Нравственное и эстетическое воспитание — относительно самостоятельные направления воспитательной работы. Каждое из них решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы. Однако оба вида коммунистического воспитания имеют много общего и по своему содержанию и по направленности. Их общие черты предопределены всем укладом нашей жизни, развитием общественных нравственных и эстетических отношений. Оба они объективно направлены на формирование всесторонне гармонически развитой личности строителя коммунизма. Достижению этой цели, несомненно, способствуют умелое сочетание факторов эстетического и нравственного воспитания, особенно широкое использование искусства.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии специально отмечалась роль социалистического искусства в нравственном воспитании, в формировании моральных качеств советского человека. «Стоит отметить еще одну тему,— подчеркивал Л. И. Брежнев,— которой наши литература и искусство отдали немало усилий. Это — тема морали, нравственных исканий. Были здесь и свои издержки, но все-таки больше достижений. Заслуга наших писателей, художников в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности»
Нравственное и эстетическое воспитание есть формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социалистической личности. Чтобы выявить, как факторы эстетического сознания влияют на формирование и развитие нравственного сознания и поведения личности, важно иметь в виду такие узловые категории эстетического сознания, как «эстетическое восприятие — оценка», «эстетический вкус», «эстетический идеал».
Первичные отдельные эстетические восприятия — оценки являются отражением эстетической ценности предметов, явлений, человеческих поступков, характеров и т. д. Эстетическая оценка возникает в ходе материального производства, когда человек, овладевая мастерством, обретает определенную степень свободы трудовой деятельности и начинает наслаждаться самим процессом труда. В этом эмоциональном осознании своей свободы творчества в труде заложены основы эстетического переживания, Это сложное эмоциональное переживание переносится и на восприятие уже изготовленных предметов. Именно эти предметы служат первыми объектами эстетического восприятия-оценки. Объектом эстетической оценки становятся также поступки и действия людей, в которых проявляется высокая степень свободы их предметной и общественной деятельности. Именно здесь и пересекаются этическая и эстетическая оценка действий человека.
Эстетическое восприятие-оценка, далее, переносится с отдельного действия или поступка на облик и характер человека в целом. Причем здесь, по нашему мнению, дается целостная синтетическая эстетическая оценка, когда человек рассматривается с точки зрения проявления высокой степени свободы физической, предметно-трудовой и общественной деятельности.
При сравнении таких первичных элементов нравственного и эстетического сознания, как «нравственная оценка» и «эстетическое восприятие-оценка», явственно прослеживаются и их специфика, и общие взаимопересекающиеся черты.
То же самое можно сказать относительно таких общих категорий, как «нравственная норма» и «эстетический вкус». Эстетические вкусы сходны с нравственной нормой тем, что они имеют нормативный характер. Как и норма в моральном сознании, они являются уже определенным критерием оценки эстетической ценности новых явлений.
Сопоставление нравственных и эстетических идеалов имеет существенное значение для данных видов общественного сознания. Эстетический идеал, так же как и нравственный,— оценочная категория. Оба являются высшими категориями нравственной и эстетической оценки и имеют характер эталона или образца, в них отражается не только сущее, но и должное, а также объективные тенденции и закономерности развития. Будучи классовыми в классовом обществе, они непрерывно видоизменяются и развиваются с развитием самой общественно-исторической практики.
Несмотря на общие черты, нравственный и эстетический идеалы характеризуются рядом специфических различий. Во-первых, различие касается формы отражения. Нравственный идеал в некоторой мере абстрактен и существует в форме оценочных суждений. Эстетический идеал, несмотря на то что это высшая форма абстракции, всегда имеет конкретно-чувственный облик. Он интегрируется на основе накладывающихся друг на друга эстетических восприятий, вкусов и художественных образов и представляет собой сложный сплав эмоционального и рационального.
Во-вторых, различие касается широты самого объекта отражения. Нравственный идеал связан непосредственно с человеческой личностью. Это есть понятийное представление о совершенной в нравственном отношении личности, являющейся эталоном и нормативным образцом для подражания.
Эстетический же идеал — это конкретно-чувственный образ прекрасного человека. И в этом смысле он значительно шире по самому объекту своего отражения.
В-третьих, специфическое различие заключается в том, что эстетический идеал есть конкретно-чувственное целостное отражение высшей на данном историческом этапе степени свободы человеческой деятельности во всех ее многообразных проявлениях.
Таковы, на наш взгляд, основные общие черты и главные специфические различия нравственного и эстетического идеала.
Под нравственной деятельностью подразумевается специфический аспект, проявляющийся во всех видах человеческой деятельности, причем важную роль играет осознание индивидом в ходе общественно-исторической практики ценности своего поступка. Эстетическая деятельность также пронизывает все виды человеческой деятельности, которая в отличие от нравственной имеет и особый специфический вид своего проявления — художественную деятельность, искусство.
Следовательно, влияние эстетической деятельности на нравственное сознание и поведение может быть двояким. С одной стороны, это влияние эстетических аспектов трудовой и других видов деятельности, а с другой — непосредственное влияние специфически эстетического вида деятельности — произведений искусства. На формирование такого принципа коммунистической нравственности, как добросовестное отношение к труду на благо общества, помимо непосредственных факторов нравственного воспитания огромное влияние оказывает сам эстетический аспект трудовой деятельности и ее результатов.
В принципе человек может выработать в себе добросовестное отношение к труду на благо общества и без вмешательства эстетических факторов. Здесь вступают в действие такие сложные нравственные категории, как «ответственность», «долг» перед коллективом и обществом. Он может и эмоционально пережить чувство глубокого морального удовлетворения от добросовестно исполненной работы. Но какими новыми яркими гранями засверкают все эти его нравственные оценки, суждения и переживания, когда в самом труде он обретет высокую степень мастерства и свободы, когда он почувствует наслаждение от самого процесса труда, т. е. когда в его предметно-трудовой деятельности появится эстетический аспект!
Сами произведения искусства, непосредственным предметом отражения в которых являются эстетические стороны действительности, также почти всегда затрагивают и нравственный аспект. Иногда (в плакате, басне, семейно-бытовой драме, довести или кинофильме) это выступает явно и сразу бросается в глаза. В других видах и жанрах искусства (пейзаж, натюрморт, лирическое стихотворение, музыкальное произведение) нравственные мотивы могут выступать очень косвенно, приглушенно и опосредствованно. В произведениях архитектуры и художественного ремесла нравственные мотивы по существу отсутствуют. Но независимо от степени и глубины отражения нравственных аспектов деятельности человека в произведениях искусства нравственные ценности никогда не являются прямым предметом отражения. Лишь преломленные в эстетической ценности, лишь как органическая составная часть прекрасного и безобразного, трагического и комического в самой жизни, могут они послужить объектом отражения в художественном образе.
Поэтому, когда говорят, что произведение посвящено моральным проблемам, это в сущности неточно. Произведение может быть посвящено моральным проблемам, только взятым в их эстетическом преломлении. Доброе всегда или почти всегда содержится в прекрасном, а злое — в безобразном. Но это не идентичные понятия. Поэтому произведения, которые ставят своей задачей «художественно проиллюстрировать» какие-либо моральные нормы или принципы, заранее обречены на неудачу. В них утеряно главное — специфика предмета отражения в искусстве.
Произведения подлинного искусства, сохраняя художественную специфику, как правило, оказывают значительное действие на моральное сознание людей. Воздействие это имеет ряд особенностей. Художественное произведение воспитывает не через абстрактное перечисление совокупности моральных норм и принципов, не через иллюстрированные образы, служащие воплощением тех или иных черт коммунистической нравственности, а через конкретно-чувственное воплощение живых человеческих характеров во всей их целостности и неповторимости. В подлинных произведениях искусства никогда не дается «чисто» нравственная оценка поступка или человеческого характера. Нравственная оценка всегда интегрируется в эстетической, дается при помощи сложнейшей совокупности изобразительно-выразительных средств того или иного вида или жанра искусства.
В отличие от нравственных норм и принципов искусство показывает нравственные аспекты человеческого характера в реальной действительности, эстетически оценивая не только поступки человека, но и обусловившую их среду. В искусстве, как и в самой жизни, ни один нравственный принцип или норма не выступают как нечто застывшее, неколебимое и безусловное. Эти нормы и принципы иногда сталкиваются между собой (например, в фильме «Берегись автомобиля» или в романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»).
Искусство обязательно показывает свободу нравственного аспекта деятельности человека как одну из неотъемлемых черт прекрасного, возвышенного и героического характера. В этом моменте нравственный и эстетический идеалы как бы пересекаются n совпадают. Эта особенность воспитательного влияния искусства имеет особое значение в формировании морального облика советского человека.
Раскрывая художественными средствами нравственное поведение личности в условиях развитого социализма, искусство выполняет специфическую, только ему присущую, но очень важную роль в нравственном воспитании советского народа.