Преодоление тревожности и опасений

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Не менее важная информация, необходимая участникам на ранних этапах тренинга, включает в себя:

  • информацию о расположении туалетов;
  • указатели выхода из помещения или здания;
  • знание о количестве и продолжительности перерывов.

Когда и с этим вы справились, вам все еще необходимо позаботиться о преодолении опасений участников по поводу программы или некоторых аспектов их жизни, которые не имеют никакого отношения к предстоящему событию, но могут помешать участнику получить максимальную пользу от программы. Эти моменты, упущенные из виду, являются препятствиями к обучению, и их необходимо устранить, чтобы ваши планы относительно успешности тренинга не потерпели фиаско.

Один из способов устранить опасения — это просто высказать их, поделиться ими. Предоставьте эту возможность каждому, если речь идет о сложном курсе, по поводу которого каждый участник, скорее всего, испытывает некоторую долю тревожности; или же дайте несколько минут всем желающим высказаться о том, что у них на душе.

Я регулярно провожу писательские семинары и знаю на собственном опыте, что практически все потенциальные писатели сталкиваются с определенным набором страхов, знакомых каждому писателю, которого я когда-либо встречал или о котором когда-либо слышал. Однако на практике я начинаю дискуссию и принимаюсь за эти страхи только на втором семинаре, через неделю после начала тренинга. Непосредственным преимуществом здесь является то, что нам не нужно занимать большую часть первой недели, которая и без того бывает довольно насыщенной, и, таким образом, курс начинается скорее на оптимистической ноте, чем на пессимистической. Ко второй неделе тревожность участников сосредоточивается на их собственном писательском опыте, приобретенном между семинарами. Другие признаки тревожности на этом этапе исчезнут сами по себе, и мы сможем приступить к работе с теми опасениями, которые по-настоящему важны.

Как четко изложить свою мысль?

Преодоление тревожности и опасений

Рис. 3.1. Общий обзор тренинга

Такая тактика применима и на любом другом обычном тренинге, где вы уверены в том, что опасения участников быстро исчезнут или станут более опосредованными, когда они подробнее ознакомятся с содержанием курса. Кажется неуместным способствовать развитию страхов и опасений, когда в этом нет нужды, лучше дать возможность выявиться настоящим проблемам, не форсируя события.

На высказанное опасение можно отреагировать простым признанием: «Я принял во внимание ваше опасение», или же конкретным ответом: «Да, вы можете уйти на полчаса раньше, чтобы забрать вашего ребенка»; «Нет, вам не будет нужен калькулятор». Некоторые опасения следует незамедлительно обсудить отдельно: «Нужно ли нам заказать обед прямо сейчас?» Относительно других опасений можно дать обещание прокомментировать их в ходе программы: «Да, мы будем касаться укусов пчел и змей» (это, конечно же, пример из курса по охране здоровья, а не по продуктивному общению с клиентами).

«Банк депозитов»

Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений большой группы является создание «банка депозитов».

УПРАЖНЕНИЕ. БАНК ДЕПОЗИТОВ

Раздайте участникам листки бумаги для заметок (обычно для одного человека достаточно пяти листочков) и попросите их написать то, что их тревожит, или любые опасения, которые они принесли с собой на семинар.

Объявите, что скоро они смогут на время от них избавиться, поместив их в «банк депозитов», откуда их можно будет при желании забрать по окончании семинара. В то время как опасения находятся в банке, о них можно будет забыть. Затем скажите: «Теперь, когда мы справились с тем, что может нас отвлекать, давайте выключим любую технику, которая издает звуки», и постройте пирамиду из пейджеров и мобильных телефонов.

По окончании семинара предложите участникам забрать свои опасения из банка (который может представлять собой коробку, доску или стол — конкретная форма не имеет значения) и поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли их тревога или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили ее в сторону.

Эта техника работает безупречно в большинстве групп. Она особенно эффективна в отношении тревог и опасений, которые не имеют отношения к курсу, т. е. тех, о которых можно на время забыть и вернуться к ним позже, например: «Накормит ли кто-нибудь кошку?» или «Цены на акции могут снова сильно упасть». Этот хорошо срабатывает и в отношении опасений, связанных с работой, которые на время тренинга могут быть оставлены в офисе/на рабочем месте.

Преодоление тревожности и опасений

Рис. 3.2. «Банк опасений и тревог»

Опасность этого упражнения заключается в том, что оно может поощрить людей к поиску тревог и опасений там, где их нет. Поэтому,

если в момент начала семинара общее настроение приподнятое и веселое, пропустите это упражнение. Как обычно во вдохновляющем тренинге, у вас огромный выбор, вы можете придерживаться своего плана и демонстрировать гибкий подход.

Если вы все же открываете банк, скажите участникам, будете ли вы читать их записи. Они могут помочь вам лучше понять, что беспокоит участников. Некоторые вопросы могут быстро разрешиться, если, например, они связаны с материально-техническим обеспечением или расписанием, или же они могут являться теми темами, с которыми нужно будет разобраться в процессе семинара или в каком-либо другом формате.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ. ДЕПОЗИТ, ПРИНОСЯЩИЙ ПРИБЫЛЬ

Если нам уже известно, что какое-то событие вызвало множество тревог и опасений, мы можем помочь участникам, если будем обращать на него внимание, обсуждать и оценивать его.

Однодневный семинар с менеджерами высшего звена из двух финансовых организаций, которые готовились к слиянию, напоминал мне встречу двух банд на нейтральной территории, находящейся на равном расстоянии от мест их деятельности. Некоторые участники знали кого-то из противоположной группы, но большинству только предстояло знакомство со своими будущими коллегами.

Нужно было донести до участников много нового материала, но было также очевидно, что участники вряд ли воспримут его, если будут обеспокоены своим будущим после объединения компаний. И мы воспользовались вариантом «банка депозитов», приемом особенно близким и понятным для сотрудников этой сферы.

Сначала мы объяснили, что мы осведомлены о том, что существуют определенные опасения и что необходимо признать эту проблему и постараться решить ее. Информация, которая будет предоставлена им в течение дня, поможет ответить на многие интересующие их вопросы. Мы добавили, что для них крайне важно вести себя непредвзято.

Основываясь на предыдущих тренингах, мы показали им слайд со следующими примерами.

Отвлекающие моменты.

  • Накормил ли я кошку?
  • Подвезут ли меня домой?
  • Когда дядя Тэд выйдет из больницы?

Опасения по поводу участия в тренинге.

  • Попросят ли меня говорить?
  • Смогу ли я быть полезным участником?
  • Эти ребята из другого города?

Опасения по поводу содержания.

  • Нужно ли мне будет делить с кем-то рабочий стол в новом офисе?
  • Кто будет моим боссом?
  • Это слияние или поглощение?

Мы попросили каждого написать все, что может помешать ему активно участвовать в нашем семинаре, независимо оттого, будут ли его опасения подобными приведенным примерам или принципиально отличными. Мы объяснили, что бывает целесообразно давать имена своим страхам. Идентифицируя то, что нас беспокоит, мы заменяем бесформенное чувство тревоги чем-то конкретным, чему мы можем противостоять или что мы можем преодолеть, что само по себе уже не так пугает. А в рассказе о страхах часто содержатся варианты решения проблемы.

Когда представители банка прикрепили свои записи к доске, мы попросили их объединиться в группы по 3 человека, так чтобы каждая группа включала представителей обеих организаций. Это способствовало их активному участию в тренинге, поскольку у них не осталось времени для опасений и тревог, которые были оставлены в банке.

Работа прошла гладко, и мы смогли отобрать из банка и прояснить некоторые детали, которые оказались полезными для планирования дальнейших событий в процессе слияния компаний.

Цели

Целями могут быть четкие, определенные формулировки с определенным набором плановых заданий. Конечно, устремления могут быть и более неопределенными, когда подтверждением достижения цели будет скорее чувство, нежели видимый и измеримый результат. Например, цель «добиться лучшего взаимодействия между менеджерами» могла бы быть сформулирована более четко путем введения специфических критериев; можно было бы оставить формулировку расплывчатой, предполагая, что менеджеры без труда заметят, улучшилось ли их взаимодействие.

Обычно в начале программы цели уже заявлены; возможно, они сформулированы в письме, отосланном заранее. Но даже в этом случае в начале курса цели необходимо сформулировать еще раз, чтобы участники освежили их в памяти. Это также может помочь участникам осознать цели программы как свои личные устремления.

Например, при обсуждении целей программы на тему: «Как лучше выступать перед публикой и усовершенствовать навыки выступления с трибуны» мы можем попросить каждого участника подумать о предстоящем событии, на котором ему необходимо хорошо выступить перед аудиторией. Ему необходимо представить себя в процессе выступления (создав в воображении ясную картину, которая иллюстрирует достижение цели и помогает зафиксировать момент ее достижения), а затем сформулировать цель своими словами.

Мы также просим участников пояснить, по каким признакам они понимают, что достигли своих целей. Когда есть время, я прошу их рассказать группе о своих целях и критериях их достижения. Люди часто бывают приятно удивлены, и у них возникает чувство облегчения от осознания того, как много у них общего; они находят поучительным для себя узнать о различиях в критериях достижения цели; это особенно полезно для тех, чьи цели неясны, и тех, кто извлекает пользу из уточнения критериев достижения результата.





Leave a Reply