X

Нравственное и атеистическое воспитание

Проблема нравственного и атеистического воспитания глубоко затрагивает современную науку и социальную практику. Вокруг нее происходило и происходит немало дискуссий. Представители церковно-богословских кругов веками утверждали, что религия — сокровищница самых высоких нравственных ценностей, сила, единственно способная облагородить человека и удержать его от дурных поступков. По их мнению, никакая истинная мораль не может существовать вне религии, на основе которой только и возможно достижение совершенных нравственных отношений. Что касается атеизма, то он нередко отождествлялся и отождествляется с аморализмом и нигилизмом, разрушением нравственного сознания. Называя XX век веком «духовного кризиса» человечества, падения его нравственных устоев, богословы, многие буржуазные философы, социологи и политики связывают его с распространением материализма и атеизма.

Наука и историческая практика опровергают утверждения защитников религии о ее благотворном влиянии на прогресс морали, свидетельствуя о высоком нравственном потенциале атеизма, являющегося неотъемлемой составной частью коммунистической идеологии.

Единая и многогранная марксистско-ленинская общественная наука, основанная на философии диалектического и исторического материализма, органически включает и теорию научного атеизма, и этику, Идея тесной связи атеизма и нравственности, характерная для передовой общественной мысли прошлого, превратилась в идею внутреннего единства и взаимообусловленности Нравственного и атеистического воспитания в процессе формирования нового человека.

В решение проблемы соотношения нравственности и атеизма немалый вклад внесла советская общественная наука. Для нее с самого начала были характерны два аспекта деятельности — критический и позитивный. Критический аспект заключался в борьбе против исторически отживших форм нравственного сознания и поведения и их религиозной апологетики; он завершался раскрытием непримиримости и противоположности коммунистического и религиозного понимания явлений нравственной сферы. Позитивный аспект был и остается связанным с анализом новых, коммунистических, нравственных идеалов и ценностей.

Критическая, негативная сторона была преобладающей в первые десятилетия атеистического движения в СССР, хотя в то время впервые в истории совершалось практическое и теоретическое освоение рождавшихся в революционной практике новой морали и нового отношения к религии и атеизму. Постепенно нарастает и развертывается исследование позитивного нравственного содержания марксистско-ленинского атеизма. За последние годы советскими учеными проделана большая работа в этой области. Ныне это одно из основных направлений развития теории научного атеизма.

Мораль и религия — формы общественного сознания, связанные друг с другом в определенных исторических обстоятельствах. На заре человеческой истории элементы формирующегося общественного сознания, в том числе нравственного и религиозного, представляли собой нерасчлененное целое, непосредственно вплетенное в производственную деятельность первобытных коллективов. Дифференциация форм общественного сознания — явление исторически относительно позднее —не исключала того, что Г. В. Плеханов назвал «срастанием» нравственности с верой в существование бога. Наиболее полное выражение этот процесс нашел в иудаизме, исламе и особенно в христианстве. Степень и формы «срастания» религии и морали в конечном счете зависели от объективных условий общественного развития.

Социальный прогресс явился основой постепенного высвобождения нравственной сферы жизни общества из-под влияния религии. Жизнь практически отбрасывала утверждения богословов о нерасторжимой связи морали с верой в бога и подтверждала материалистическую точку зрения о возможности существования нравственности без религиозной санкции. Признаваемый церковно-богословскими кругами факт падения религиозности во всех слоях населения — свидетельство того, что вера в бога оказывается все менее способной удовлетворять многообразные, в том числе и нравственные, потребности современного человека.

В настоящее время большинство советских людей являются атеистами. Да и основная масса верующих ныне не считает принципы религиозного нравоучения руководящими правилами своего поведения. Согласно социологическим исследованиям, большинство последователей русского православия строит свое настоящее и будущее вне связи с достижением религиозного идеала личного бессмертия и спасения души. Изучение духовного облика верующих показало, что подавляющее большинство опрошенных уже не связывают свою производственную деятельность с религиозным понятием о труде как средстве служения богу и искупления грехов. При трудных жизненных обстоятельствах православные верующие в основном обращаются в государственные и общественные организации или опираются на помощь коллектива, товарищей по работе Под влиянием социалистической действительности у верующих наших дней формируется новая иерархия ценностей жизни и культуры, растет и крепнет новое, реалистическое понимание интересов и обязанностей человека.

Человечество от векового «союза» религии и морали переходит к неразрывному единству нравственности и атеизма. На высших этапах общественного развития — в условиях коммунизма — мораль будет полностью свободна от религиозного влияния. Религиозная вера (как равным образом и мораль эксплуататорских классов) носит преходящий характер и исчезнет с прогрессом общества, в то же время коммунистические нравственные отношения (тесно связанные с атеистическими взглядами и убеждениями) достигнут неведомой прежде прочности и силы.

Марксистско-ленинский атеизм — один из факторов нравственного прогресса, в свою очередь оказывающего огромное влияние на развитие атеизма. Позитивная роль научного атеизма в отношении морали состоит в том, что он ориентирует ее не на иллюзии, как это присуще религии, а на реальность и таким образом содействует ее развитию в естественном направлении, соответственно жизненным потребностям общества.

Религиозное обоснование морали искажает ее связь с интересами людей. Атеизм возвращает нравственность человеку и, снимая религиозную мистификацию, представляет ее как естественный продукт жизнедеятельности общества, форму его духовной культуры. Если поведение людей в соответствии с религиозной моралью выступает как внешняя необходимость, ведущая к расхождению между нравственными принципами и реальной практикой жизни, к лицемерию и ханжеству, то атеизм способствует проявлению нравственной свободы, основанной на осознании социально-исторических требований, которые определяют деятельность человека, необходимость соединения должного и сущего, Религия, отводя богу место творца морали, игнорирует ее социальный источник. Атеизм помогает раскрыть действительные общественно-исторические корни нравственности, увидеть ее возникновение и эволюцию как результат совместной деятельности людей, народных масс.

Разрыв с религией, атеизм изображались в виде аморализма, отказа от общественного долга, разрушения нравственности. Но не разрушается ли нравственность, когда она опирается на страх посмертного наказания или иллюзии загробного блаженства, а не на сознательность человека, понимание им социального смысла моральных требований, велений собственной совести. Свою подлинную опору мораль получает не через ирреальную ориентацию, а через обращение к реальным интересам трудящихся, передовых классов.

Правда, современные церковно-богоеловские круги пытаются внести определенные коррективы в религиозную трактовку нравственного прогресса. Учитывая реальную ситуацию, в рамках которой совершается развитие морали, представители русского православия, например, заговорили о «социальном факторе» нравственного прогресса. Речь идет о признании зависимости духовного развития человека от существующих социальных отношений, социального «служения» личности, взаимосвязи индивидуального и общественного в моральном развитии человечества. Это признание, однако, совершается в рамках религиозно-идеалистической системы, концепции божественного провидения, необходимости «спасения падшего человечества» и не отменяет общего антинаучного и реакционного духа религии.

Борьба против угнетения в прошлом не была свободна от использования религиозных моральных принципов. Прогрессивные движения, особенно в средние века, нередко протекали под лозунгами религии. Это объясняется условиями времени. Религиозно-нравственная форма находилась в противоречии с прогрессивным содержанием общественных движений и являлась показателем их незрелости и слабости. В ходе классовой борьбы социальный протест эксплуатируемых либо прорывал религиозно-нравственную оболочку, либо «задыхался» в ней. Силой своего реакционного воздействия религиозно-нравственная форма изнутри ослабляла освободительное движение.

Коммунистическая мораль не нуждается в какой-либо мистификации, ей чужды какие-либо внеклассовые, надысторические или религиозные прикрытия. С выходом на историческую арену рабочего класса — борца за последовательное революционное переустройство мира — объективные условия «союза» нравственности и религии перестали существовать. Пролетарская мораль, мораль социалистических отношений, коммунистическая мораль не могут выступать в религиозной форме, поскольку являются последовательно атеистической моралью. И это придает ей дополнительные силы в воздействии на общество и человека. Здесь речь идет о факте громадного исторического значения. Дело не только в разрыве с идеологией эксплуататоров. Мораль революционных классов отрицает не только нравы господ, но и те элементы нравов порабощенных, которые получили свое освещение в религиозных традициях смирения, терпения, покорности судьбе. Активное отношение к действительности, борьба с тем, что мешает прогрессу, утверждение нового — важные стороны нравственной жизни социалистического общества.

Прогресс нравственности и атеизма неразрывно связан с важнейшими особенностями социалистического общества — всесторонним и неуклонным прогрессом экономических, социально-политических и культурных условий жизни, широким развитием народного образования, всеобщим распространением и утверждением научного мировоззрения.

Не упадок, а возрастание нравственного потенциала социалистического общества, все более освобождаемого от религиозности, отмечается многими объективными исследованиями. Американский философ К. Ламонт пишет: «В нынешнем мире мы видим, что руководители и большинство народа в Советской России придерживаются положительного неверия не только в бессмертие, но и в бога. Однако именно в Советском Союзе после социалистической революции 1917 года мы были свидетелями внушительных успехов созидательного труда и могучей энергии как во время войны, так и в мирное время».

По мере углубления социальных преобразований, развития новых общественных отношений, роста трудовой и политической активности масс возрастает нравственный потенциал социалистического общества, продолжается освобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния. Секуляризация способствует расширению социальных связей личности, ее духовному и нравственному совершенствованию, ее подлинному расцвету; содействует более глубокому пониманию личностью своей социальной ценности, своего места в жизни общества, помогает формированию научного мировоззрения. Беспримерный по своим масштабам и глубине процесс отхода масс от религии в социалистических странах на деле опровергает суждения о религии как основе и источнике нравственности, о неизменности человеческой природы, неустранимости индивидуализма и зла в жизни.

Становление новой, свободной от религии коммунистической морали — дело сложное. Недостаточно одного освобождения от религии, чтобы стать высоконравственным. Секуляризация общественной и личной жизни предполагает не только разрыв с религиозным влиянием, но и формирование прочных научно-материалистических взглядов и убеждений. Она связана с ростом общественной активности личности, повышением ее политической сознательности, образованности, культуры. Нравственное развитие — результат влияния многих факторов: экономических, социально-политических и духовных.

В Советском Союзе и других странах социалистического содружества совершается впервые в истории «социальный эксперимент», призванный практически определить, как упадок религии сказывается на моральном состоянии общества. При всех трудностях и противоречиях развития духовной культуры нового общества этот эксперимент свидетельствует в пользу высокого нравственного значения атеизма. Он показывает, что социалистический общественный строй создает оптимальные возможности для всестороннего развития личности, что он пробуждает и формирует великие нравственные силы.

Нравственные качества и свойства личности формируются, таким образом, через функционирование всей системы коммунистического воспитания. Идейно-политическое, трудовое, правовое, эстетическое и другие виды воспитания, взаимодействуя с нравственным, направлены в определенной мере на то, чтобы развивать моральные чувства, формировать моральные убеждения и закреплять привычки должного поведения, т. е. воспитывать целостную нравственную личность. Нравственное же воспитание имеет своей непосредственной целью становление и развитие целостной нравственной личности. Этим и определяется его место и роль в системе коммунистического воспитания, его специфика.

admin: