X

Нравственное и идейно-политическое воспитание

Проблема соотношения нравственного и политического воспитания не может быть решена абстрактно. Ее решение возможно только на базе конкретной политики. По мере того как политика становится пролетарской, а мораль — коммунистической, соотношение между ними характеризуется внутренним единством. «Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата» Так сформулировал В. И. Ленин исходную методологическую позицию марксизма по данному вопросу.

Нравственность всегда была существенным образом связана с общественно-исторической деятельностью людей, а нравственное воспитание, что бы ни писали по этому поводу идеалисты и теологи, никогда не осуществлялось в отрыве от социальных процессов.

Однако только марксистская этика открыто и непосредственно признала социальную природу нравственности, ее органическую связь с практической деятельностью, неизбежное слияние с политикой.

Пролетарская и являющаяся ее продолжением социалистическая политика строятся на прочном фундаменте научной теории. Ее сознательно провозглашаемые цели выражают действительно объективное содержание. Буржуазная же политика редко когда ясно формулирует свои действительные цели.

Традиционная политика эксплуататоров не знает иного масштаба, кроме практического успеха, который часто сопутствует тому, кто менее скован «моральными предрассудками», более решителен и циничен в обмане и лицемерии. В пролетарской же политике, напротив, не «правильность» определяется успехом, а успех политики зависит от ее правильности и принципиальности. Честность и откровенность становятся внутренними требованиями самой политической деятельности.

Другая особенность социалистической политики состоит в том, что она выступает как активная историческая деятельность трудящихся. Социализм обусловливает инициативу масс. Политика поистине становится делом миллионов, которые в практической и политической деятельности не могут не руководствоваться своими нравственными представлениями и идеалами. Моральные установки становятся мотивами политической деятельности. «Действительное воспитание масс никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и в особенности от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю»

Сердцевиной идейно-политического воспитания является формирование научного мировоззрения, усвоение марксистско-ленинской теории, конкретных целей и задач, выдвигаемых коммунистической партией и решаемых социалистическим обществом на каждом этапе общественного развития. В процессе решения этой задачи идейно-политическое воспитание смыкается с нравственным. Широкое распространение и глубокое усвоение марксистско-ленинского мировоззрения оказывает благотворное воздействие на личность, на всю духовную атмосферу в обществе.

Во-первых, марксистско-ленинская общественная наука дает глубокие и верные знания о современной эпохе, позволяя тем самым ориентироваться в сложном лабиринте событий, в постоянно нарастающем потоке информации.

Во-вторых, марксизм-ленинизм выражает коренные, сущностные интересы рабочего класса, всего народа и тем самым способствует сплочению на принципиальной идейной основе. Это в особенности важно для преодоления узковедомственного подхода и других проявлений группового эгоизма, для такого воспитания советских людей, когда они чувствуют себя представителями не только данного коллектива (бригады, цеха, завода и т. д.), но и всего общества.

В-третьих, марксистско-ленинское учение рассматривает общественное развитие как коммунистическую перспективу, учит соразмерять сиюминутные задачи и потребности общества с долговременными целями, критически оценивать достигнутый уровень развития. Воспитание трудящихся в духе коммунистической морали связывает их жизненную позицию с интересами грядущих поколений.

В-четвертых, марксистско-ленинская идеология имеет ряд таких черт, которые прямо способствуют воспитанию высоких моральных качеств. Это прежде всего ее гуманизм, оптимизм и революционно-критический дух.

Политика и мораль едины. Но они одновременно содержат в себе и различия, одно из которых представляется наиболее существенным. Политика, как известно, имеет дело с судьбами миллионов. Оценка человеческих действий в рамках политического сознания производится по объективному результату поступков, который определяется не желаниями, добрыми или злыми намерениями того, кто их совершил, а действительным соотношением сил в обществе. Нравственность, напротив, никогда не ограничивается голым результатом, а всегда соотносит его с человеческой личностью. На различие личностного (нравственного) и политического в индивидуальной человеческой деятельности неоднократно и в разной связи указывал В. И. Ленин.

«Заниматься политикой», как считал В.И.Ленин, это значит «разбирать явления с массовой, а не с личной точки зрения…» В «Заметках публициста» он писал: «В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет…»

Мораль не может сводиться к одной лишь субъективной искренности и доброй воле, но и без доброй воли, вне субъективной искренности ее также не существует. Политика же охватывает действия людей в плане реализации классового интереса: сфера намерений и субъективных замыслов остается вне ее рассмотрения. И если в первом случае необходимо, чтобы добрые намерения находили свое адекватное выражение в социально-содержательной деятельности, то во втором случае важно, чтобы политическая деятельность коммуниста стимулировалась добрыми мотивами. Намерения и социальные результаты деятельности не существуют сами по себе, в абсолютной изолированности друг от друга. Поэтому важно так направлять нравственное воспитание, чтобы оно одновременно было воспитанием политическим. Вместе с тем само политическое воспитание следует рассматривать как важный фактор морального роста.

Идейно-политическое и нравственное воспитание как составные элементы коммунистического воспитания имеют общую целевую установку и устойчивую тенденцию ко все большему сближению. В политической деятельности исключительно важное значение приобретают внутренние убеждения, а в области нравственных отношений — практическая деятельность. Единство диалектико-материалистического мировоззрения и практического гуманизма, научности и революционности, слова и дела — это всеобщая и существенная черта марксизма-ленинизма и социальной практики. Она должна пронизывать собой всю политику, весь общественный механизм, все формы общения при социализме. Все виды воспитания, но прежде всего идейно-политическое и нравственное воспитание, с присущими им специфическими средствами призваны обеспечить такое единство, учить не просто усваивать хорошие принципы, а быть принципиальным на деле.

Тысячелетняя традиция эксплуататорского общества рассматривать политическую деятельность как средство приобретать привилегии и превосходство над другими может давать о себе знать (в форме отдельных тех или иных пережиточных проявлений) и в условиях социалистического общества.

Однако диалектика развития личности состоит в том, что сомнительные в моральном отношении действия рано или поздно скажутся самым отрицательным образом. Даже такие на первый взгляд сугубо личные черты, как грубость и зависть, могут приобрести политическое значение. Единство политического и нравственного воспитания не является механическим. Правильное осмысление их взаимоотношений в диалектическом единстве и противоречивой сложности имеет важное значение во всем воспитательном процессе формирования нового человека.

В процессе социалистического развития усиливается взаимопроникновение нравственного и политического воспитания, единство которых является своеобразным показателем степени зрелости социалистических общественных отношений. Выражая эту тенденцию, партия сознательно ориентирует на то, чтобы в общественной оценке индивидуальной деятельности, в работе с кадрами политические критерии дополнять критериями нравственными. На этапе развитого социализма при дальнейшем сближении индивидуального с социальным нельзя брать в качестве общего знаменателя только политические и деловые признаки; к ним следует добавить еще нравственные характеристики.

Программа и Устав КПСС включают моральные требования, являющиеся обобщением особенностей социально-политического развития в период коммунистического строительства в нашем обществе.

Органическое единство, взаимопроникновение и взаимосвязь морали и политики вообще, нравственного и политического воспитания в частности — это реальная особенность социалистического общества в современных условиях.

admin: