Постановка проблемы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В современных условиях возрастает интерес к проблеме менталитета, которая приобрела особое общественное звучание. Это обусловлено глобальными изменениями в современном российском обществе, в связи с чем важной задачей становится изучение различных сторон жизни русского народа как титульной нации страны, его сущностных характеристик с целью наиболее оптимальной, соответствующей особенностям его менталитета организации общественного устройства.

В последнее десятилетие по этой проблеме вышло много работ, в которых содержательно рассматривается такое понятие, как «русский менталитет», выявляются его истоки, сущность, социальнокультурные проявления. Так, например, В. К. Трофимов в своей монографии пишет, что формирование менталитета происходило под влиянием таких факторов, как природные условия, особенности социальной жизни, православная религия, специфика национальной системы воспитания и образования. Выделены и отдельные характеристики русского менталитета — его чувственно-созерцательный характер; безмерность как черта русского национального характера; стремление народа к абсолютным ценностям; стойкость в специфической русской форме ее проявления и др. (Трофимов, 2005, с. 9). Автор называет значительное число русских философов, ученых и писателей, в произведениях которых содержится многоаспектный анализ особенностей национального менталитета.

Следует заметить, что проблема менталитета занимает одно из центральных мест в структуре исторической психологии. Исследования этой проблемы были исторически первыми и в значительной мере предопределили становление и развитие данной области знания (Кольцова, 2004).

Согласно переводу с французского, понятие «менталитет» отражает систему коллективных представлений, определенную направленность мыслей, манеру чувствовать, думать и, таким образом, в гуманитарном знании употребляется для описания явлений обыденного сознания людей различных эпох.

В русской науке дореволюционного периода это понятие не использовалось. Оно появилось и начало разрабатываться в отечественной психологии относительно недавно, в 1980-е годы, будучи заимствованным из французского языка. В дореволюционный период для раскрытия феномена менталитета ученые использовали другие понятия, идентичные ему по содержанию и смыслу: «национальный, народный характер», «психический склад нации», «народоведение», «дух народа» и др.

К материалам, анализ которых позволяет выявить различные характеристики менталитета, могут быть отнесены: фольклорные источники; русские летописные тексты, отражающие нравы, обычаи и культуру России; древние рукописные памятники; заметки путешественников; труды историков о различных сословиях (например, «Известия о дворянах российских» Г.Ф. Миллера); описания общественной и политической деятельности русских царей (в частности, «Записки» Б. И. Куракина, освещающие деятельность Петра) и др. (Наумова, Шикло, 2008).

Систематические научные исследования данного феномена в России начинаются в XIX в., когда его различные аспекты становятся предметом рассмотрения в русле истории, этнографии, географии и других отраслей знания. В этот период были созданы специальные программы сбора данных, касающихся разных сторон жизни русского народа (см.: Будилова, 1983). В связи с этим следует упомянуть разностороннюю деятельность Русского географического общества, в котором в качестве организаторов и руководителей исследований по проблематике менталитета выступали К. М. Бэр, К. Д. Кавелин, Н. И. Надеждин и др.

В данной статье сделана попытка охарактеризовать взгляды на проблему менталитета отечественного психиатра, невропатолога и психолога И. А. Сикорского, а также русского философа и психолога П. Е. Астафьева.





Комментарий к статье