ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКИХ ЧЕРТ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Одной из важнейших характеристик патриотизма, как черты сознания и морали советских людей, выступает его социалистическое содержание. Любовь к родной земле сочетается в морали советского человека с преданностью социалистическому общественному строю. Чувства любви и преданности Родине глубоко осознаются советским человеком как идейно обоснованные, проникнутые пониманием особой исторической миссии первого в мире социалистического государства, опоры мирового социального прогресса, защитника мира на земле.

Социалистический патриотизм неотделим от интернационализма. Морали советских людей чуждо чувство неприязни к представителям других народов. Характеризуя нового советского человека, Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии особо подчеркнул его патриотические и интернационалистские черты. «Это — человек,— отметил Л. И. Брежнев,— который, будучи горячим патриотом, был и всегда будет последовательным интернационалистом»

Развивать и обогащать эти замечательные качества советского человека, способствовать выработке и закреплению патриотических и интернационалистских чувств у всех без исключения советских людей — одна из важных задач нравственного воспитания.

Направленность патриотического и интерната опального воспитания советских людей вытекает из самой сущности социалистической идеологии, которая отражает коренные интересы всех трудящихся Советского Союза, интернациональную природу рабочего класса, его великую историческую миссию, международный характер борьбы против господства капитала, за окончательное утверждение социализма и коммунизма. Поэтому пропаганда марксистско-ленинской теории, воспитание советских людей в духе коммунистической идейности есть в то же время развитие их морали патриотов и интернационалистов.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал неразрывность патриотических и интернациональных задач рабочего класса, настойчиво разъяснял, что правильно понятые национальные интересы соединяются с задачами освобождения трудящихся всех стран и победы социализма во всем мире. Он убедительно доказывал необходимость последовательного интернационализма в идеологии и морали, политике и повседневной практике воспитания советских людей как интернационалистов и патриотов.

Важным направлением патриотического и интернационального воспитания трудящихся является разъяснение всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции, победы социализма и строительства коммунизма в СССР.

«…Мы вправе гордиться,— писал В. И. Ленин,— и мы гордимся тем, что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории, эпоху господства нового класса, угнетенного во всех капиталистических странах и идущего повсюду к новой жизни…» Вот уже более шестидесяти лет наша Родина показывает народам мира путь к счастливому будущему, демонстрирует пример реального, воплощенного в жизнь социализма, служит оплотом мирового прогресса, успешно выполняет роль авангарда мирового революционного движения. Это служит Предметом законной гордости советских людей. Враги коммунизма, а также маоисты пытаются приуменьшить международное значение революционного опыта нашей страны. Разоблачение подобных происков врагов социализма, показ всемирно-исторического значения опыта революционного преобразования жизни в СССР, величайших завоеваний советского народа в строительстве социализма и коммунизма, показ решающей роли, которую он сыграл в разгроме международного империализма в годы второй мировой войны, надежно служат делу утверждения патриотической и интернационалистской морали трудящихся.

Важным направлением патриотического и интернационального воспитания является изучение героического прошлого нашего народа. Советский патриотизм наследует все лучшее, благородное из истории народов нашей страны, опыта их героической борьбы с многочисленными иностранными захватчиками и внутренними поработителями. «Проповедь советского патриотизма,— отмечал М. И. Калинин,— не может быть оторванной, не связанной с корнями прошлой истории нашего народа. Она должна быть наполнена патриотической гордостью за деяния своего народа. Весь советский патриотизм является прямым наследником творческих дел предков, двигавших вперед развитие нашего народа»

Народам нашей страны традиционно присущи добрые чувства ко всем трудящимся. Истории известны многочисленные примеры, когда советские люди приходили на выручку народам, ставшим жертвой угнетения и порабощения. Недавно отмечалось столетие героического подвига русских солдат, которые помогли Болгарии освободиться от иностранного ига. Герои Шипки, боев за Плевну и Стару Загору продемонстрировали замечательный пример взаимопомощи народов в борьбе за свободу и независимость.

Важным направлением воспитания трудящийся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма служит пропаганда выдающихся достижений советского народа в строительстве коммунистического общества, неоспоримых преимуществ социалистического строя над капитализмом.

Успехи в развитии экономики, в создании самой передовой политической системы, в расцвете подлинной демократии и народной культуры нельзя отделять от борьбы международного рабочего класса за социалистическое преобразование мира, от всего мирового революционного процесса. Интернациональная поддержка международного рабочего движения служила и служит одним из условий успехов социалистического общества. Широкий показ этих достижений, их международного значения — неисчерпаемый источник воспитания патриотического и интернационального сознания и чувств.

