X

Различные виды интеллекта и «наклонности»

Психолингвист Ноам Хомский считает, что мы предрасположены к получению информации по определенным паттернам (таким, как язык или музыка) и что именно таким образом выстраиваются наши знания. Язык и музыка — это не просто отражение того, как работает человеческий мозг; их формы и структуры являются врожденными и универсальными для любого представителя человечества. Если это так, то почему бы нам не использовать это свойство при составлении тренинговых программ, облегчая тем самым задачу себе и участникам семинара путем непосредственной работы с нашими «наклонностями».

Работа Ховарда Гарднера, который ввел понятие семи типов интеллекта, была продолжена Линдой Кэмпбелл, Брюсом Кэмпбеллом и Ди Дикинсоном (L. Campbell, В. Campbell and Dickinson, 1995).

Они определяют интеллект следующим образом:

•    способность преодолевать трудности, с которыми человек сталкивается в обычной жизни;

•    способность ставить перед собой новые задачи, которые необходимо решить;

•    способность создавать что-то или оказывать какие-то услуги, которые представляют ценность для культуры, в которой живет человек.

Рис. 7.2. Семь типов интеллекта

Гарднер говорит о возможности существования более чем 7 типов интеллекта, а некоторые исследователи относят визуальный и пространственный интеллект к двум разным типам. Предполагаю, что у вас возник вопрос: а как насчет интуиции? Может ли наше шестое чувство считаться восьмым видом интеллекта?

Если вы разрабатываете упражнение, которое в определенный момент задействует каждый вид интеллекта, вы можете быть уверены в том, что все слушатели усвоят материал. Если вы в каждом упражнении будете апеллировать к нескольким видам интеллекта, то это будет и эффективно, и целесообразно по соображениям экономии времени.

Давайте последовательно рассмотрим каждый тип интеллекта из обозначенных на рис. 7.2 и выясним, как мы можем их использовать, чтобы задействовать всех участников.

Лингвистический тип интеллекта

Заключается в словесном выражении мыслей. Этот тип развивается посредством бесед, слушания, чтения и письма.

Во время коротких семинаров предлагайте участникам читать про себя какие-то краткие описания или инструкции. Остальную информацию стоит зачитывать вслух, чтобы использовать ее в дальнейших дискуссиях.

Если участники программы проживают в одном месте, предложите им в свободное время читать друг другу книги из рекомендуемого списка литературы, брошюры, журналы или собственные сообщения. Для многих участников в этом задании будут содержаться потенциальные возможности для обучения.

Иногда стоит проводить общегрупповые дискуссии, однако лично я часто ощущаю раздражение некоторых участников по поводу того, что разговор становится неуправляемым. Вы можете для разнообразия использовать работу в парах или малых группах, организованную таким образом, чтобы участники коснулись необходимой темы или поделились друг с другом каким-то особым опытом. Одного или нескольких человек можно попросить слушать, размышлять и поддерживать участников дискуссии или же слушать и давать комментарии, например делая записи или резюмируя происходящее.

Доктор Лайман Стейл из университета Миннесоты подсчитал, что человек в течение дня проводит около 80 % времени в общении с другими людьми и 45% этого времени — слушая других. Следовательно, каждый, кто может эффективно использовать технику активного слушания, имеет явное преимущество. Стейл также утверждает, что чаще всего мы запоминаем только половину из того, что сказано в течение десятиминутного разговора, и забываем еще 25 % этой информации в последующие 48 часов, даже если мы очень стараемся запомнить все.

Один из способов развить навыки слушания у участников тренинга — это попросить их перед началом разговора записать все, что они уже знают о предмете. Они должны включать в список все вопросы, на которые хотели бы получить ответ. В этом случае они будут готовы слушать активно. Чтобы удержать внимание участников во время разговора, просите их отмечать то, что покажется им существенным, или записывать вопросы и заинтересовавшие их фрагменты. Так вы добьетесь целенаправленного слушания.

Позаботьтесь о том, чтобы все участники могли высказаться, обеспечьте им равное количество возможностей для этого. Вы можете посодействовать тому, чтобы каждый мог высказаться, если, например, сами зададите очередность высказываний или предложите использовать «ораторский талисман»: мячик, палочку или любой другой предмет, который будет находиться в руках говорящего и передаваться следующему выступающему, подчеркивая тот момент, когда кто-то затягивает дискуссию или перебивает «держателя талисмана». Этот метод часто используют в начальной школе.

Другими видами деятельности, активизирующими лингвистический тип интеллекта, будет написание стихов, придумывание слоганов и проведение интервью. Все эти виды деятельности помогают выявить и выразить опасения, мнения и варианты решения проблем.

admin: