Однако перейдем от сказки к невыдуманной жизни, к нашей экономике.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Однако перейдем от сказки к невыдуманной жизни, к нашей экономике.

При командно-административных методах управления экономикой, когда сверху был расписан каждый шаг любого работника без учета его мнения, настроений, когда не оставалось места для самостоятельного творчества, психология человека мало кого интересовала. Принципиально меняется ситуация в наши дни. Психология участника хозяйственной деятельности оказалась в фокусе радикальной экономической реформы.

От того, что думает и чувствует человек по поводу новых форм хозяйствования, в каком направлении воздействуют они на его психологию, вполне ли овладел он новым типом экономического мышления, — от всего этого прямо и непосредственно зависит эффективность осуществления нововведений в управлении народным хозяйством.

Можно назвать целый ряд актуальных вопросов, ответы на которые требуют основательного знания человека и его психологии. Вот некоторые из них.

Каким образом и в каком направлении воздействуют на психологию человека отношения собственности? Каковы механизмы формирования частнособственнической психологии и условия, необходимые для воспитания в человеке должного отношения к социалистической собственности в разных ее формах? Какими должны быть отношения собственности, чтобы они ориентировали психологию человека в нужном направлении? С помощью каких методов можно оценить отношение человека к собственности при его назначении на должность, сопряженную с материальной ответственностью за народное добро?

В чем состоит психологическая сущность чувства хозяина как свойства личности и коллектива? Какие изменения оно претерпевает в ходе радикальной экономической реформы? Как формируется оно у различных категорий работников, занятых в народном хозяйстве?

Каковы психологические механизмы активизации резервов человеческого фактора? Какие психологические и иные условия необходимы для побуждения различных категорий работников к инициативной и творческой работе в полную силу? Чем обусловлены мотивы недобросовестного отношения к работе и в чем своеобразие психологии работников, добивающихся высокой производительности труда и хорошего качества продукции?

Какие изменения претерпевает психология участников хозяйственной деятельности при переходе от командно-административных методов к экономическим? Как отражаются в психологии людей новые методы хозяйствования, в каком направлении ориентируют их поведение?

Каким образом изменяются мнения и настроения людей по отношению к новым формам хозяйствования — кооперативам, подряду, индивидуальной трудовой деятельности и т. д.? Каковы психологические условия успешного освоения этих форм, чем вызвано сопротивление им, какие мысли и чувства с этим связаны, как их преодолеть?

Как выявить таланты среди участников хозяйственной деятельности, как их растить и расставлять с наибольшей пользой для них и для дела? Каковы психологические условия повышения эффективности экономической учебы и формирования нового типа экономического мышления у различных групп трудящихся?

Что противостоит научно-техническому прогрессу и ускоренному внедрению его достижений в производство? Как преодолеть консервативность мышления в этой сфере и привить работникам чувство нового, стремление к активному поиску и настойчивому внедрению прогрессивной техники и технологии?

Какие новые психологические явления порождаются перестройкой в отдельных ведомствах и отраслях народного хозяйства (предстоящая реформа цен — для Госкомцен СССР и населения, перестройка планирования — для плановых органов и производственников, реформа кредитов — для финансовой системы, внешних экономических связей и т. д.) ?

Как изменяется психология людей в связи с перестройкой торговли, сферы услуг? Как и в каком направлении изменяются вкусы и потребности применительно к товарам народного потребления? Какие психологические последствия имеет удовлетворенность качеством товаров народного потребления и условиями их приобретения?

Конечно, читатель не найдет в предлагаемой ему книге ответы на все перечисленные вопросы. Хотя бы потому, что многие из них требуют проведения специальных исследований (которые пока нигде не ведутся). Наша цель уже — показать, какие проблемы психологического характера породила перестройка и в какой мере она сама, ее темпы и успех зависят от психологии людей. Создание условий для развертывания психологических исследований этих и других проблем не терпит дальнейшего отлагательства.





Комментарий к статье