Осмыслить масштабность этапов нашего роста помогает пропаганда решений съездов партии, пятилетних и перспективных планов развития народного хозяйства. Важным направлением работы по интернациональному и патриотическому воспитанию является разъяснение основ ленинской теории наций, национальной политики КПСС, опыта национальных отношений в Советском Союзе. Опыт разрешения национального вопроса в СССР широко используется социалистическими странами, а также служит замечательным примером для коммунистических и рабочих партий капиталистических стран, где стоящая у власти буржуазия продолжает политику угнетения национальных меньшинств.

Национальный вопрос — одна из самых сложных проблем революционной практики. На ее сложности спекулируют антикоммунисты, апологеты империализма. В своих попытках ослабить силу социалистического общества наши идейные противники делают ставку на национализм. Усилия антикоммунистов направлены на то, чтобы извратить суть и принизить значение ленинской теории наций и национальной политики КПСС, дискредитировать практику национальных отношений в СССР, разобщить народы нашей страны, Разоблачение буржуазной, ревизионистской клеветы на национальную политику КПСС, борьба против пережитков национализма в психологии отдельных советских людей, критика и решительное преодоление элементов национальной ограниченности — необходимые моменты интернационального и патриотического воспитания трудящихся.

Образование мировой социалистической системы означало, что в мире созданы и утвердились принципиально новые отношения между государствами, в основу которых положены доверие и взаимопомощь, бескорыстная помощь друг другу и поддержка в борьбе против происков международного империализма. Характер и содержание этих отношений определяют принципы социалистического интернационализма, которые реализовали и практике межгосударственных общений стран, когда рабочий класс стал правящей силой. Отношения единства и сотрудничества проявляются во всех сферах жизнедеятельности государств.

Патриотизм и интернационализм формируются самой действительностью развитого социалистического общества, где наибольшее значение имеет совместный труд всех народов, наций и национальностей СССР по созданию материальной базы коммунизма, практика творческой деятельности многонациональных трудовых коллективов. Здесь бесценным достоянием является опыт работы партийных организаций союзных и автономных республик, предприятий и учреждений по разъяснению общесоюзного и международного значения успехов трудящихся каждой республики, их забота по укреплению атмосферы братской поддержки, сотрудничества и духа соревнования в многонациональных производственных коллективах.

Партийные организации выработали целую систему испытанных годами политической работы в массах форм и методов идейно-политического воспитания трудящихся. Можно утверждать, что все они применимы к решению задачи патриотического и интернационального воспитания. Следует только учитывать особенности аудитории. Здесь речь идет не только об учете уровня общей подготовки аудитории, ее готовности к восприятию данной темы, но и о наличии тех или иных национальных особенностей, пережитков, силе их влияния. В. И. Ленин подчеркивал необходимость учета «той психологии, которая особенно важна в национальном вопросе…».

Большими возможностями в деле интернационального и патриотического воспитания располагает система политического образования трудящихся, где есть все условия для формирования у слушателей интернационалистских и патриотических качеств.

В интересах интернационального и патриотического воспитания полезно шире вовлекать в систему политической учебы, в такие формы массовой пропаганды, как народные университеты, школы коммунистического труда и т. д., широкие массы трудящихся.

Заслуживает внимания организация лекций и бесед, посвященных дружбе народов, героическому прошлому и славному настоящему трудящихся Советской страны. Эффективным средством интернационального и патриотического воспитания зарекомендовали себя такие формы работы, как праздники и вечера дружбы, походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, встречи с ветеранами войны и труда.

Защита социалистического Отечества — задача всенародная. К какой бы судьбе ни готовил себя советский юноша, какую бы профессию ни избрал он, его патриотический долг, интернациональная обязанность требуют, чтобы он морально и в профессиональном отношении всегда был готов защищать свободу и независимость своей социалистической Родины, дело коммунизма.

В интересах военно-патриотического воспитания населения с успехом применяются такие формы работы, как вечера боевой славы, на которых ведется разговор о героическом прошлом нашего народа, о подвигах героев Великой Отечественной войны, встречи с боевыми знаменами (рассказ о боевом пути, пройденном воинами под этими знаменами), встречи с ветеранами войны, видными военачальниками. Получили широкое признание такие формы работы, как создание клубов юных космонавтов, моряков, летчиков, пограничников, в которых подростки получают хорошую школу патриотического воспитания.

Большую, ответственную воспитательную функцию выполняют командиры и политработники Советской Армии и Флота, которые не только готовят воинов к выполнению ими своего долга по защите Родины, но и развивают в них духовные качества патриотов и интернационалистов.

Патриотическое и интернациональное воспитание советских людей, осуществляемое по всем направлениям, всеми формами идеологической работы, выступает как одно из важных элементов идейно-политического и нравственного воспитания трудящихся.





Комментарий к статье