Первый уровень ценностных ориентаций составляют ценности-цели: материальные, познавательные, духовные, эстетические, гуманистические.
В ходе исследования такого феномена, как жизнь с комфортом, у респондентов-мужчин выявлено преобладание направленности на возможность зарабатывать на жизнь и хорошо зарабатывать (40%), в то время как у женщин — возможность получать удовольствие от работы (36%). Вероятно, это связано с тем, что мужчины в большей степени, чем женщины, ориентированы на обеспечение материального благополучия семьи. Вместе с тем как женщины, так и мужчины отметили важность заботы о благосостоянии семьи (62% и 58% соответственно).
Женщины-ногайки полагают, что забота о семье как социальной ценности, прежде всего, проявляется в заботе о жене (69%), родителях (62%), детях (60%) и муже (35%). Большинство мужчин на первый план ставят заботу о родителях (42%) и детях (47%), далее, по убывающей степени, — заботу о муже (23%) и жене (18%).
Мужчинам в большей степени, чем женщинам, свойственна внутренняя свобода как возможность самостоятельного самоопределения. Так, женщины-ногайки отмечают, что они зависят от мужа и обстоятельств (44%). Только 27% мужчин считают, что их жизнь зависит от обстоятельств.
Современные женщины нерелигиозны. Только 5% опрошенных женщин отметили, что они религиозны; у 38% опрашиваемых обращение к религии проявляется эпизодически. Среди мужчин выявлено одинаковое число (18%) тех, которые считают себя религиозными, и тех, которые этот факт отрицают.
Общественное признание важно как для мужчин, так и для женщин. При этом для женщин значим, в первую очередь, авторитет среди окружающих (52%), для мужчин — положение в обществе (37%).
В числе материальных ценностей у мужчин преобладает наличие квартиры и машины (45% и 47%), далее следуют обладание земельным участком (37%), а также сбережениями и вкладами (28%). Женщины-ногайки следующим образом определили ранги материальных ценностей: наличие квартиры (53%), вкладов, драгоценностей и сбережений (52%), машины (51%). Важность наличия земельного участка отметили лишь 9% женщин. Возможно, это связано с тем, что женщины изначально занимались ведением домашнего хозяйства, а мужчины — охотой и скотоводством. Необходимо учитывать и то, что в течение многих веков ногайский народ вел кочевой образ жизни и в силу этого не был «привязан» к земле как источнику благосостояния. Переход к оседлому образу жизни привел к изменению приоритетов ногайцев.
Получение образования как познавательная ценность является более важным для женщин (61%), чем для мужчин (18%). Возможно, женщины-ногайки связывают получение образования с материально обеспеченной жизнью, авторитетом среди окружающих и общественным признанием. Мужчины же выше оценивают возможность повышения профессионального мастерства (45% мужчин и 30% женщин).
Из эстетических ценностей респонденты-женщины высоко оценили просмотр телепрограмм (46%), посещение кинотеатров (57%) и чтение художественной литературы (40%), в меньшей степени -посещение театров и концертных залов. Это определяется, видимо, условиями проживания респондентов. Мужчины из эстетических ценностей указали просмотр телепрограмм (41%), прослушивание радиопередач (30%) и чтение журналов (26%). Они чаще, чем женщины, осуществляют туристические поездки. С точки зрения женщин, туристический отдых любят только 5% ногайцев, с точки зрения мужчин, 26% респондентов любят путешествовать и имеют такую возможность.
Что касается социальных ценностей, то 11% респондентов-жен-щин отметили, что ногайцы недостаточно полно соблюдают национальные традиции своего народа. Мужчины-респонденты высказали в этом отношении более оптимистический взгляд: 35% из них полагают, что ногайцы привержены своим традициям, участвуют в национальных праздниках. Можно предположить, что отход от традиций связывается женщинами с большей свободой в действиях, поступках, делах как условие успешной интеграции в современное общество. Как уже было отмечено ранее, такой свободой они не вполне располагают, будучи, по их мнению, зависимы от мужа и обстоятельств. Было выражено желание обрести своободу путем выхода за пределы традиционных норм отношений. У мужчин отход от национальных традиций ассоциируется с потерей своей национальной идентичности.
Среди женщин-нагаек только 4% серьезно заботятся о своем здоровье; 46% следят за здоровьем, но не рассматривают его как главную ценность. Занимается физическим воспитанием очень незначительное число опрошенных (1%). Мужчины-респонденты к своему здоровью относятся с большим вниманием: 42% из них считают, что они большое внимание уделяют своему здоровью; 30% указали на то, что они серьезно занимаются своим физическим развитием. Данное различие в показателях может быть связано с тем, что женщины-ногайки не связывают свое материальное благополучие с заботой о здоровье, в то время как материальное благополучие мужчин, прежде всего, определяется прекрасным здоровьем, позволяющим много работать, а это, в свою очередь, достигается с помощью физических упражнений.
Все респонденты отметили стремление зарабатывать деньги честным путем.
Наличие друзей одинаково ценно, как для женщин, так и для мужчин (по 56% соответственно).
К числу духовных ценностей относятся: долг, смысл жизни, стыд, совесть, достоинство, репутация.
51% женщин в пять баллов оценили смысл жизни, далее, с их точки зрения, следуют: честь, достоинство, совесть. 42% женщин в пять баллов оценили долг, репутацию, и только 22% женщин-ре-спондентов назвали стыд. У 56% мужчин духовные ценности распределились следующим образом: достоинство, честь, долг, совесть, репутация, смысл жизни, стыд.
Если сгруппировать ценностные ориентации, согласно предложенной М. Рокичем методике (в модификации Д. А. Леонтьева), то ценности первого уровня — ценности-цели — можно отнести к группе терминальных. Респонденты-мужчины выделяют эти ценности в следующем порядке: материальная обеспеченность, работа, здоровье, свобода, семья и друзья. Женщины-ногайки определяют следующий перечень терминальных ценностей: работа, семья, познание, материально обеспеченная жизнь, друзья, здоровье.
Очевидно, что выделенная респондентами иерархия ценностей определяется, прежде всего, той ролью в обществе, которую играют мужчины и женщины определенных этнических групп. На характер ценностных ориентаций могут влиять этническая принадлежность, религиозность личности, а также социальный фактор, в частности, условия проживания. Для ногайцев как изначально кочевых, воинственных племен первостепенной задачей было обеспечение безопасности своего рода, что в современном обществе выражается как материальная защищенность, которую призван осуществлять мужчина, что, в свою очередь, предполагает наличие хорошего здоровья, друзей, на которых можно опереться в решении сложных жизненных задач, свободы в выборе и поступках. Для женщины как хранительницы семейного очага в современном обществе важна работа, приносящая ей радость, семья, расширение кругозора, который позволил бы ей успешно адаптироваться к постоянно меняющейся среде, ощущение уважения со стороны окружающих (поддержка извне). Все это дает современной женщине-ногайке возможность полноценной жизни в обществе (см. рисунок 1).
Второй уровень ценностных ориентаций личности представлен ценностями-средствами, или ценностями как особенностями и свойствами личности.
В ходе исследования установлено, что все участвующие в опросе респонденты большое значение придают таким особенностям личности ногайцев, как чистоплотность, порядок в вещах, гибкость жизненной позиции, исполнительность и умение здраво и логически мыслить. Женщины-ногайки считают, что для них характерны, прежде всего, исполнительность (в 5 баллов это свойство оценили 43% респондентов), порядок в вещах и чистоплотность. С их точки зрения, ногайцам не хватает гибкости жизненной позиции, у них недостаточно развито умение здраво и логически мыслить (18%). Мужчины оценивают своих соотечественников как исполнительных и чистоплотных людей (46% отметили, что это качество проявляется в большей степени), обладающих гибкой жизненной позицией, но не всегда умеющих здраво и логически мыслить.
Такое качество, как умение прогнозировать ситуацию, важным оказалось для мужчин (48%), в то время как женщины отмечают, что для них значимее принимать адекватные решения в уже сложившейся ситуации (53%). Это соответствует высказанному раннее мнению, что для женщин характерно, прежде всего, стремление адаптироваться в окружающей ее среде, а для мужчин — обеспечить для себя и для своей семьи безопасность и стабильность.
Более 50% респондентов мужчин и женщин считают, что они проявляют достаточную терпимость к личностным особенностям и поведению представителей своей и чужой национальности.
Гостеприимство — качество, которое высоко оценили как мужчины, так и женщины.
В стремлении настоять на своем упорствуют больше мужчины, чем женщины (50% и 39% соответственно), в то время как в стремлении доводить дело до конца доминируют женщины (это качество отметили 56% респондентов-женщин).
Из таких качеств, как ответственность, вежливость, чуткость, красноречивость, честность и жизнерадостность, женщины выбирают ответственность, жизнерадостность и честность. Мужчины считают, что для представителей их национальности характерны ответственность, вежливость, жизнерадостность.
Отсюда следует, что, согласно классификации ценностных ориентаций личности М. Рокича, из инструментальных ценностей как женщины, так и мужчины выделяют исполнительность, жизнерадостность, ответственность, честность (рисунок 2).
В третью группу ценностей входят способы и особенности поведения личности.
Желание ногайцев экономить, с точки зрения женщин, связано с низкими доходами; с точки зрения мужчин, со снижением уровня жизни, причем стремление к бережливости обусловлено конкретными обстоятельствами жизни и является национальной традиционной формой поведения.
И мужчины (51%) и женщины (42%) в качестве основного источника дохода называют зарплату по основному месту работы; женщины добавляют также такой показатель, как «личная предприимчивость». В меньшей степени испытуемые рассчитывают на помощь родственников и на совместительство (подработки).
Женщины считают, что они больше следят за модой, чем мужчины. 42% женщин утверждают, что не носят национальную одежду вообще, и только 6% отмечают, что надевают ее довольно часто. 24% мужчин также не носят национальную одежду, и только 10% носят ее регулярно. Из украшений женщины предпочитают серьги, кольца, браслеты, преимущественно из серебра, мужчины — кольца, цепи и часы. Одеваются богато и пользуются духами женщины чаще (58%), чем мужчины (25%), несмотря на то, что для ногайцев не характерно выставлять свое богатство на показ.
Относительно трат денег членами семьи на покупки, на первом месте стоят жена и дети, следом — муж, далее — родители и родственники. Так считают большее количество респондентов, как мужчин, так и женщин. Хранить свои сбережения ногайцы предпочитают дома, а не в Сбербанке, что может объясняться особенностью проживания респондентов в сельской местности и практически никогда не хранят у родственников — это отметили 47% опрошенных.
Терпимость к социальному неравенству чаще наблюдается у женщин, к материальному неравенству — у мужчин.
Национальное чувство ногайцев оценивалось по следующим показателям: «значимость принадлежности к своему народу»; «любовь к своему народу»; «любовь к своей культуре»; «любовь к своей природе»; «национальная гордость»; «эгоизм»; «национальное превосходство» и «национальные чувства».
Женщины высоко оценили такие показатели, как «любовь к своей культуре», «национальная гордость», «значимость принадлежности к своему народу». Мужчины выделили в качестве основных следующие показатели: «любовь к своему народу», «национальная гордость» и «национальные чувства».
Таким образом, к числу терминальных ценностей ногайцев, проживающих компактно, относятся: материальная обеспеченность, работа, свобода, здоровье, семья; к инструментальным: образованность, исполнительность, честность, жизнерадостность и ответственность.
Опираясь на выделенные Н.А. Журавлевой (Журавлева, 2006) психологические типы ценностных ориентаций личности, можно констатировать, что большинство мужчин-ногайцев, исследованных нами, относятся ко второму типу, ориентированному на достижение материального благополучия семьи (61% испытуемых). Больше половины опрошенных женщин относятся к первому типу-социально-ответственному, ориентированному на межличностные отношения. 14% мужчин и 16% женщин принадлежат к четвертому типу, ориентированному на ближайшее окружение, третий тип, ориентированный на достижение высокого материального благосостояния, и пятый, ориентированный на самоутверждение, не выявлены.
Заключение
Рассмотрены некоторые гендерные особенности ценностных ориентаций личности ногайцев, компактно проживающих в сельской местности (Астраханская область). С нашей точки зрения, на формирование системы ценностей ногайцев оказывают влияние новые социальные и экономические условия, существенно отличающиеся от традиционного для них кочевого образа жизни, дававшего им большую независимость — как экономическую, так и социальную -по сравнению с народами, живущими оседло. Несмотря на условия компактного проживания, ногайцы активно взаимодействуют с людьми других национальностей, что может приводить к стиранию резких отличий ценностных ориентаций компактно проживающих ногайцев по сравнению с диффузно проживающими представителями этого этноса и других национальностей.
Литература
- Абульханова К.А. Российский менталитет: Кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 7-37.
- Баева Л. В. Проблема субъекта ценностей в контексте цивилизованного подхода // Элитологические исследования. Астрахань, 2000. №1. С. 128-130.
- Большаков В.П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.
- Василевский Ю.Л. Исследование ценностных ориентаций различных возрастных групп // Журнал прикладной психологии. 1999. № 3. С. 51-71.
- Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском обществе. М., 2006.
- Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92-94.
- Пальцев А. И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей. Новосибирск, 2001.
- Резников Е. Н. Методические проблемы этнической психологии. М., 2005.