Общественная деятельность и благотворительность членов МКО

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Общественная работа требовала от купечества приложения немалых усилий, так как в отличие от представителей других социальных групп предприниматели должны были сочетать ее с профессиональной деятельностью. Несмотря на это, она являлась для них самостоятельной и значимой сферой активности, широкой и разнообразной по своему содержанию, базировавшейся на следующих принципах: обязательный и длительный характер службы, непрерывность, безвозмездность, взаимозаменяемость и благотворительность (см.: Формулярные списки о службе купцов).

В связи с этим показателен пример В. Д. Коншина, который в возрасте 80 лет не имел ни наследственной, ни приобретенной недвижимости, что, вероятно, не входило в систему его ценностных ориентацией. Вместе с тем он прослужил на общественной службе 43 года, выполняя разные должностные функции: выборного от сословия, казначея, церковного старосты, члена различных комиссий, попечителя, учредителя, почетного члена 17 общественных организаций.

Предприниматели, завершая свою профессиональную карьеру в связи с возрастом, не оставляли общественной службы, напротив, еще активнее продолжали реализовывать себя на этом поприще.

Направления общественной деятельности были разнообразны: участие в организациях профессионального и государственного значения, в учреждениях экономического, религиозного, юридического, исполнительного характера, а также в системе образования и культуры.

Математическая обработка данных, полученных в результате контент-анализа формулярных списков МКО о службе купцов, позволила сделать ряд выводов.

Предприниматели, являвшиеся успешными в профессиональной сфере, проявляли одновременно и большую активность в общественной деятельности. Таким образом, социальная активность не являлась компенсацией неудач в торгово-промышленной сфере, напротив, профессиональная успешность и социальная активность выступали как взаимодополняющие.

Феномен взаимной корреляции разных показателей общественной деятельности свидетельствует об активности купечества одновременно по многим направлениям. Исключение составляет лишь участие в органах государственной власти: данный признак не связан с работой купцов в других организациях. Этот факт является свидетельством самостоятельности, независимости купечества в проявлении их общественной активности. Во-первых, государственная активность (участие в органах государственнополитической власти) не выступала регулятором их деятельности в общественно-благотворительных организациях; во-вторых, общественно-благотворительная активность не являлась средством получения политического капитала и условием закрепления своих позиций в государственной структуре.

Предприниматели зрелого возраста, состоявшиеся в профессиональном плане, реже работали в структурах государственной власти. Они трудились преимущественно в организациях экономического характера, что можно объяснить потребностью поделиться накопленными профессиональными знаниями, реализовать принцип наставничества, характерный для отечественного предпринимательства. Они также ориентировались на работу в учреждениях духовной направленности: религиозных, благотворительных. Эти факты являются показателем осознанности выбора, отсутствия честолюбивых амбиций, ориентации на духовные сферы жизни.

В результате проведения кластерного анализа выделилось две группы предпринимателей, условно названные нами «Отцы» (возрастная категория от 54 до 80 лет) и «Дети» (от 33 до 48 лет). Для обеих групп важными факторами жизни являлись продолжение династии (наличие детей), участие в экономических, юридических и исполнительных организациях, статусные характеристики (звание «Мануфактур советника», «Статского советника»), социальная и профессиональная самореализация. Этот факт свидетельствует о преемственности традиций в деятельности московских купцов разных поколений.

Вместе с тем «Отцы» ориентировались в основном на достижения в экономической сфере с опорой на наследственное состояние и семью. Для «Детей» же характерной являлась всесторонняя реализованность с опорой на приобретенную недвижимость и полученное образование. Сфера активности «Детей» расширяется: они стремятся приобрести собственную недвижимость, повысить образовательный уровень, а благотворительность становится для них приоритетным направлением деятельности.

Благотворительность выступала своего рода интегральной характеристикой, неким общим вектором, с которым соотносились все другие формы общественной активности купечества. В качестве мотивов благотворительности выступали: выполнение долга перед обществом, стремление укрепить социальный статус, потребность в признании и принятии купеческим сообществом, в самореализации, а также религиозный мотив (Федоркова, 2005).

Религиозный мотив, или стремление избежать наказания за «грех» — богатство, являлся одним из центральных в структуре мотивации общественно-благотворительной деятельности купечества. Представитель одной из известных купеческих династий Т. В. Прохоров писал, что «богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр. Это нехорошее, вредное богатство: оно ведет к погибели души. Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь. Богатство необходимо должно встречаться в жизни; оно не должно пугать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей его» (Прохоровы…, 1996, с. 82).

Можно с уверенностью говорить о глубокой религиозности российских предпринимателей, которая во внешних формах выражалась в строительстве храмов как в России, так и за рубежом; благотворительности, исполнении на общественных началах должностей церковных старост. Анализ формулярных списков о службе купцов МКО позволил выяснить, что 9 из них (13% от выборки) служили церковными старостами в 16 церквях. М. С. Мазурин, например, служил одновременно в двух храмах и занимался этой деятельностью при московских придворных Соборах 28 лет непрерывно.

Более радикальной формой служения Богу являлся уход в монашество. Потребность быть ближе к божественной благодати побуждала некоторых купцов и членов их семей удаляться в монастырь (см.: Дела об увольнении в монашество лиц купеческого сословия). Самым красноречивым примером может служить биография Оптинских Старцев, святых Земли русской. Старцы Антоний, Исаакий, Анатолий, Никон происходили из старинных купеческих семей; отец старца Варсонофия занимался торговлей, а старец Лев в молодые годы долго занимался торговым делом в должности купеческого приказчика (Преподобные…, 2004). Это явление представляется не случайным. Видимо, в купеческой среде существовала преданность русским традициям, стремление сохранить истинное православие, приверженность религиозной системе воспитания детей.

Важные особенности православного менталитета-миссионизм, соборность, судейский комплекс — для купечества были характерны в полной мере.

Русское национальное самосознание формировалось на основе развития идеи русского миссионизма (Лосский, 1990; Бердяев, 1990), нацеленного на хранение заветов истинного православия и носившего охранительно-консервативный, а не миссионерско-экспансивный характер. Это означало ориентацию русского народа не столько на приобретение прав, привилегий, сколько на взятие на себя большей ответственности, обязанностей по сохранению чистоты и святости православного учения и собственной души до грядущего конца мира. Данная мировоззренческая позиция способствовала проникновению в отечественное предпринимательство идей социальной ответственности, приоритета национальных ценностей.

Купечество, привнося в свой быт элементы западной культуры, продолжало оставаться носителем «русской идеи», в то время когда в России существовало предпочтение всего иностранного русскому. Гучковы, которых называли «разрушителями моды на иностранное», впервые учредили в Москве и Петербурге специальные «магазины русских товаров», пренебрегая сиюминутной экономической выгодой (Очерк…, 1867, с. 12). Купцы старались использовать отечественное сырье, производить самостоятельно станки (несмотря на то, что их сборка обходилась дороже, чем завоз из Англии), готовить собственные квалифицированные кадры с целью замены ими иностранных специалистов.

Купечество явилось выразителем «русской идеи» не только в производственной сфере, но и в общественной жизни. Обращает на себя внимание следующий факт: приглашенные во дворец купцы, их жены и дети являлись на прием в русских национальных костюмах (см.: О явке приглашенных во дворец жен и детей лиц купеческого сословия в русских национальных костюмах).

А. А. Пороховщиков построил гостиницу «Славянский базар» с рестораном и концертным залом, используя русские и славянские национальные мотивы. В. А. Кокорев учредил в Москве «Хранилище народного рукоделия», в котором были собраны образцы традиционных крестьянских ремесел (Гавлин, 1996). С. И. Мамонтов развернул широкомасштабную деятельность, создав кружок любителей русской истории, объединявший предпринимателей, деятелей науки и искусства; Русскую Частную Оперу (РЧО); школу-мастерскую резных по дереву изделий и гончарную мастерскую. Все эти организации носили филантропически-просветительский характер; во главу угла в их деятельности ставилась «идея отрадного искусства», возрождения народных традиций (Арензон, 1995). В то время как ценители живописи в России предпочитали приобретать картины итальянских и французских художников, П. М. Третьяков начинает собирать произведения русских живописцев.

Еще одной характерной чертой русского менталитета, обусловленной православием, является «судейский комплекс» (Касьянова, 1994), представляющий собой способность «отвлекаться» от непосредственных субъективных побуждений, желаний и потребностей момента и стремление руководствоваться принципами, обусловленными, согласно представлениям людей, некоторой вечной и объективной истиной. При анализе того или иного поступка учитываются не ситуация и состояние человека, а его намерения, установки, признаваемые им ценности, т. е. смысл совершенного деяния, и этим определяется отношение человека к истине. В связи с этим интересно обратиться к делам несостоятельных должников, которых Московское купеческое общество ежегодно выкупало из долговой тюрьмы накануне Пасхи (см.: Капитал на выкуп из Временной тюрьмы и на оплату податей бедных мещан). Критерием оценки и дифференциации банкротов являлись не столько прагматичнорациональные, сколько морально-нравственные категории: «несостоятельный должник», «злостный несостоятельный должник», «несчастный (неосторожный) несостоятельный должник». Таким образом, купцов интересовали намерения, ценности должника. Первая категория должников оценивалась нейтрально, вторая — резко отрицательно, третья — вызывала сочувствие (как правило, именно эти купцы, в первую очередь, могли рассчитывать на помощь со стороны сообщества). Обращает на себя внимание тот факт, что, согласно данным на 1889 г., из 57 купцов, объявленных несостоятельными должниками, только двое были отнесены к категории «злостных» (Об объявлении купцов несостоятельными должниками (13 января-20 декабря 1889 г.) // ЦИАМ, ф. 3, оп. 4, е.х. 1032). Это доказывает, что подобные явление были, скорее, исключением в среде московских купцов и отвергались не только со стороны сообщества, но и «снизу», самими купцами.

Основной принцип православия — соборность. С точки зрения богословов, смысл соборности заключается не в том, что человек делает что-то для себя (эгоизм) или других (альтруизм), а то, что он делает это со всеми вместе и для всех (Киселев, 1990). Такое понимание соборности неразрывно связано с общинной жизнью русского народа и как следствие этого — принадлежностью русской модели хозяйственного развития к общинному типу экономики.

Для общинного типа экономики характерны такие черты, как коллективизм, поддержание духа общности и ответственности перед сообществом, мотивирование труда преимущественно моральными, а не материальными стимулами, применение в управлении хозяйственным процессом главным образом моральных, отеческих форм воздействия.





Leave a Reply