта информация? Как только мы заставили себя поверить в то, что она нужна нам самим (возможно, это было слишком простое решение), мы смогли продолжить выполнение задания.
Чтобы тренинг представлял для участников ценность, каждый из них должен быть заинтересован в результате тренинга, т. е. для каждого тренинг должен иметь значение и смысл. Следовательно, каждый последовательный шаг в рамках программы тренинга должен быть каким-то образом связан с конечной целью тренинга.
На семинаре для писателей мы некоторое время уделяем визуализациям. Поначалу это упражнение может показаться неуместным или странным, поэтому я объясняю, что его цель — помочь писателям решить одну из самых важных для них задач — найти источник вдохновения.