Функции Московского купеческого общества

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Коллективизм, потребность жить в «миру», как прежде в крестьянской общине, стимулировала купечество к созданию собственной общественной организации — Московского купеческого общества -задолго до возникновения официальных предпринимательских союзов в производственной сфере (Окладная книга…, 1864).

В качестве функций МКО можно выделить: гражданско-административные, коммуникативно-информационные и другие (Федоркова, 2000; Кольцова, Федоркова, 2000; 2011). При этом наиболее важными с точки зрения иллюстрации особенностей менталитета купечества являются функции морально-нравственного характера: контроль над поведением членов общества, групповая поддержка и коллективная ответственность за поведение своих сотоварищей.

Члены купеческих семей обращались с просьбами о помощи в МКО по разным вопросам, в том числе связанным с семейными проблемами. В документах Купеческой Управы сохранились подписки «о прекращении издевательств над женой», «о прекращении пьянства», «о ведении непредосудительного образа жизни», «о прекращении бродяжничества». И это являлось весьма действенным приемом, которым невозможно было пренебрегать, а уж тем более его высмеивать (как это делалось в отношении партийных собраний советского периода, аналогия с которыми напрашивается). Со времен крестьянской общины самым тяжким наказанием являлось исключение из сообщества, отлучение от коллектива. Русскому человеку было трудно, практически невозможно жить в одиночку, вне повседневного взаимодействия с окружающими его людьми.

Московское купеческое общество применяло санкции по отношению к членам сообщества, ведущим предосудительный образ жизни, отсылая их на исправительные работы в Андреевскую богадельню, в Смирительный дом, в Работный дом. В этом проявлялась воспитательная функция МКО, по форме напоминавшая епитимью, налагаемую священником на провинившегося прихожанина.

Но общество выполняло не только профилактическую работу; оно старалось в каждом отдельном случае по мере возможности оказывать поддержку своим членам в сложной жизненной ситуации (тюремное заключение, болезнь, следствие, суд). Члены купеческого общества, находящиеся под следствием, могли рассчитывать на поддержку специально откомандированных депутатов, присутствующих на следствии и суде. В случае признания члена общества страдающим «расстройством умственных способностей» и определения его в клинику, назначались депутаты, которые следили за тем, чтобы не было злоупотреблений властью со стороны поместившего данного человека в лечебное заведение.

Функция коллективной ответственности за поведение членов своего сообщества ярко иллюстрируется делами об учреждении опеки. Сам термин «опека» отражает сущность и цель данных действий купечества — помочь, поддержать, сохранить. Удалось выяснить, что существовали разные формы опеки: опека над имуществом; опека над личностью; опека над тем и другим. Основной целью учреждения опеки над имуществом являлось сохранение имеющихся капиталов для разоряющегося собственника и членов его семьи. Опека над личностью была направлена на ограждение человека от «предосудительного образа жизни» — «займов, мотовства, безрассудных трат» (Дело об учреждении опеки над имуществом Рябушинского Николая Павловича за его расточительство, 1900). Знакомство с приговорами собраний выборных по каждому из дел об учреждении опеки показывает, что подобное поведение порицалось сообществом, но при этом отношение к людям не было воинственно-агрессивным: их жалели за «несовершенство», старались понять, найти аргументы для их оправдания, помочь (Приговоры…, 1864).

Следующий принцип общинной модели экономики — приоритет моральных форм поощрения над материальными. Высшей наградой на Нижегородской промышленной ярмарке являлось получение права изображения на изделиях предприятия государственного герба. Затем в порядке убывания по степени значимости числятся: медали (золотая, серебряная, бронзовая), дипломы различных разрядов, почетный отзыв и, наконец, замыкает список наград — денежная премия (Отчет…, 1884). Та же система поощрения существовала и за достижения в общественно-благотворительной деятельности. Самыми значимыми наградами являлась Благодарность Царя или Благословение Святейшего Синода. Таким образом, денежная премия занимает последнее место в ряду наград, уступая первенство формам морального поощрения.

Важным принципом общинного типа хозяйства было применение в управлении производственным процессом главным образом моральныхотеческих форм воздействия.

Наличие патриархально-семейного типа взаимоотношений между хозяином и работником, моральных, отеческих форм воздействия на подчиненных в отечественном предпринимательстве подтверждается большим количеством примеров. Например, И. Д. Сытин вспоминал: «Наши отношения с хозяином были патриархальными, жили мы по старинке. Я чувствовал себя не столько служащим, сколько членом семьи или воспитанником в доме воспитателя. Шарапов дарил мне шубу, костюмы, распекал за шалости» (Сытин, 1962, с. 26).

Внимательное и дружеское отношение хозяев к своим служащим входило, с точки зрения предпринимателей, в обязательный перечень достоинств настоящих купцов. Н. К. Крестовников вспоминает: «При открытии Казанского стеаринового завода мы братски делили со своими сотрудниками труды, а в досужее время — и удовольствие. Мы составляли как бы одну семью. Обедали за общим столом» (Кузьмичев, Петров, 1995, с. 48). Как правило, купцы не только в лицо, но и поименно знали всех своих рабочих.

Патриархальный характер взаимоотношения между хозяином и работником проявлялся также в том, что купцы считали своей обязанностью отвечать за нравственное состояние своих рабочих. В школе на фабрике Прохоровых рабочие и ученики по выходным дням собирались для бесед или чтения книг духовно-нравственного содержания. Тематика бесед включала следующие вопросы: о честном труде, «об удалении от пьянства», «об опрятности в одежде, в пище и жилищах», «о благопристойности поведения в доме и на улицах», о милосердии к домашним животным и др. К. В. Прохоров так объяснял свою позицию по этому вопросу: «Лучшее средство приготовлять мастеровых и честных людей — с детства иметь о них отеческое попечение, и через малолетних приучать к постоянству взрослых» (Прохоровы…, 1996, с. 96).

Итак, в структуре бытия дореволюционного Российского общества духовно-нравственные мотивы жизнедеятельности преобладали над материальными. Жизненным ориентиром и основной ценностью были не вещь, не потребление, а совершенствование души. Даже в предпринимательстве, где основной целью деятельности было накопление материальных благ, в системе профессионально значимых свойств духовно-нравственные качества преобладали над всеми остальными.

Используя различные источники: труды русских философов (Лосский, 1990; Бердяев, 1990), современных ученых-экономистов, публицистов, психологов (Платонов, 1995; Саракуев, Крысько, 1996) удалось выделить позитивные и негативные черты русского национального характера, которые повлияли на формирование менталитета отечественного купечества. Данное разделение можно считать условным, так как в различных ситуациях одно и то же свойство меняет свою модальность и выступает в качестве положительного или отрицательного. Терпение, смирение, доброту, коллективизм, религиозность, нестяжательство, трудолюбие, патриотизм, ценностное отношение не только к людям, но и предметам можно считать положительными чертами. В числе отрицательных свойств отмечены: пассивность, недостаток дисциплины, несобранность, зависимость от коллектива, импульсивность, неумение доводить начатое дело до конца, планировать свою деятельность (импровизация в последнюю минуту), нежелание совершенствоваться.





Комментарий к статье