НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Система коммунистического воспитания сложна и многогранна. Ее элементы органически связаны между собой и взаимообусловлены. На определенных этапах развития социалистического общества характер взаимосвязи составных частей может меняться.
Анализируя состояние коммунистического воспитания в нашей стране в современных условиях и намечая пути дальнейшего повышения его эффективности, Л. И. Брежнев отмечал: «…современные условия выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии. Практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому мы можем добиться повышения ее эффективности. Это — комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся»
Комплексный подход к коммунистическому воспитанию вытекает из сущности целостного подхода к объекту воспитания — человеку, которого марксизм-ленинизм рассматривает как сложнейшую динамическую систему, включенную в не менее сложную структуру социальных связей.
Говоря о комплексном подходе к воспитанию, партия нацеливает нас на необходимость: во-первых, четкого определения целей воспитания, тех качеств сознания и поведения людей, формирования которых следует добиваться, во-вторых, выделения главного, основного звена в воспитательной работе на современном этапе развития нашего общества, в-третьих, определения специфики каждого вида воспитания и их взаимодействия в процессе формирования нового человека.
В современных условиях, когда в жизнь вступают поколения, не прошедшие непосредственно школы открытых классовых битв, имеющие о капитализме представление в основном лишь из книг, кино и т. д., важное значение в системе коммунистического воспитания приобретает идейно-политическое воспитание. Идейно-политическое воспитание призвано формировать у широких масс трудящихся коммунистическое мировоззрение.
Коммунистическая направленность, которая в определяющей мере формируется средствами идейно-политического воспитания, реализуется в практической деятельности. Социалистический труд и трудовое воспитание становятся средствами формирования нового человека. Трудовое воспитание выступает не только как формирование добросовестного отношения к труду, трудовых навыков, но и как сфера раскрытия и совершенствования многогранных способностей советского человека.
Идейно-политическое и трудовое воспитание формируют отношение людей к социальным идеалам, задачам, планам общественного развития, критерием которого выступают реальные результаты деятельности людей. «Мерило успеха политического воспитания масс, конечно, конкретные дела. Коммунистическая идейность — это сплав знаний, убеждения и практического действия.
Наглядный результат тесного слияния политического и трудового воспитания — нынешний подъем социалистического соревнования»
Идейно-политическая зрелость советских людей проявляется в активности жизненной позиции человека, которая определяется коллективизмом, степенью сплоченности советских людей, развитостью чувства долга, совести, справедливости и других нравственных чувств, личностным принятием моральных принципов и норм нашего общества. Эту задачу и призвано решить нравственное воспитание.